Мой сайт


Что такое жанры

 

В ходе развития изобразительного искусства сформировались несколько классических жанров картин, которые обрели свои особенности и правила.

 

Портрет — это реалистичное изображение человека, в котором художник пытается добиться сходства с оригиналом. Один из самых популярных жанров живописи. Большинство заказчиков использовали талант художников, чтобы увековечить собственное изображение или, желая получить изображение близкого человека, родственника и т. п. Заказчики стремились получить портретное сходство (или даже приукрасить его) оставив в истории зрительное воплощение. Портреты различных стилей являются самой массовой частью экспозиции большинства художественных музеев и частных коллекций. Данный жанр включает в себя и такую разновидность портрета, как автопортрет — изображение самого художника, написанное им самим.

Пейзаж — один из популярных живописных жанров, в котором художник стремится отобразить природу, её красоту или особенность. Различные виды природы (настроение времени года и погоды) оказывают яркое эмоциональное влияние на любого зрителя - это психологическая особенность человека. Стремление получить эмоциональное впечатление от пейзажей сделало этот жанр одним из самых популярных в художественном творчестве.

Архитектурная живопись — этот жанр во многом похож на пейзаж, но имеет ключевую особенность: на картинах изображаются пейзажи с участием архитектурных объектов, зданий или городов. Особое направление - уличные виды городов, передающие атмосферу места. Ещё одним направлением этого жанра является изображение красоты архитектуры конкретного здания - его внешнего вида или изображения его интерьеров.

Историческая живопись — жанр, в котором основным сюжетом картин является историческое событие или его интерпретация художником. Что интересно - к этому жанру относится огромное количество картин на библейскую тему. Так как в средневековье библейские сюжеты считались "историческим" событиями и основными заказчиками этих картин была церковь. "Исторические" библейские сюжеты присутствуют в творчестве большинства художников. Второе рождение исторической живописи происходит во времена неоклассицизма, когда художники обращаются к известным историческим сюжетам, событиям из времён античности или национальным легендам.

Батальная живопись — отражает сцены войн и сражений. Особенностью является не только желание отразить историческое событие, но и донести зрителю эмоциональное возвышение подвига и героизма. В последующем, этот жанр становится ещё и политическим, позволяя художнику доносить зрителю свой взгляд(своё отношение) на происходящее. Подобный эффект политического акцента и силу таланта художника мы можем видеть в творчестве В. Верещагина.

Натюрморт — это жанр живописи с композициями из неодушевлённых предметов, с использованием цветов, продуктов, посуды. Этот жанр один из самых поздних и сформировался в голландской школе живописи. Возможно, его появление вызвано особенностью голландской школы. Экономический расцвет 17 века в Голландии привёл к стремлению к доступной роскоши (картинам) у значительного количества населения. Эта ситуация привлекла в Голландию большое количество художников, вызвав острую конкуренцию среди них. Бедным художникам были недоступны модели и мастерские (люди в соответствующих одеждах). Рисуя картины на продажу, они использовали подручные средства (предметы) для композиций картин. Эта ситуация в истории голландской школы является причиной развития жанровой живописи.

Жанровая живопись — сюжетом картин являются бытовые сцены повседневной жизни или праздников, обычно - с участием простых людей. Так же как и натюрморт, получает распространение у художников Голландии в 17 веке. В период романтизма и неоклассицизма этот жанр обретает новое рождение, картины стремятся не столько отразить повседневный быт, сколько романтизировать его, внести в сюжет определённый смысл или мораль.

Марина — вид пейзажа, в котором изображаются морские виды, прибрежные пейзажи с видом на море, восходы и закаты на море, корабли или даже морские сражения. Хотя существует и отдельный батальный жанр, но морские сражения всё равно относятся к жанру "марина". Развитие и популяризация этого жанра также можно отнести к голландской школе 17 века. Пользовался популярностью в России благодаря творчеству Айвазовского.

Анималистическая живопись — особенностью этого жанра является создание реалистичных картин, изображающих красоту животных и птиц. Одной из интересных особенностей этого жанра является наличие картин, изображающих несуществующих или мифических животных. Художники, которые специализирующиеся на изображениях животных называются анималистами.

 

 

 

 

«Натюрморт» — французское слово и значит буквально «мертвая природа». В натюрмортах изображают не только неодушевленные предметы, но также фрукты, цветы, рыбу или дичь.

На небольшом круглом столе, на белой скатерти, в беспорядке стоит посуда. Как будто только что здесь кто-то завтракал. Вот лежит, тускло поблескивая серебром, бокал, в другом, стеклянном,— недопитое вино. На серебряной тарелке пирог. У него отломлена хрустящая корочка, и мы видим начинку — варенье. Картина так и называется: «Завтрак с ежевичным пирогом». Ее написал голландский художник В. Геда, живший в XVII веке. (См. иллюстрацию IV.)

Голландия в ту пору была самым передовым и богатым государством. После буржуазной революции XVI века народ освободился от власти феодалов и церкви. Окончилась победой и долгая война с испанскими захватчиками. Мужественный, трудолюбивый голландский народ вернулся к мирной жизни. И тогда люди особенно остро почувствовали, как хороша природа, как мила им их простая жизнь. И художники стали рисовать то, что было понятно и близко всем: тихие поля и море, уютные комнаты со старинной мебелью, семейные сценки.

Это было время расцвета голландской живописи. Все увлекались искусством, все покупали картины. Художники даже иногда платили своими картинами и хозяйке за комнату, и портному за костюм.

С особой любовью голландские художники писали натюрморты. «Завтрак с цыпленком», «Завтрак с ветчиной и персиками», «Завтрак с омарами» — вот их излюбленные темы.

Они любили серые тона, особенно для фона, но зато каким золотом отливают на этом фоне лимоны! Как хороши сочные персики с бархатистым пушком или селедка, вся сверкающая перламутром! Какими тугими складками падает накрахмаленная белая скатерть из знаменитого голландского полотна!

Голландские художники очень умело пользовались светотенью и тончайшими переходами цвета, и потому так объемны стеклянные бокалы, в которых поблескивает налитое вино. А как хорошо они изображали металлический блеск посуды и матовость глиняных кувшинов! Художники увидели возвышенную красоту в самых простых, обыденных вещах. Они передали не только красоту вещей, но и свое восхищение ими.

Все эти предметы, изображенные на полотнах, помогают увидеть как бы кусочек жизни того времени: посуду, которой тогда пользовались, обстановку комнат, обычаи и привычки.

Эти натюрморты были небольшими по размеру, и художников, писавших их, потом назвали «малые голландцы».

Они-то и являются родоначальниками натюрморта.

Большую любовь к земле, к ее чудесным плодам мы видим в натюрмортах советского художника Петра Петровича Кончаловского. Он с детства с увлечением рисовал овощи, плоды и цветы. И эта страсть осталась у него на всю жизнь.

Художник восхищается гроздями сирени — то темно-лиловой, то белой, то сиреневой. Он пишет нежно-розовые фиалки и яркие розы, пишет очень бережно, любуясь очертаниями лепестков и стараясь не пропустить ни одного оттенка.

А ты знаешь, что говорил Кончаловский своим ученикам? «Цветок нельзя писать «так себе», простыми мазочками, его надо изучать так же глубоко, как и все другое. Цветы — великие учителя художников: для того чтобы постигнуть и разобрать строение розы, надо положить не меньше труда, чем при изучении человеческого лица».

Теперь ты знаешь, что натюрморт — это один из жанров в живописи.

 

 

 

 

Здесь ты прочтешь о жанре пейзажа — изображении природы.

Художники древности не рисовали пейзажей. Впервые пейзажами заинтересовались художники в эпоху Возрождения. Мы уже знаем, что художники Возрождения стремились правдиво отображать природу, но она служила у них лишь фоном для человека.

Только в картинах голландских художников XVII века, тех же «малых голландцев», природа стала главным героем.

Большую часть поверхности Голландии занимает низменная равнина, почти всюду ее земля находится на одном уровне с морем. Ни яркими красками, ни пышной растительностью не отличается природа Голландии. Но голландские художники сумели найти красоту и очарование в самых обыкновенных уголках природы. То, что раньше не привлекало ничьего внимания, теперь появилось на полотнах: песчаная дорога с растущим вдоль нее кустарником, хижина рыбака на берегу тихой речки, зеленые луга с пасущимися стадами.

Голландцы часто пишут море. То оно спокойное и умиротворенное, то оно яростно бушует, и огромные волны рушатся на одинокий корабль.

 

 

 

 

Проникновенной любовью к родной природе наполнены картины русских пейзажистов: Саврасова, Шишкина, Левитана и Серова. На портрете Шишкина, написанном художником Крамским, изображен богатырски сложенный человек в высоких охотничьих сапогах, с тяжелым этюдником за плечами и с большим зонтом. Иван Иванович Шишкин и на самом деле, как

богатырь, исходил луга, поля и леса России. Как он много видел, как хорошо изучил и передал в своих полотнах строение высоких сосен, золотую рожь и низкорослый папоротник в темных лесных зарослях! Все это он изображал очень точно.

Другой замечательный пейзажист, Исаак Ильич Левитан, бесконечно любил тихие леса, перелески и поляны. Он глубоко чувствовал все очарование русской природы и создавал проникновенные, поэтические пейзажи нашей средней полосы. Пейзажи — это не просто изображение природы, в них можно передавать и мысли, и чувства, и настроение. Пейзажи могут вызывать у нас радость или грусть, порой тревогу. Широкая, могучая Волга в картинах Левитана вызывает ощущение величественности и бесконечности простора.

Левитан, как никто, умел передать весеннюю свежесть влажного воздуха, талый снег и нежность березок, стоящих в воде, или яркую синеву осеннего неба и очаровательную гамму желтых и красных пятен листвы.

Есть красота в нетронутой природе, но есть красота и в тех преобразованиях, которые внес в природу человек. Советский художник Григорий Григорьевич Нисский с увлечением, любовно рисует новый пейзаж нашей страны.

Казалось бы, нет ничего красивого и поэтичного в изображении железнодорожной станции. А вот Нисский нарисовал ее. Большая станция со множеством путей. На них стоят паровозы, вот-вот готовые отправиться в путь, и разные вагоны: красные, желтые, зеленые. Картина наполнена ощущением деятельности человека, ритмом современной жизни.

Нисский часто изображает шоссе. Оно всегда стремительно убегает на его картинах вдаль между лугов и лесов. Среди нежной зелени лиственных деревьев красиво выделяются темные пятна елей. (См. иллюстрацию XIII.)

Он рисует самолеты в синем-синем небе, арки мостов, перекинутых через реки, белоснежные виадуки на фоне изумрудных полей.

Художника радует и увлекает все новое, все, что создано добрыми руками человека.

 

 

 

 

Одни из самых древних портретных изображений, известные нам, — это статуи фараонов и сфинксы в Древнем Египте.

И статуи и сфинксы делались исполинских размеров. Их создавали для того, чтобы прославлять фараонов, чтобы память о них жила века.

Осенью 1877 года в Египте, в районе оазиса Фаюм, была найдена древняя гробница. В ней обнаружили много мумий. Вместо обычной маски, накладываемой на голову мумии, были вставлены портреты. Эти самые первые известные нам живописные портреты создавались в I веке до нашей эры — IV веке нашей эры. Написаны они на деревянных досках восковыми красками, сохранившими до еих пор необыкновенную свежесть и яркость.

Сначала эти портреты украшали жилища, а после смерти владельца вставлялись в его мумию.

Лица людей поражают живым выражением, чувствуется, что они очень похожи на оригиналы.

По месту оазиса портреты называются фаюмекими. (См. иллюстрацию IX.)

Художники всех времен и всех стран писали портреты.

Этот жанр больше чем какой-либо другой связан с внутренним миром человека.

Давно уже нет людей, которых рисовали художники, но они как будто знакомы нам. Их изображения рассказали нам не только о том, какой у них был нос или глаза, какого цвета были волосы, но и о более важном — о характере этих людей: мы узнаем, добрыми они были или жестокими, беспечными или мрачными, подозрительными.

Чтобы написать портрет, нужно много знать о человеке: его характер, профессию, привычки, манеру одеваться, ходить. Очень часто мы узнаем знакомого нам человека издали, когда черты лица еще нельзя рассмотреть,— узнаем по походке, по общему силуэту.

Художники, прежде чем приступить к работе над портретом, делают много набросков и эскизов, изучают человека, которого будут писать.

Цвет кожи или волос, форма носа, изгиб рта, овал лица — все это внешние черты человека. И они у всех разные не только потому, что природа создала людей разными, но и потому, что особенности человека, его внутренний мир отражаются на его лице, придавая ему неповторимый характер.

Очень важно выбрать позу, характерную для этого человека, найти жест, такой своеобразный у каждого. А как много говорят о человеке его глаза! От того, какое выражение придаст им художник, зависит и наше понимание человека. Недаром говорят, что глаза — это зеркало души. Не менее важен выбор композиции и фона для портрета, который подходил бы к замыслу художника. Художник может посадить свою модель в кресло или за письменный стол. Серов написал «Девушку, освещенную солнцем» в саду — чудесный портрет, полный воздуха и солнца.

Все, что художник поместит в портрете, не должно быть случайным. Даст ли он в руки того, кого пишет, книгу, кисть или молоток — все это будет иметь прямое отношение к этому человеку.

Как и во всякой картине, цвет и в портрете играет основную роль. Мы с тобой уже знаем, что колорит придает картине настроение — жизнерадостное или, наоборот, лирическое, грустное и даже мрачное. Вот портрет работы Сероза «Мика Морозов». (См. иллюстрацию XI.) Белая рубашка, золотистые волосы и оживленное смугло-розовое лицо мальчика освещены теплым светом. Портрет пленяет нас тонкостью и богатством колорита, жизнерадостностью.

Может случиться и так, что два художника написали одного и того же человека, а получился он у них разным. Происходит это оттого, что каждый художник по-своему понял характер, мысли и чувства человека, а главное, он вложил в портрет свое отношение к изображаемому.

В истории искусства известны имена таких великих портретистов, как Рембрандт, Веласкес, Ван-Дейк. Среди русских художников были замечательные портретисты: Рокотов, Боровиковский, Кипренский. Среди советских мы знаем имена Нестерова, Кончаловского, Корина.

Огромную галерею портретов знаменитых людей XIX века создал Илья Ефимович Репин. Он считал, что писать портреты выдающихся современников его долг перед родиной.

Репин был давно дружен с композитором Мусоргским, любил и ценил его музыку. Когда композитор тяжело заболел, Репин приехал к нему в госпиталь и там в течение четырех дней написал великолепный портрет. Он изобразил Мусоргского в серо-зеленоватом больничном халате с малиновыми отворотами.

Композитор сидит, смотря вдаль, на лице его следы болезни, но глаза полны жизни, глубоких дум. Художник поставил перед собой цель — передать одухотворенный образ замечательного композитора. И это ему удалось. Современники, знавшие Мусоргского, были поражены необычайной правдивостью и жизненностью портрета.

Когда художник пишет свой портрет — это называется автопортретом. Пожалуй, больше всего автопортретов создал Рембрандт, Он писал себя молодым и веселым, зрелым мастером, во всем могуществе своих творческих сил, то улыбающимся, то глубоко задумавшимся. Писал и позже, в самые тяжелые годы своей жизни, писал и в старости, сгорбленным, с морщинами на лице, но не сломленным невзгодами, глубоко человечным и сильным духом.