На палитре лежат краски
Краски выдавливают из тюбиков и смешивают на палитре деревянной или фанерной, пропитанной маслом и имеющей отверстие для пальца и кистей. Для начинающих рекомендуются палитры прямоугольные, из стекла, окрашенного снизу белилами или оклеенного белой бумагой. На такой палитре легче находить нужные оттенки. Прежде всего, следует позаботиться о порядке наложения красок на палитру.
Беспорядочное размещение красок крайне затрудняет поиски нужных оттенков и часто является причиной грязного цвета смесей. Лучше всего уже на палитре разделить краски на теплые и холодные оттенки. Тогда легче будет «угадать», какие краски входят в состав искомого цвета, и удобнее смешивать их на палитре. Располагать краски на палитре нужно начиная от левого нижнего угла по часовой стрелке в таком порядке: сначала синие, затем все зеленые, лимонно-желтые, оранжевые, красные, наконец, земляные – сиены, умбры, охры. Белила положите отдельно в углу, ближе к отверстию для пальца, т. к. их требуется много (они используются почти в каждой смеси).
Некоторые художники кладут белила не в правом верхнем углу, а несколько отступая влево от него; справа от белил раскладывают земляные краски, слева по порядку: краплак, красный, желтый кадмий, далее зеленые, синие и, наконец, черные. Другие художники могут порекомендовать сначала выдавить в правом верхнем углу белила, а за ними по верхнему и левому краям палитры расположить стронциановую желтую, охры, далее кадмии желтый и красный, краплак, потом коричневые земли, зеленые, синие, черные.
У каждого художника со временем складывается своя живописная логика в том или ином расположении красок на палитре. И так он привыкает к своему порядку, что может брать краски кистью не глядя на них. Краски уже не пестрят перед глазами. Их строй по краю палитры сам по себе становится красивым и близким к цветовым гаммам, свойственным творчеству художника. Но всегда на палитре мастера должен быть порядок, несмотря на то, что он может выбирать наиболее полюбившееся расположение красок. Для того, чтобы мазок не был сухим, нужно выдавливать необходимое количество красок. Вся середина палитры должна оставаться свободной для составления смесей. Нельзя писать подсохшими красками, это может стать причиной «тушеванной», тусклой прописки, поэтому по окончании работы все краски с палитры надо удалять мастихином и вытирать ее начисто промасленной тряпочкой.
Нередко под словом «палитра» подразумевают не просто инвентарь для живописи и даже не порядок расположения красок на ней, а нечто большее. Говоря о том, что пленэр на языке художников «расширяют» палитру, означает не увеличения числа красок на палитре до бесконечности, а обострение чутья цвета и накопление навыков в смесях красок.
Знание палитры и расширение ее происходит по мере развития творческих способностей художника. Сравнивая цвета и оттенки, накапливая живописные впечатления, вырабатывая умение находить цветовой план решения будущей картины, художник одновременно совершенствует свою палитру.
В начале XV века в Нидерландах жили художники братья ван Эйки. Нам почти ничего не известно о жизни старшего брата, Губерта ван Эйка. А о младшем — Яне ван Эйке мы располагаем большими сведениями. Его кисть создала много прекрасных шедевров.
Братьям принадлежит замечательное открытие в области техники живописи масляными красками.
В средние века люди писали клеевыми красками на деревянных досках. Масляные краски были известны, но ими мало пользовались — они были несовершенны.
Ван Эйки проделывали опыты, покрывая картины различными лаками и маслами, и вскоре обнаружили, что льняное масло очень быстро сохнет. Они стали смешивать сухой красочный порошок с этим маслом и увидели, что полученные краски очень яркие и сочные. Высохнув, они не теряют своей яркости, становятся прочными и долговечными.
Это открытие братьев ван Эйков быстро распространилось среди художников разных стран.
Масляными красками можно работать на многих материалах: на холсте, картоне, дереве, металле. Но лучше всего на предварительно загрунтованном холсте.
Если ты будешь писать на незагрунтованном холсте, то краски скоро потеряют свой цвет, они «пожухнут», как говорят художники. Кроме того, масло, которое содержится в красках, проедает холст.
Известно несколько способов грунтовки, но ты прочтешь дальше о двух самых распространенных.
Хорошо грунтуется льняной или пеньковый холст. Надо, чтобы он был плотным и гладким, без узелков.
Холст, который ты выбрал для своей работы, натяни сначала на деревянный подрамник. Если ты не сможешь купить готовый подрамник, то постарайся сделать его сам.
Возьми полтора стакана воды, положи туда 15 граммов столярного клея, 5 граммов меда или глицерина (этого количества достаточно, чтобы загрунтовать квадратный метр холста). Полученную смесь подогрей до полного растворения клея. Готовый состав наноси на натянутый холст щеткой или большой плоской кистью, какие ты видишь у маляров. Таким способом ты нанесешь два слоя, причем каждый слой надо просушивать. Только не суши на солнце или у печки — этим ты все испортишь. Следи за тем, чтобы слой грунта был тонким, все время снимай ножом излишки его. Холст с толстым слоем дает трещины.
Затем в оставшийся у тебя состав влей полстакана теплой воды и положи две столовые ложки сухих цинковых белил или мела. Этой смесью покрой холст еще два-три раза, так же просушивая каждый слой.
Для того чтобы загрунтовать 1 квадратный метр холста, нужно: один стакан воды, 8 граммов столярного клея, 20 граммов растительного масла и 100 граммов сухих белил.
В четверть стакана воды положи клей. Воду с клеем подогрей до полного размокания в ней клея. Туда
же добавь масло. Полученную смесь сбивай палочкой или ложкой, пока вся масса не загустеет и не станет похожей на тесто. Влей в эту массу три четверти стакана горячей воды и добавь белила. Очень тщательно все размешай и полученную эмульсию нанеси щеткой на натянутый холст два-три раза.
Материалы для работы масляными красками |
Загрунтованный холст не держи в сыром помещении, потому что холст впитывает влагу и обвисает. Если ты хочешь загрунтовать фанеру, наклей на нее сначала марлю, а после этого покрывай грунтом, как и холст.
Картон или бумагу обязательно загрунтовывай сначала двумя слоями жидкого раствора клея, а потом еще одним слоем клея с белилами.
Существует много красок, но вот основные краски, которые понадобятся тебе.
Белая. В отличие от акварели, в масляных красках есть белая краска. Это цинковые и свинцовые белила.
Желтые краски: охра светлая, кадмий желтый средний, кадмий оранжевый, стронциановая желтая.
Красные краски: краплак темный и светлый, кадмий красный, охра красная или английская красная.
Синие краски: ультрамарин светлый, кобальт синий и голубой.
Зеленые краски: зеленая изумрудная, окись хрома, кобальт зеленый — светлый и темный, перманент зеленый.
Коричневые краски: умбра натуральная, марс коричневый, сиена жженая.
Черные краски: кость жженая.
Когда ты пишешь масляными красками, то можешь добавлять в них специальный разбавитель или лак для живописи. И тот и другой продаются в магазинах.
Если в магазине их не найдешь, то возьми отбеленное льняное масло. Чтобы отбелить масло, его надо налить в стеклянную посуду и держать на свету в течение двух-трех месяцев. Если нет льняного масла, можно взять любое растительное.
Не слишком только увлекайся прибавлением масла, потому что от большого его количества краски могут потемнеть.
Работая масляными красками, ты можешь переделать неудавшееся место, если оно еще не высохло. Специальным инструментом — мастихином — или простым ножом сними ненужную краску. Но можно также дать сначала краскам высохнуть, а потом переписать заново место, которое тебе не нравится. Сохнут масляные краски день, два, а то и больше, в зависимости от влажности воздуха, толщины слоя и состава краски. Белила и краплак сохнут дольше.
Нужный тебе цвет смешивай на палитре, а потом клади на холст. Но часто смешивают краски прямо на холсте. Если ты хочешь, чтобы краски скорее просохли, добавь в них немного лака.
Пишешь ли ты пейзаж, натюрморт или портрет — работу, как всегда, начинай с рисунка карандашом или углем. Чтобы уголь не пачкал холста, обведи рисунок жидко разведенной масляной или акварельной краской. После этого уголь смахни тряпкой.
Так же, как и при работе акварелью, пробуй иногда писать сразу красками.
Не клади вначале слишком густой слой краски, потом он будет тебе мешать. Когда весь холст покрыт красками и все цвета найдены, тогда можешь класть краски более плотным слоем там, где тебе это кажется нужным. Художники часто пишут тени прозрачно, жидко, а светлые места густыми мазками.
Преимущество масляных красок еще и в том, что они позволяют брать цвет в полную силу сразу: ярко и сочно. Смело находи сочетание цветов.
Помни, что очень важно учиться видеть. Многие ребята думают, например, что лицо и руки у всех людей розовые, и так и пишут. А ты присмотрись: у каждого человека свой цвет кожи. Есть лица землисто-серые, зеленоватые, желтые, красные. Также и цвет рук у каждого человека разный. Глаз, как и слух, можно и нужно развивать. Изощренный глаз художника замечает, например, самые тонкие оттенки белого цвета. Вспомни снег в картине Сурикова «Боярыня Морозова».
Ярким мартовским днем ты увидишь в лесу голубые и синие тени, падающие от деревьев на снег. Это рефлексы синего неба. В такой день лес весь пронизан светом и рефлексами.
А в густом еловом лесу тени сгущаются и становятся почти лилового цвета.
Ты прочел в этой книге несколько советов о том, как рисовать карандашами и пастелью, как писать акварельными или масляными красками, как работать с натуры.
Но для успеха твоих занятий необходимо наряду с этим делать композиции на разные темы, которые могут тебя увлечь.
Вероятно, твои наблюдения и наброски уже подсказали тебе некоторые темы. Например, зимой — прогулки на лыжах, а летом — поход в лес за грибами, купание в реке или рыбная ловля. В общем, то, что связано с природой.
Много интересных тем ты найдешь и у себя дома. Мама готовит обед на кухне, праздничный стол, и вокруг него пришедшие к тебе в гости ребята. Вообрази, как ты вместе с мамой пошел в магазин, чтобы купить кому-нибудь подарок. На улице ты увидел, что строят дом и высокий башенный кран целый день поднимает и поднимает строительные материалы. А может быть, ты придешь на колхозный осенний базар и увидишь на прилавках много-много овощей, фруктов и цветов.
Интересных тем много, надо только выбрать сюжет по душе.
Можно сразу начать рисовать на большом листе бумаги, а можно сначала сделать набросок карандашом, потом маленький эскиз в красках, а затем уже делать большой рисунок.
Подумай о том, как сделать твою композицию интереснее, как расположить рисунок на листе бумаги.