Мой сайт

 

 

Знай и умей

Твоя палитра

Стройные высокие деревья протянули над аллеей свои причудливые темные зимние ветки. Повсюду лежит белый снег. Сад необыкновенно красив и немного таинствен, как в волшебной сказке. Он весь сверкает морозным, серебристым инеем. Деревья кажутся особенно высокими, потому что внизу, на заснеженных дорожках, изображены совсем маленькие фигурки взрослых и детей. (См. иллюстрацию I в конце.)

Так нарисовал ленинградский мальчик Володя Коваль. Он очень хорошо сумел показать морозный день, когда под ногами скрипит снег, а кругом тихо, не шевелясь, стоят деревья, будто боясь сбросить с себя свой блестящий снежный наряд. Легко представить, как однажды зимой прибежал Володя в Михайловский сад и вдруг остановился, изумленный его красотой. Придя домой, он нарисовал то, что запомнилось ему.

Желание передать линиями и красками окружающий мир появилось у человека очень давно. Тридцать тысяч лет тому назад в древнем каменном веке люди не умели ни читать, ни писать, но они умели рисовать.

Человек тогда не пахал землю и не сеял, а охотился на диких зверей, и его жизнь зависела от удачной охоты. Поэтому животные интересовали людей больше всего.

Воображение человека было поражено огромными зверями, за которыми он охотился. В глубине своей пещеры он подбирал уголь от погасшего костра и в полутьме на стенах изображал в натуральную величину бизонов, медведей, оленей с ветвистыми рогами.

Нас изумляет искусство, с каким нарисованы эти животные. Острота глаз у первобытного человека была необыкновенной — он верно подмечал повадки животных, их движения.

Первобытные охотники верили, что изображения зверей имеют магичёскую силу и могут принести хорошую добычу. Перед пещерными рисунками они совершали обряды для того, чтобы охота была удачной.

 

А. Матисс. Женщина с распущенными волосами

 

Иногда художник рисовал бизона и на теле его очерчивал сердце. Он учился попадать в это сердце, стреляя в него из лука, как в мишень. Рисунки были выполнены углем, красной охрой и темно-красным железняком. Эти краски люди уже тогда умели находить в земле.

Не только животных рисовали художники каменного века. На грубых сводах их жилищ можно увидеть изображения охотников, стреляющих из лука, а иногда танцующих людей. Трудно поверить, что эти рисунки создавались в такие далекие времена.

Впервые произведения первобытных людей были обнаружены в конце прошлого века в Северной Испании, в знаменитой пещере Альтамира. На ее потолке испанский археолог Марселино де Саутуола увидел множество изображений диких зверей.

Потом во всех концах земли, в пещерах и на скалах, стали находить такие «музеи» первобытного искусства. Наскальные рисунки нашли и в Африке, и в Карелии, и во многих других местах. На Ангаре есть целые скалы, сплошь покрытые ими.

Под Свердловском находится Капова пещера. Ее назвали «Наскальный Эрмитаж» из-за большого количества рисунков на стенах.

На протяжении всей истории рядом с человеком всегда шло искусство. Проходили века, преображалась жизнь, одна эпоха сменяла другую, но люди продолжали создавать статуи и картины, искусные изделия из кости и дерева.

Мы привыкаем к миру, в котором живем, и многое перестаем замечать. А у художника острый взгляд. Он видит то, что нам с тобой, может быть, и не бросится в глаза, но что очень характерно и важно. Художник помогает нам постигать мир. В самых простых вещах, в природе, ничем, казалось бы, не примечательной, знакомой нам с детства, художник открывает новую красоту, и мы стоим перед ней пораженные.

Есть у художника И. Левитана картина «Березовая роща». В ней изображен только кусочек леса — всего несколько берез и трава. Незатейливый, простой уголок природы. Но сколько прелести в нежных бело-розовых стволах берез, какие яркие солнечные блики играют на листьях, на траве! Смотришь и, кажется, видишь: вот пролетела с жужжанием пчела... и будто чувствуешь, как пахнет согретая солнцем листва. И думаешь: «Как часто я сам бывал в лесу, но никогда не знал, что он может быть так красив».

 

Мамонт, носорог, зубр. Наскальное изображение. Палеолит.

 

Древнегреческий скульптор Фидий, живший в V веке до нашей эры, изваял статую Зевса из золота и слоновой кости. Статуя не сохранилась до наших дней, но остались книги, в которых она описана. Из них мы узнали, что люди, у которых было горе, приходили к статуе и находили утешение, глядя на лицо Зевса, — таким оно было добрым и прекрасным.

Искусство — это мир человеческих чувств и мыслей, и поэтому оно волнует и трогает нас.

Произведения искусства раскрывают не только красоту природы и человека. Они заставляют нас думать о правде, о добре и зле, о несправедливости. Вероятно, не одно поколение людей, приходивших в Третьяковскую галерею, смотрело с болью и негодованием на «Бурлаков на Волге» И. Репина.

И разве не испытывали они гнев, когда стояли перед картиной Н. Ярошенко «Всюду жизнь»? А какой щемящей грустью наполняется сердце, когда видишь «Владимирку» И. Левитана — дорогу, по которой угоняли на каторгу людей, боровшихся за счастье народа...

Умение наслаждаться искусством приходит не сразу. Не сразу открывается неопытному глазу красота картины. Может быть, и ты проходил по залам музея, смотря то на один холст, то на другой, и тебя занимало лишь его содержание. Но разве это все, что есть в картине?

Для того чтобы лучше почувствовать произведение живописи, надо научиться понимать язык красок и линий. Ведь и художнику одного вдохновения мало, чтобы создать произведение искусства. Многие годы он учится рисовать и писать красками.

В этой книге ты прочтешь о некоторых особенностях творчества художников, и оно станет тебе более понятным.