Мой сайт


Мир в карандаше

 

Кто сказал, что настоящее искусство – это краски и холсты? Мы готовы вам рассказать о направлении в художественном творчестве, которым хорошо владели и владеют такие мэтры, как Врубель или Брайан Duey. Они в совершенстве выполняли рисунки простым карандашом. И эти работы волнуют, радуют и приносят наслаждение. Можно ли перенять их технику и научиться рисовать подобным методом? Конечно, можно! Но, как и что для этого надо?

Говоря о величии и гениальности всего простого, нельзя не вспомнить об обычном карандаше. Кто из нас не знаком с ним и не держал его в руках. Все мы с детства хорошо владеем им. Конечно, для начинающих, для совсем крохотных деток, кажется, что так просто взять карандаш в руки и начать «творить» каляки-маляки.

Но ребенок растет, и он видит, что спектр применения карандаша огромный, да и пользоваться им можно по-разному. Кто-то города, мосты и дома им строит на бумаге. Другой – прокладывает им на карте маршрут кругосветного путешествия. А третий пишет стихи или рисует портрет любимой.

Вот так легко и просто карандаш вошел в нашу жизнь и стал нашим помощником и другом. А картинки, нарисованные карандашом – это уже целое направление, стильное и имеющее свой неповторимый шарм.
Отличительной их особенностью является то, что они абсолютно универсальны. А потому и возможности их безграничны. Нарисованные простым карандашом, они:

  1. Подходят для любого возраста. И маленьким деткам интересно рассматривать их, и взрослым нравится их использовать в своих записях в соцсетях.

  2. Нет ограничивающих критериев для их использования. Девушкам и парням интересно будет выставить подобные красивые картинки, как статус или же подарить их своему другу.

  3. Их можно копировать или же легко научиться самому исполнять (срисовать).

Разный характер изображений. Это могут быть милые картинки с няшными пушистиками, могут быть веселыми и забавными, или же, иметь схожесть с фотографиями.

А главное, карандашный рисунок невероятно привлекательно и убедительно выглядит. Он может украсить не только ваш профиль на страничке в соцсетях, но и утро, и весь день приятными воспоминаниями.

Самый основной секрет, почему рисунки карандашом прикольные, оригинальные и обращают на себя внимание, заключается в том, что они выглядят, словно живые. Нарисовано все так реально и точно, что кажется, что люди вот-вот заговорят или, засмеются, заплачут, а предметы можно взять и пользоваться ими.

Почему они такие классные и все так натурально выглядит? Что их оживляет? Присмотритесь, сквозь легкие штрихи заметно, что мастер продумал не только точность линий, передающих образ и силуэт, он уделил особое внимание одному малюсенькому нюансу, благодаря которому изображения не только красивые, но и почти материальные. Что это? Свет и тень.
Мастерски работая над светотенью, художник добивается кажущегося объема. Перед нами, как и были, простые чёрно-белые картинки для срисовки. Но, когда появилась тень, например, от ниспадающего на лицо локона, или на столе от вазы, все вдруг ожило.
Сможете так же сделать? А хотите научиться? Хотите, чтобы ваши прикольные картинки приобрели реалистичный вид? Тогда вы правильно к нам заглянули!


 

 

 

До сих пор мы знакомились с тем, как рисуют и пишут художники. Теперь поговорим о том, как тебе самому учиться рисовать и писать красками. Возможно, что ты станешь впоследствии художником, а может быть, выберешь себе другую профессию, но умение рисовать может пригодиться человеку любой специальности.

Разве геологу не приходится рисовать всевозможные горные породы или расположение пластов земли? А археологи? Они ведь тоже зарисовывают различные находки во время раскопок. Суметь изобразить какую-нибудь деталь, часть машины совершенно необходимо технику или инженеру.

Ты уедешь путешествовать и привезешь с собой в альбоме зарисовки городов, которые ты посетил, и людей, которых там встретил. И эти наброски останутся у тебя на всю жизнь как память о твоем путешествии.

И это еще не все. Занимаясь рисунком и живописью, внимательно присматриваясь к окружающему миру, ты научишься лучше видеть его. Ближе узнаешь природу, и тебе откроется ее красота.

Но главное, тебя начнет интересовать творчество

художников. Тебе захочется посмотреть их рисунки и картины, узнать, как работали художники других веков и как они работают сейчас. Словом, ты будешь знакомиться с искусством, и это сделает твой внутренний мир бесконечно более богатым и содержательным.

 

А это понадобится для рисования

 

 

 

 

Леонардо да Винчи писал: «Картина живописца будет малосовершенна, если он в качестве вдохновителя берет картины других, — если же он будет учиться на предметах природы, то он произведет хороший плод».

Очень часто ребята срисовывают рисунки и картины художников, иллюстрации из книг. Некоторые искренне считают, что так и надо делать. Но делать этого не надо. И вот почему.

В каждую свою работу художник вложил частицу своей души, своего таланта, своих наблюдений. Чем больше он сумел увидеть и передать увиденное, тем больше мы восхищаемся его картиной. В произведении художника нас радует то новое, что подсмотрел он е жизни. И вот ты садишься и начинаешь перерисовывать его картину. Ты не вкладываешь в такую работу ни своих впечатлений, ни своих собственных наблюдений, ни своих переживаний. Ты перерисовываешь механически, ты приучаешься смотреть на мир чужими глазами, и пользы от этого будет очень мало.

Ты можешь, конечно, возразить, что многие художники в годы своего учения копировали картины знаменитых мастеров. Но это совсем другое. Художник делает копию в музее с оригинала картины. Он копирует для того, чтобы изучить те или иные приемы работы большого мастера. А ты перерисовываешь с репродукции, и подчас с плохой, где многое искажено.

Итак, давай условимся, что рисовать ты будешь самостоятельно.

И еще об одном мы должны договориться. К рисованию надо относиться серьезно, потому что твои рисунки — это тоже искусство. Пусть у тебя многое еще не совершенно, но ты видишь окружающий мир и передаешь свои впечатления, а это главное. Если сначала что-нибудь и не удастся — не падай духом. Не думай о том, что скажут другие о твоем рисунке.

 

 

 

 

В конце прошлого века в Академии художеств преподавал профессор Павел Петрович Чистяков. У него учились такие замечательные художники, как Репин, Суриков, Серов, Васнецов и многие другие»

Чистяков придавал рисунку огромное значение. Он говорил, что «не умеющий рисовать не будет и писать как следует».

Рисунок — это основа любого произведения изобразительного искусства. И в картине, написанной красками, он также очень важен.

Учиться рисовать не легко, но это не должно смущать. Поэтому лучше всего проявить настойчивость и рисовать ежедневно хотя бы полчаса. Постепенно это так увлечет тебя, что станет потребностью.

Вот что рассказывает про свое увлечение рисованием советский художник Александр Александрович Дейнека: «...для меня рисование было так же необходимо, как купание в реке, езда на санках, как встречи со сверстниками... Сколько я себя помнил, я всегда рисовал...»

Рисунок играет не только подсобную роль, помогая художнику в работе над картиной, он может существовать и как самостоятельное произведение искусства.

В рисунке художник, так же как и в картине, передает свои чувства и мысли.

 

 

 

 

Графитный карандаш самый распространенный вид карандаша. Он бывает жестким и мягким. Сорта обозначаются на карандаше буквой «Т» — твердый, а буквой «М» — мягкий. Жесткие карандаши дают тонкую линию, мягкие — более толстую. Мягкий карандаш легко и красиво ложится на бумагу. Но для качала лучше брать не слишком мягкий карандаш (потому что при стирании резинкой он может размазаться по бумаге), а карандаш, на котором написано «2М» или «3М». Графитные карандаши очень удобны для быстрых зарисовок в альбоме.

Точить их лучше всего острым перочинным ножом.

Итальянский карандаш — называется также «ретушь» или «негро». Он дает на бумаге глубокий бархатистый черный тон. Мм хорошо делать переходы от светлых к темным тонам. Там, где у тебя должен быть совсем светлый тон, можно дать штрихи мелом. Стирать итальянский карандаш надо очень осторожно, чтобы не получилась грязь. Но зато с помощью резинки, если умело ею пользоваться, можно передать на рисунке блики — например, блеск металла или стекла.

Итальянским карандашом охотно работали многие большие художники.

Уголь — очень хороший материал для учебных занятий, Он легко ложится на бумагу и на холст. Отирается он тряпкой, мякишем белого хлеба. Тон его на бумаге тоже бархатистый, как у итальянского карандаша. Но уголь толще и грубее, поэтому отдельные места в рисунке углем можно делать итальянским карандашом. Они хорошо дополняют друг друга.

Уголь продается в магазинах в виде черных палочек толщиной в карандаш. Помни, что они очень хрупкие, поэтому не сжимай их сильно в руке.

Если ты не достанешь уголь в магазине, то его можно приготовить самому. Об этом ты прочтешь немного дальше.

Чтобы добиться густого темного тона, надо штриховать углем одно и то же место несколько раз.

Можно заштриховать сразу большую плоскость. Если надо потом сровнять штрихи или сделать мягкий переход от тени к свету, уголь растушевывают пальцем.

Можно также купить специальные растушевки в виде конусообразных трубочек.

Рисунок, выполненный углем, красив и выразителен. Многие художники делали им портреты. В книге помещен портрет Е. Д. Баташевой работы И. Репина. (См. иллюстрацию XII.)

Рисунок углем надо обязательно фиксировать, иначе он быстро осыпается. Фиксатив продается в магазине.

Чтобы зафиксировать рисунок, его кладут плашмя. Фиксатив наливается в пульверизатор. Пульверизатор держат на расстоянии метра от рисунка. Не следует дуть прямо на рисунок. Пусть брызги фиксатива падают на рисунок сверху мягко.

Обрызгивать рисунок надо до тех пор, пока он не станет влажным.

Тушь — черная продается в жидком виде в бутылочках. Художники любят рисовать ею либо пером, либо кисточкой. Тогда в тушь добавляют воду.

Сангина продается в магазинах в виде палочек. Она красивого красновато-коричневого цвета и благодаря этому больше, чем уголь, подходит для рисунка головы или фигуры человека. Для светлых мест можно брать белила или мел.

 

 

 

Трудно точно сказать, когда научились изготовлять бумагу, но летописи сообщают, что она была изобретена в Китае во II веке нашей эры Чай Лунем.

А в глубокой древности люди не знали бумаги. Египтяне, например, писали на пальмовых листьях, потом научились делать свитки для письма из папируса, растущего на берегах Нила. Другие народы писали на пергаменте, который выделывался из кожи, на костяных или деревянных дощечках, на бересте.

Сейчас бумагу выпускают самых различных сортов, в зависимости от употребления и назначения.

Для рисования лучше всего идет белая, плотная бумага. Она выдержит, если ты даже много раз будешь стирать линии карандаша резинкой. Но это не значит, что надо увлекаться стиранием.

Бумага для рисования карандашом должна быть немного шероховатой. Гладкая — для работы пером.

Хорошая бумага — это ватман или полуватман. Его можно купить в магазине. Если такой бумаги нет, то купи обычный альбом для рисования.

 

 

 

 

Бумага, приколотая к доске кнопками, никогда не будет лежать достаточно гладко. Лучше всего наклеить ее на доску.

 

Всё это понадобится, чтобы наклеить бумагу

Мольберт или "Хлопушка"

 

Возьми лист бумаги такого размера, чтобы он был немного больше доски, и вдоль четырех краев отогни полоску шириной 1,5 - 2 сантиметра.

Затем мягкой губкой или ватой как следует смочи одну сторону бумаги водой. Когда бумага набухнет, лишнюю воду смахни. Отогнутые края смажь столярным клеем с другой стороны. Наложи бумагу на доску и приклей ее края к доске. При наклейке старайся натянуть бумагу сколько удастся.

После этого поставь доску на ребро и подожди, когда бумага просохнет.

Наклеенная бумага годится и для рисования карандашом, и для работы акварельными красками.

 

 

 

 

Может быть, ты удивишься названию этой главы, но это очень важный вопрос. Когда ты сидишь правильно, то не устаешь, и работа доставляет тебе радость. Если ты держишь карандаш неудобно, то на рисунке у тебя будут неуверенные штрихи.

При работе не напрягай руку, держи карандаш в выткнутой, но свободной, ненапряженной руке. Опирайся на рисунок только ребром ладони.

Рисунки маленького размера можно делать сидя за столом, но для больших это не годится, потому что, рисуя, ты должен видеть перед собой весь лист бумаги. Доску с прикрепленной бумагой можно поставить на стул или положить одним концом себе на колени, а другим на стол или на спинку стула.

Удобно рисовать за небольшим складным мольбертом.

Отодвигая ножки мольберта, можно изменять его наклон. А после работы мольберт легко сложить, и он займет в комнате очень мало места.

 

 

 

 

Рисовать можно по воображению, по памяти и с натуры.

С давних пор художники учились рисовать, работая с натуры. Тебе тоже можно посоветовать начать с этого.

Первый совет: не рисуй небрежно, кое-как — такая работа никогда не приносит удовлетворения.

Перед тем как начать рисовать, посиди и посмотри на то, что ты решил изобразить. Очень важно сосредоточиться.

Не спеши. Для начала совсем забудь про резинку.

Приучи себя не стирать резинкой то, что ты нарисовал. Поэтому не рисуй карандашом как попало, а проводи линию так, чтобы она передавала форму предметов. Вести линию надо плавно, с нажимом, не отрывая карандаш от бумаги, стараясь делать ее как можно длиннее.

Рисунок может быть выполнен одной линией — карандашом или пером и тушью, фломастером. Это линейный рисунок.

Наряду с линейным существует тоновый рисунок. Его также делают карандашом, но штрихи карандаша растушевывают. Можно рисовать и кистью, беря акварельную краску одного цвета или тушь, разбавленную водой.

В тоновом рисунке художник с помощью светотени показывает объем предметов и то, насколько один предмет светлее или темнее другого. Подобно живописи, тоновому рисунку доступно многое: передать пространство, свет солнца или луны, пасмурный или ясный день.

 

А. Лаптев. Набросок "Львица у поилки".

 

 

 

 

Очень важное качество для художника — умение видеть.

Французский художник Пуссен писал: «Существует два способа смотреть на предметы: просто видеть и рассматривать со вниманием».

Не гляди на природу равнодушным взором, как на нечто привычное. Все время ищи в ней что-то новое, особенное.

 

Д. Черкес. Набросок городского пейзажа.

 

Большой японский мастер Кацусика Хокусаи, живший в XVIII веке, бесчисленное количество раз рисовал величественный вулкан Японии Фудзи.

 

Н. Стекольщиков. Набросок городского пейзажав.

 

То художник подходит к нему совсем близко, то передает его отражение в воде, то рисует Фудзи сквозь заросли тростника, сквозь рыбачью сеть или через зонтики, выставленные в лавке. Хокусаи изображает вулкан за густой завесой дождя, и, наконец, на одном из рисунков Фудзи сияет красотой в ясную погоду.

 

Н. Цеётлин. Зарисовка пейзажа.

 

Хокусаи создал серию гравюр «36 видов горы Фудзи», а потом «100 видов Фудзи». Столько раз он рисовал вулкан, но ни один рисунок не похож на другой. Можно просто изумляться тому, как много сумел увидеть художник, наблюдая лишь одну гору. (См. иллюстрацию X.)

Художнику необходима наблюдательность. Ее можно развить, если постоянно делать наброски.

Набросок — это быстрый рисунок с натуры небольшого размера, сделанный карандашом, пером, черной тушью, разбавленной водой до серого цвета, или акварельной краской одного цвета, например сиеной жженой или умброй натуральной.

Самое важное в наброске — это схватить форму того или иного предмета, уловить движение человека, животного, птицы. Художник Федотов специально рисовал, «как люди садятся». В наброске не нужны детали, а лишь самое важное и характерное из того, что ты увидал. Не заботься об отделке наброска, постарайся передать силуэт человека или основные очертания предмета.

А если ты рисуешь несколько предметов, то наметь, как они расположены в пространстве.

Очень развивает наблюдательность, а также и зрительную память рисование по памяти.

Полезно каждый день рисовать по памяти то, что встречается в пути: дерево, растущее у дороги, ребенка, играющего во дворе, какую-нибудь сценку на улице,— в общем, все, что привлекло твое внимание.

У художника Николая Николаевича Ге так сильна была зрительная память, что, раз увидевши комнату в Петровском дворце, он потом на память изобразил ее в картине «Петр I допрашивает царевича Алексея Петровича в Петергофе».

 

 

 

 

Рисовать можно все что угодно: людей, животных, цветы на окне, деревья... Но, пожалуй, лучше начинать с небольшого натюрморта, составленного из нескольких домашних предметов, посуды, фруктов или цветов. Не обязательно всегда специально ставить натюрморт. Можно нарисовать кусочек накрытого стола с тарелками и нарезанным хлебом или книги на книжной полке, вешалку с одеждой.

 

Натюрморт можно разместить тпк.

 

Может быть, ты думаешь, что скучно рисовать простые предметы, но приглядись и тогда увидишь, что в каждой вещи есть что-то интересное — либо ее форма, либо цвет. Вспомни, с какой любовью изображали голландские художники XYII века кувшины, бокалы, скатерти и прочие скромные предметы окружавшей их домашней обстановки.

Поставь рядом несколько предметов разной величины и формы. Пусть одни предметы будут светлые, а другие — темные. Предположим, ты выбрал крынку, чашку, яблоко или морковь. Предметы должны стоять так, чтобы расположение их понравилось тебе, тогда ты с удовольствием будешь рисовать.

Посмотри, как лучше композиционно разместить твой натюрморт на листе бумаги — по горизонтали или по вертикали.

 

Предметы можно поставить и так.

Сначала набросай общие очертания предметов. Рисуя яблоко или морковь, все Бремя сравнивай их с крынкой и чашкой. Больше они или меньше, круглее или более плоские, чем отличается форма крынки от чашки? Что шире у крынки — ее нижняя или верхняя часть?

Если ты решил делать тоновый рисунок — можешь приступить к работе над светотенью. Найди, откуда идут лучи света, освещающие натюрморт, как они падают на предметы. Та сторона его, на которую лучи упали перпендикулярно, будет совсем светлой, и где-то на ней окажется блик, то есть кусочек самого светлого места. Те части предмета, на которые попали косые лучи, останутся в полутени. А там, куда лучи света не достигли вовсе, будет сплошная тень.

На круглых и цилиндрических формах переход от света к тени идет постепенно.

Начинай со штриховки самых темных мест и постепенно переходи к самым светлым. Работать надо не над одним предметом, а над всеми одновременно. Нашел самое темное место у яблока — найди такое же на крынке и чашке.

Но обрати внимание вот на что: на разных предметах и тени различны по силе. Это происходит оттого, что предметы отличаются друг от друга своим цветом.

Помни также, что предметы, которые ты рисуешь, сделаны из различных материалов и поэтому поверхность у них неодинаковая. Как говорят художники, у них разная фактура, и ее интересно передать. Блеск прозрачного стекла совсем другой, чем у металла. У шелковой материи в складках красивые переливы, которых нет у бумажной материи. Дерево, металл, пластмасса — все это поверхности то матовые, то блестящие.

Когда рисуешь, обращай на это внимание.

И еще один совет: очень важно охватить изображаемые предметы целиком одним взглядом, поэтому не садись очень близко к натуре.

 

 

 

 

И вот наступил день, когда ты пошел рисовать пейзаж. Перед тобой будут разнообразнейшие уголки природы: то светлые полянки, то густой темный еловый лес, то прозрачный ручей, бегущий между тенистых берегов.

Пейзажи будут вызывать у тебя разное настроение: то веселое, то лирическое, то тревожное.

И все это отразится в твоих рисунках.

 

А. Лаптев. Набросок терьера.

 

Смотри вокруг себя и любуйся тем, что природа раскинула перед тобой.

Часто начинающие рисовать помещают изображение в самом углу или, наоборот, рисуют предмет таким большим, что он не умещается на листе.

Постарайся найти удачную композицию, то есть размести свой рисунок так, чтобы все задуманное уместилось на листе и чтобы пространство, занятое рисунком, и пустые места на бумаге уравновешивали друг друга.

 

Наброски ели.

 

Когда будешь рисовать деревья, то наметь высоту дерева и ширину раскинутых ветвей, общую форму кроны. Пусть твоей задачей в рисунке будет всегда сначала общее, а потом частности. Если ты начнешь рисовать с листьев, то это будет неверно. Все равно как если бы плотник начал строить дом с форточки, когда еще не возведены стены.

После наброска дерева в целом нарисуй большие ветки, потом более мелкие, а затем вернись опять к общей форме дерева. Посмотри, получилась ли она у тебя на рисунке. Обрати внимание на толщину ствола, на его направление. Помни, что у каждой породы деревьев свой особенный силуэт, свое особое строение. Ты не найдешь и двух совершенно одинаковых деревьев.

Набросок коровы.

 

Ветви березки раскидистые, плакучие, а пирамидальный тополь как свеча устремлен вверх.

Можно иногда нарисовать одну ветку дерева или часть дерева. (См. иллюстрацию XVII.)

Художники, тонко понимающие природу, изображают в пейзаже не просто ряд предметов: деревья, землю, облака, а то, какие они в солнечный день, в туманное утро, под дождем или на заре.

Радость общения с природой, чувства, которые она вызывает, помогут тебе в твоем творчестве.

 

 

 

 

Делать наброски животных очень увлекательно. Если там, где ты живешь, нет зоопарка, то, может быть, есть скотный двор или птицеферма. Понаблюдай за пасущимся стадом или табуном жеребят — сколько здесь интересных мотивов!

Самое главное — уловить характерные особенности животного: длинные или короткие ноги, изгиб шеи, складки кожи, длину шерсти. У каждой породы животных свои, только им свойственные позы и движения, и очень важно передать это в наброске. И, конечно, надо показать характер животного. Хитрость лисы видна в ее острой длинной мордочке, злобность волка в его хищно оскаленной пасти.

Птиц можно рисовать на одном листе сразу несколько, только в разных позах. Если птица, которую ты начал рисовать, улетела, то можешь продолжать набросок, смотря на другую птицу в той же позе.

Познакомься с тем, как изображали животных В. Серов, В. Ватагин, А. Лаптев.

Художников, которые рисуют животных, называют анималистами.

 

Набросок кроликов

 

 

 

 

В. Стекольщиков. Набросок головы.

Рисовать человека труднее всего, потому что форма человеческого тела наиболее сложная.

От соотношений роста, ширины плеч и величины головы будет зависеть, верно ли ты передал пропорции.

Принято считать, что в среднем рост человека равен приблизительно восьми величинам его головы.

Есть и другие пропорции. Например, длина ног взрослого человека равна половине его роста, а колени находятся на середине всей длины ног. Если мысленно разделить голову по высоте на три части, то глаза окажутся на верхней линии.

Рисуя кого-нибудь, надо все время видеть перед собой общие пропорции и характерные особенности его фигуры.

Очень полезно делать наброски человека в движении, то есть когда он ходит, нагибается, бежит; стремись выразить при этом характер движения, общие очертания фигуры человека: худой он или толстый, длинные у него ноги или короткие.

Но сначала делай наброски спокойно сидящего человека — это легче. Наметь его пропорции: величину головы, длину ног, рук. Сравни ширину плеч с высотой тела от талии до плеч и так далее.

Наброски делаются быстро, поэтому надо отказаться от изображения деталей.

Рисуя людей, постарайся понять строение человеческого тела. Тебе нужно будет познакомиться с анатомией.

Посмотри: когда человек стоит, он или опирается на обе ноги, или центр тяжести перенесен на одну из ног. Наклон корпуса будет совершенно разный в обоих случаях. Понаблюдай также, как изгибается корпус человека при ходьбе.

Когда ты будешь представлять себе все это, то сможешь рисовать так, что в твоем рисунке будет чувствоваться тело человека под складками материи, а не только его платье.

У каждого человека своя особенная фигура и свое особенное лицо. Но почти у всех правая и левая стороны лица немного отличаются друг от друга, хотя симметричное строение головы от этого не нарушается.

Конечно, в портрете очень важно найти сходство, но сначала думай о том, чтобы верно «построить голову», как говорят художники. Проведи воображаемую линую через середину лба, носа и подбородка. По обе стороны этой линии ты будешь размещать глаза, рот, уши.

Не сосредоточивай все свое внимание на какой-то отдельной части лица, смотри и на другие. Рисуя нос, посмотри на форму уха, при изображении глаз не забывай про подбородок. Следи за тем, какое место занимает нос на лице. А глаза?

Работая над портретом, подумай о том, каков характер человека, которого ты рисуешь, какое у него настроение. Ведь внутренний мир человека накладывает на него свой отпечаток.

Попробуй нарисовать свой портрет, смотря на себя в зеркало.

 

Т. Салахов. Набросок "Отдых".