Мой сайт


Мир в красках

 

История красок, а скорее цвета, началась задолго до появления человека.

И мы, придя в этот мир, окружены этим многоцветием со дня своего рождения. Но это скорее декоративный акцент красок, восприятие цвета.

Подражая природе, древний человек, используя простейшие натуральные материалы, такие как окрашенные глины, минеральное сырье, соки растений и другие продукты натурального происхождения, пытался украсить, разнообразить свой быт и сделать его и себя более ярким и красивым.

Краски могут применяться для окраски предметов, для создания картин, росписей, для получения декоративных покрытий.

После высыхания (полимеризации), краски на окрашенной поверхности образуют однородная непрозрачная защитную и декоративную плёнку, определенного цвета или оттенка.

Ещё одним очень важным назначением красок, является защита окрашиваемой поверхности. Они защищают металлы, древесину, минеральные и другие основания от природных и других воздействий.

 

 

 

 

 

В раннем детстве ты брал в руки кисть, макал ее в краску и с упоением рисовал на бумаге ярко-красное или ярко-желтое солнце с длинными лучами. Это занятие доставляло тебе большую радость.

Теперь ты подрос и стал более требователен к своей работе. Тебе захотелось узнать, как писать красками, чтобы суметь передать свои впечатления от увиденного вокруг.

Чтобы занятия шли успешно, тебе нужно познакомиться с некоторыми приемами, которыми пользуются художники, работая акварельными красками, но сначала поговорим о красках.

 

Н. Цейтлин. Набросок с группы людей.

 

 

 

 

Ты открыл коробку и увидел краски, лежащие в белых фарфоровых чашечках.

Это акварельные краски. Их еще называют водяными, потому что они разводятся водой. «Аква» в переводе с латинского языка значит «вода».

Акварель изготовляют так: сухой порошок красящего вещества растирается с каким-нибудь клеем, легко растворимым в воде, туда же добавляется мед и глицерин.

Основное качество акварели — это ее прозрачность.

В твоей коробке много красок, и вначале ты, наверное, станешь в тупик: как же ими работать?

Давай немного разберемся в них.

Все цвета делятся на теплые и холодные.

Красные, оранжевые и желтые — это теплые. Синие, сине-фиолетовые, голубые, голубовато-зеленые — холодные.

 

Акварельные краски и кисти.

 

Зеленый цвет, между прочим, может быть и теплым и холодным. Это зависит от того, какого цвета в кем больше — синего или желтого. Также и многие другие цвета от добавления синего или желтого становятся либо теплыми, либо холодными.

Желтый, красный и синий цвета называются основными, так как их нельзя составить путем смешивания с другими.

Смешивая желтую краску с синей, ты получишь зеленую, желтая с красной даст тебе оранжевую, а красная с синей — фиолетовую.

Поэтому зеленый, фиолетовый и оранжевый цвета называются составными.

Кроме этого, в живописи существуют еще так называемые дополнительные цвета. Это цвета наиболее контрастные, то есть противоположные друг другу.

Например, малиновый цвет дополнительный к зеленому, красный к голубовато-зеленому, оранжевый к голубому, а желто-зеленый к фиолетовому. В каждой паре дополнительных цветов один цвет теплый, а другой холодный.

Существует очень любопытное явление: если два дополнительных цвета положить рядом, то от соседства друг с другом их яркость усиливается. Красный цвет станет ярче рядом с зеленым, а около оранжевого он покажется нам менее ярким. Чтобы белый казался еще белее, надо рядом положить черный цвет.

Когда художник хочет усилить оранжево-красный свет от горящей лампы, он пишет окружающие предметы, находящиеся в тени, в голубовато-синих и голубовато-зеленых тонах.

Современники французского художника Делакруа рассказывают, что он долго работал над желтой тканью в картине и никак не мог добиться, чтобы она была яркой. Однажды, идя по улице, он увидел коляску канареечного цвета. Она выделялась ярким пятном на окружающем лиловом фоне. Художник бросился в мастерскую, чтобы сейчас же перенести увиденное на полотно. И желтый цвет загорелся на его картине. Это закон усиления цвета от соседства с дополнительным цветом.

Для начала тебе нужно иметь немного красок. Вот какие необходимы:

1. Кадмий желтый.

2. Кадмий оранжевый.

3. Кадмий лимонный.

4. Охра светлая.

5. Алая.

6. Краплак красный.

7. Сиена натуральная.

8. Сиена жженая.

9. Умбра натуральная.

10. Марс коричневый.

11. Изумрудная зеленая.

12. Перманент зеленый.

13. Ультрамарин.

14. Кобальт голубой.

15. Нейтральная черная.

Все остальные оттенки красных, желтых, зеленых, синих, коричневых ты будешь получать, смешивая эти краски.

 

 

 

 

Кисти для акварели изготовляются из хвостов маленьких зверьков: хорька, белки или колонка. Хорошая кисть должна быть упругой. Когда ее намочишь, кончик кисти делается острым.

Кисти бывают разной величины. Различаются они по номерам. Тонкие кисти — от 1-го до 8-го номера, средние — от 9-го до 13-го, а большие — от 14-го до 20-го номера.

Большими кистями лучше покрывать большие плоскости, а тонкие нужны для более детальной работы.

 

 

 

 

Любую работу акварелью — натюрморт, пейзаж или портрет — лучше начинать с рисунка. Не нажимай сильно на карандаш, пусть линии твоего рисунка будут легкими. Если понадобится стереть линию резинкой, рисунок не запачкается. Такой предварительный рисунок должен лишь наметить общие очертания предмета. После этого начинай писать красками.

На кисть бери столько краски, чтобы она свободно стекала на бумагу. Если на кисти будет слишком много краски, то на рисунке останутся брызги и пятна.

Если краска разведена достаточно жидко и кисть впитала ее столько, сколько она может впитать, тогда мазок ляжет красивым пятном, — как говорят художники, будет «сочным». Чем больше воды ты будешь прибавлять в краску, тем светлее получится тон. Если ты кладешь легкий слой краски, то бумага, просвечивая сквозь него, делает тон еще более светлым.

Если ты положил цвет неправильно, то его можно смыть водой, пока он сырой. Но при этом ты рискуешь повредить другие места на своем рисунке. А высохшие акварельные краски смыть нелегко. Поэтому лучше работать кистью с осторожностью, обдумывая и бережно кладя каждый мазок.

Существует много различных приемов в работе акварелью. Один из них — многослойный, когда краска накладывается несколько раз на одно и то же место до тех пор, пока не добиваются нужного тона. Причем каждому слою сначала дают просохнуть. Но не увлекайся накладыванием слоев. Помни, что краски от этого теряют свою прозрачность и свежесть.

С особенным вниманием надо относиться к светлым тонам, их трудно переделывать.

Составить тон можно иногда сразу на бумаге.

Например, чтобы сделать теплее цвет листвы, на высохший слой зеленого цвета кладут прозрачный слой желтого.

Для того чтобы добиться незаметного перехода в красках, делают так: накладывают нужный тон и, когда он еще не просох, накладывают соседний рядом, немного захватывая и первый. Краски сольются друг с другом, создавая мягкий переход и расплывчатые очертания. Таким способом хорошо писать пейзажи, особенно в туманный день.

Если ты хочешь, чтобы вся площадь твоей акварели (так называется рисунок акварельными красками) была без отчетливых контуров, предварительно слегка смочи лист бумаги водой и пиши по сырому.

Можно соединять разные приемы. Например, когда ты работаешь над пейзажем, пиши деревья и дальний план по сырому, а потом стволы деревьев и листву на переднем плане — уже по просохшему слою краски.

 

 

 

Для начала, как и в рисунке, попробуй свои силы на натюрморте. Возьми, например, эмалированную кастрюльку, чашку или глиняный кувшин. Рядом положи овощи или фрукты. Бери не больше трех-четырех предметов, разных по величине, форме и цвету, но хорошо сочетающихся между собой. Подбери для них фон, на котором они будут красиво выделяться. Лучше всего подходят для этого светлые неяркие цвета — они не мешают смотреть на натюрморт. Приятный фон дает фанера.

Составляя натюрморт, подумай о том, чтобы в нем было содержание и смысл. Разное время года подскажет тебе и разные темы для натюрмортов.

Зимой ты большей частью будешь пользоваться предметами, окружающими тебя дома. Человек всегда привыкает к вещам, окружающим его, в которых заключена как бы частица его самого. И художник с удовольствием рисует их.

Тоненькая веточка вербы с жемчужными пушистыми комочками для нас всегда олицетворение весны. Поставь на стол несколько веточек в стакане с водой или в глиняной банке. Постарайся передать пушистость почек вербы и их весеннюю нежность. Летом интересно писать букеты полевых цветов. А осенью так хороши и ярки осенние цветы, овощи, фрукты, грибы!

Ты уже знаешь, что на всех предметах лежат тень и свет. Присмотрись и найди самые темные и самые светлые, теплые тона. С них начинай работу.

Составь тон на белой тарелке. Найдешь — клади его на рисунок. Можешь сначала попробовать его на кусочке бумаги — нравится ли он тебе.

Когда ты подбираешь тон для какого-то места, то все время сравнивай его с соседними тонами в натюрморте; холоднее он или теплее, светлее или темнее.

Нельзя писать натюрморт по частям: сначала закончил один предмет, потом другой. Надо писать все сразу.

Следи за тем, чтобы на твоей картине не было несколько тонов одинаковой освещенности или темноты,— такой натюрморт будет пестрым. Ты яснее увидишь, что темнее и что светлее в натюрморте, если сделаешь сначала рисунок одним цветом. Например, черной тушью, разбавленной водой до серых оттенков. Такие рисунки называются «гризайль».

Твоя задача при работе красками не только подобрать цвета отдельных предметов, но, главное, добиться того, чтобы они сочетались между собой.

Если ты положил на рисунок один тон, то еще не можешь сказать, что нашел его. Только подобрав два- три тона, ты увидишь, удалось ли тебе его найти.

Наш глаз устроен так, что мы видим сразу не один предмет, а несколько. Смотря на натюрморт, мы видим фон, на котором он стоит. Фон и освещение отражаются на натюрморте, изменяя цвет предметов. Об этом не надо забывать во время работы.

Когда все тона на рисунке будут найдены, можно приступить к более детальной работе над отдельными частями. Но помни всегда, что в живописи, как и в рисунке, важно общее, а не детали, поэтому смотри на натюрморт целиком.

 

 

 

 

Многие ребята думают, что тень — черная, и так и рисуют ее черной краской. Но это совершенно неверно.

Перед тобой на столе стоит кувшин. Свет, падающий из окна, освещает его с одной стороны, другая часть в тени. Это собственная тень, она лежит на самом предмете. Какого она цвета? Основа ее — цвет предмета, но измененный оттого, что он затемнен.

От кувшина на стол ложится тень. Ее называют падающей. Она будет темнее, чем стол, и, может быть, даже приобретет другой оттенок.

Дело в том, что тень не просто стала темнее, а в ней появились совсем другие цвета.

Это произошло оттого, что на нее повлиял отраженный свет от соседних предметов — рефлекс.

Как ты знаешь, все предметы обладают способностью отражать свет. Чтобы ясно представить себе это явление, проделай такой опыт. Поставь перед окном белую чашку. Потом с теневой стороны ее поставь лист красной бумаги, но так, чтобы он был хорошо освещен.

Ты увидишь, что теневая сторона чашки приобретет красный оттенок.

В тенях существует большое цветовое разнообразие. Они могут быть холодней или теплей, чем цвет самого предмета, и это зависит от освещения.

Так же и со светлыми тонами. Их вовсе не надо писать белилами, и здесь поищи цвет.

Между тенью и светом лежат полутени.

У предметов округлой формы более выпуклые места освещаются сильнее. И на них всегда есть небольшой участок, а иногда просто точка, освещенная больше всего. Это блик.

Блик может быть и на светлом и на темном предмете.

На предметах в комнате, освещенных лучом света из окна, блики очень часто имеют форму окна.

 

 

 

 

Что надо взять с собой, уходя на этюды?

Доску с наклеенной на нее бумагой или альбом для рисования, краски, баночку для воды, кисти, тряпку для вытирания кистей.

Кисти, карандаши и резинку можно положить в специально сшитый мешочек.

Если у тебя есть складной стульчик, возьми его.

Часто акварельные краски продаются в черной блестящей металлической коробке, снизу которой укреплено кольцо. В него продевают большой палец, и коробка лежит на руке, как палитра. На внутренней стороне крышки три углубления. Они служат для смешивания красок.

Ты можешь сложить краски в любую коробку, а вместо палитры использовать обыкновенную белую тарелку.

Кистей много не бери.

Возьми одну большую — 14-й или 16-й номер, ими легко покрывать большие плоскости. А для деталей возьми среднюю и маленькую кисти — номера 12-й и 6-й.

Наконец ты все приготовил и пришел на какое-нибудь место, которое тебе понравилось. Может быть, ты приглядел его накануне. Не начинай работать сразу. Не торопись. Сядь и подумай, как разместить пейзаж на листе бумаги. Потом нарисуй его карандашом легкими линиями, намечая только основные очертания предметов.

Наряду с этим ты можешь попробовать сразу начинать писать красками.

И вот наступает чудесный момент, когда, предвкушая радость, которую тебе дадут краски, ты берешься за них.

Очень часто ребята покрывают и листву дерева, и траву, и лес вдали одной и той же зеленой краской, первой попавшейся, иногда даже ядовито-зеленой. А на самом деле в природе существует огромное разнообразие оттенков.

Прежде чем начать работать красками, ты посмотри, какой перед тобой пейзаж — светлый или затененный.

В природе мы видим не только цвет того или иного предмета, но и то, как он освещен. Свет играет в пейзаже очень большую роль. Вот ты стоишь на пригорке в пасмурный день. Небо свинцово-темное, низко бегут облака, листья деревьев и трава тусклого, серого оттенка. Вдруг выглянуло солнце — и тут же все изменилось. Трава засверкала сочным изумрудным цветом, на листве заиграли блики солнца, зарозовели стволы берез. Словом, все сказочно преобразилось.

А наблюдал ли ты когда-нибудь закат? Солнце уже садится, и все вокруг стало окрашиваться в теплые красноватые тона: и земля, и деревья, и крыши домов.

Цвет неба тоже очень меняется в зависимости от погоды. В ясный день небо синее-синее и может быть даже темно-синим, а в дождливый день оно светлее — оттого, что воздух насыщен каплями воды и водяными парами. Небо бывает и нежно-розовым — на заре.

Чтобы у тебя в пейзаже получилось ощущение воздуха и пространства, нужно все время сравнивать первый и второй план.

Первый план — это предметы, расположенные близко к нам. Ты уже читал, что по теории перспективы они кажутся нам больше, чем те, что вдали от нас. Очертания их четкие и ясно видимые. Второй план — это все, что находится за первым. Отличаются оба плана друг от друга также и по цвету. Предметы первого плана обычно более теплых тонов. Чем дальше от нас предмет, тем светлее и холоднее его цвет, а очертания менее четки. Это закон «воздушной перспективы», открытый Леонардо да Винчи.

Так же как и в работе над натюрмортом, ты можешь начать свой пейзажный этюд с самых светлых и самых темных мест. И так же работай над всем этюдом сразу, не увлекаясь одним каким-нибудь местом.

Этюд твой будет тогда хорош, когда ты правдиво передашь то, что увидел. Но передашь не с точностью фотоаппарата, которая совсем не нужна в искусстве и чужда ему, а уловишь самое интересное, самое привлекательное по-своему. Именно по-своему. И тогда мы поймем, что ты чувствовал, рисуя.

Каждое время года имеет свою неповторимую прелесть.

Первое дыхание весны мы ощущаем в тех потоках света, которые, начиная со второй половины февраля, заливают поля и луга, леса и улицы городов. Каждое дерево расцветает своим цветом. Среди желто-зеленых листьев берез холодным сине-зеленым пятном выделяется еловая хвоя. А дуб покрывается еще более желтой, с оранжевым оттенком листвой.

Летом зелень становится более холодного серо-синего оттенка и меньше видна разница между березой, ольхой или дубом. А осенью сколько оттенков зеленого, желтого и красного цвета в листьях и в траве!

Старайся разнообразить композицию пейзажей. Иногда бери широкий вид на поля, а иногда небольшой кусочек леса. Попробуй нарисовать речку или пруд. В середине реки цвет воды светлее, а у берегов темнее — в ней отражаются берега и деревья. Эти отражения необычайно красивы, и на одном из этюдов можно написать только их.

Конечно, зимой слишком холодно, чтобы писать на воздухе. Но ты можешь тепло одеться и сделать в альбоме несколько быстрых карандашных набросков с натуры: дорогу, улицу города или села. Постарайся запомнить цветовые отношения. Используя эти наброски дома, ты закончишь их в красках уже по памяти.

Многие художники так и работают. Они рисуют этюды с натуры, а потом в мастерской создают законченное произведение.

А вот из своего окна ты можешь и зимой писать картины прямо с натуры. Интересно написать фигуры людей на снежной дороге или улице села, города.

 

 

 

 

Быстро или медленно надо работать? Этот вопрос часто интересует ребят. Работать надо и так и так.

Очень полезны быстрые цветовые наброски — художники их называют нашлепками. Работая над пейзажем, ты вдруг заметил красиво освещенные тени от облаков, бегущие по земле солнечные блики. Но в природе часто все мгновенно меняется. Чтобы сохранить

увиденное, постарайся сделать быстрый контур прямо красками и тут же начинай писать широкими мазками, лишь бы запечатлеть основные цветовые отношения.

А над длительным этюдом работают по нескольку часов, не спеша, обдумывая каждый мазок.

Летом лучше всего работать красками утром до полудня и в вечерние часы до заката.

В пасмурный день пейзажи можно писать долго. Тут и за четыре часа мало произойдет перемен. А в солнечные дни, особенно после полудня, все меняется очень быстро и больше часа-двух писать тебе не удастся. Но ты можешь на следующий день прийти на это же место в те же самые часы и продолжить начатый этюд.

 

 

 

 

В отличие от акварели при изготовлении гуаши в красящее вещество добавляется не только клей, но и сухие белила. Поэтому гуашь не прозрачна. Она покрывает бумагу плотным, ровным слоем и удобна при закраске больших плоскостей. Ею хорошо писать декоративные работы — панно, плакаты. Если найденный цвет тебе не понравился, можно сверху положить другой. В этом преимущество гуаши. Надо только помнить, что, когда гуашь высыхает, она меняет свой цвет — становится светлее.

У гуаши матовая, бархатистая поверхность. Чтобы сделать акварельную краску светлее, в нее добавляют воду, а в гуашь для этого надо положить белила.

Живопись, выполненная этими красками, может быть очень красивой.

 

 

 

 

Слово «пастель» происходит от итальянского «пастелло» — «паста», что значит «тесто». И для нее действительно приготавливают тесто из краски, мела и связующего вещества, а затем изготовляют небольшие цветные палочки толщиной в карандаш. Продается она набором в коробках.

Пастель дает удивительно красивые, мягкие и нежные тона. Ее кладут штрихами, которые можно растушевывать, а можно и оставлять штрихи, самые разнообразные по цвету. Рисовать пастелью лучше на шероховатой бумаге серого и желтоватого тона.

Хотя пастелью рисуют, как карандашом, но в остальном ею надо работать так же, как и красками, то есть следует думать о передаче цвета предметов, о сочетании цветов, о колорите.

Пастель очень легко осыпается, и поэтому, окончив работу, рисунок необходимо зафиксировать. Фиксируют ее так же, как и уголь.

 

Всё это понадобится для работы масляными красками.