Мой сайт
ОГЛАВЛЕНИЕ


Глава XVI

Михайловский замок, жилище императора Павла I. — Легенда о построении дворца. — Распорядители над постройками. — Работы днем и ночью. — Анекдот и стихи Копьева. — Торжественная закладка замка. — Жизнь императора Павла в Зимнем дворце. — Парады и разводы. — Балетные танцовщицы на параде. — Анекдот. — Наружное и внутреннее великолепие замка. — Полная реформа военного быта. — Первые дни царствования императора. — Строгости и новые порядки. — Рассказ А. И. Тургенева. — Внутреннее убранство дворца. — Картины. — Серебряные балюстрады. — Обед государя. — Рассказы современников. — Шут ъ императора „Иванушка". — Анекдот из Гатчинской жизни. — Гарнизонная служба в Михайловском замке. — Перемены в армии. — Опочивальня императора. — Рассказы А. Коцебу. — Комната, в которой скончался император. — Присутственный день в Павловское время. — Судьба Михайловского замка. — Инженерный замок. — Хлыстовский корабль.

 

А МЕСТЕ, где находился деревянный Летний дворец императрицы Елизаветы, „в третьем саду“, император Павел, в 1796 году приказал выстроить Михайловский замок. Дворец этот сохранялся только как последний памятник Елизаветинской эпохи; все ее основанные дворцы в царствование Екатерины обращены в богоугодный и другие заведения. Причину постройки нового дворца тогда в Петербурге объяснили каким-то загадочным случаем. Известно, что Павел Петрович принадлежал к масонству1, он верил в сны и предзнаменования. Рассказ его о видении ему его прадеда, Петра I, приводится многими его современниками; также известен и сон его перед днем вступления на престол, переданный в записках графа Растопчина. Ему снилось, что его три раза поднимает к небесам какая-то невидимая сила. Сон его накануне смерти тоже описан2. Тут ему привиделось, что ему на спину надевают узкий парчевой кафтан, и с таким усилием, что он готов был закричать от боли. Постройка дворца также находится в прямой связи с этой верой в видения. Вот как рассказывали тогда об этом случае. Однажды солдату, стоявшему в карауле при Летнем дворце, явился в сиянии юноша и сказал оторопевшему часовому, что он, архангел Михаил, приказывает ему идти к императору и сказать, чтобы на месте этого старого Летнего дворца был построен храм во имя архистратига Михаила. Солдат донес о бывшем ему видении по начальству, и когда об этом доложили императору, он ответил: „Мне уже известно желание архангела Михаила; воля его будет исполнена". Вслед за этим он распорядился о постройке нового дворца, при котором должна быть построена и церковь во имя архистратига Михаила, и самый дворец было приказано называть Михайловским замком. Главным распорядителем всех работ назначен сперва тайный советник В. С. Попов, потом гофмаршал граф Тизенгаузен. Первым архитектором был Бренна, помощниками его: Руско, Соколов, Насонов и Пильников; к ним еще было прикомандировано несколько архитекторских учеников и несколько каменных мастеров и учреждена была „особая экспедиция для строения", которой отпускалась из кабинета и казначейства единовременно сумма в 791200 р. и ежегодно по 1173871 р. 10 к., в течение трехлетнего срока; экспедиции было вменено в обязанность, чтобы замок был окончен вчерне непременно в 1797 году. При такой поспешности работы производились и днем, и ночью; очевидцы рассказывали, что в ночное время работы освещались факелами и фонарями; рабочих ежедневно на работах было от 2500 до 6000 человек, не считая тут мастеров и надзирателей. Материалы доставлялись тоже с большой поспешностью и, кроме заготовляемых по подрядам, для замка были разобраны каменные галлереи дворца в Пелле и перевезены сюда, а также брали мрамор и камни от строившегося в ту пору Исаакиевского собора, который после того и стали достраивать из кирпича.

Известный в то время своими проказами, стихами и остротами Алек. Данил. Копьев написал на эту тему стихотвоpeниe3:

„Се памятник двух царств,

Обоим столь приличный:

Основа его мраморна,

А верх его кирпичный"

 

Император Павел за это стихотворение приказал в тот же день зачислить его в один из армейских полков солдатом. Н. И. Греч в своих записках говорит, что Чулков пал вместе с Архаровым за непомерное вздорожание сена в Петербурге, вследствие его глупых распоряжений. На их падениe Копьев нарисовал карикатуру: Архаров лежал в гробу, выкрашенном новой краской полицейских будок (черной и белой полосой); вокруг него стояли свечи в новомодных уличных фонарях, у гроба же Архарова стоял Чулков и утирал глаза сеном. Копьев, помимо своих острот, был известен в Петербурге и худобой своей малокормленной четверни. Однажды он ехал по Невскому, а отец поэта Пушкина шел пешком но тому же направлению. Копьев предлагает довезти его. „Благодарю, — отвечаете тот — но не могу: я спешу“. Под старост Копьев занимался подрядами и торгами и отличался скупостью и неопрятностью.

 

 

Екатерина Семеновна Семенова.

С гравированного портрета Уткина.

 

26-го февраля, в пятом часу, происходила торжественная закладка Михайловского замка с церемонией, на которой присутствовал сам государь с императрицей и все августейшее семейство. Император с императрицей по выходе из кареты шествовали в сопровождении придворных, иностранных посланников и всего двора; государь был встречен apxиepeeм Иннокентием и всем столичным духовенством. Процессия остановилась у мраморного камня, приготовленного для закладки с высеченной на нем надписью: „В лето 1797-е, месяца февраля в 26 день, в начале царствования государя императора и всея России самодержца Павла Первого, положено основание зданию Михайловского замка его имнераторским величеством и супругой его государыней императрицей Mapиeй Феодоровной“. По обеим сторонам камня были поставлены богато убранные столы, на которых на серебряных блюдах лежали серебряные лопатки с именами их величеств, известка, яшмовые камни, на подобие кирпича, с вензелями императора и супруги его, серебряный молоток с надписью и на особых столиках разные новые монеты, золотые и серебряные. После молебна и пушечной пальбы с крепости, началась закладка замка. Государю подносили: лапатку колежский советник Пушкин, извест архитектор Соколов, камень действующий статск. советн. Ходнев, блюдо с монетой граф Тизенгаузен. Императрице известь подавал архитектор Бренна, камень подполковник, и капитан Михайловского замка Жандр; великим князьям и княжнам архитекторы: гг. Баженов, Ильин, Крок и Зайцев.

По восшествии на престол, император Павел жил в Зимнем дворце; здесь у него в первое время в нижнем этаже, под одним из корридоров дворца, было устроено большое окно, в которое всякий мог бросать свои прошения на имя императора. Павел сам хранил у себя ключ от этой комнаты и никогда не манкировал отправляться в нее каждое утро в семь часов, где собирал прошения, собственноручно их помечал и затем прочитывал их сам или заставлял одного из своих статс-секретарей читать их себе вслух. Ответы на них или решения всегда были либо написаны, либо подписаны им самим и затем сообщены печатно в газетах. Это все делалось без замедления. Иногда просителю предписывалось обратиться в какое-либо ведомство и затем известить его величество о результате этого обращения. Этим путем, по словам современников, было обнаружено много несправедливостей. Император особенно не любил взяточничества, лжи и обмана и крайне был заботлив о правосудии. Малейшее колебание в иснолнении его приказаний, малейшая неправильность на службе влекли за собой строжайший выговор и даже наказание без всякого различия лиц. Император иногда легко приходил в гнев от малейшего противоречия; в действительности Павел был человек доброжелательный и великодушный, склонный прощать обиды, готовый каяться в своих ошибках. Нередко государь оплакивал свою вспыльчивость, но, к несчастью, не имел достаточно силы воли, чтобы победить себя. В его царствование часто за ничтожные недосмотры и ошибки в команде офицеры прямо с парада отсылались в другие полки на большие расстояния. Это случалось довольно часто, и в то время все офицеры имели обыкновение носить свои бумажники с деньгами всегда за пазухой, чтобы не остаться без копейки на случай внезапной ссылки. Часто также вспышки гнева императора кончались одним смехом самого же государя.

Раз, при разводе, император, прогневавшись на одного гвардейского офицера, закричал: "В армии, в гарнизон его!“ Исполнители подбежали к офицеру, чтобы вывести его из фронта. Убитый отчаянием офицер громко сказал: „Из гвардии да в гарнизон! ну, уж это не резон!" Император расхохотался. „Мне это понравилось, господин офицер, — сказал он, — прощаю вас“.

Михайловский замок был готов в 1800 году, и 8-го ноября состоялось его освящение, одновременно с освящением и его церкви. Освящение отличалось большой торжественностью. Государь и великие князья ехали верхом. Государыня и великие княжны и первые чины двора ехали в церемониальных каретах, от Зимнего дворца к замку, между выстроенными полками, при колокольном звоне по всему городу. Церковь освящал митрополит Амвросий в сослужении со всем святейшим синодом. Митрополит после освящения удостоился получить от Павла в награду бриллиантовый иepycaлимский крест4.

Наружное великолепие замка при основании его было очень разукрашено; на всех фасадах красовались мраморные статуи, вазы и разные фигуры, служащие теперь украшением Зимннго дворца. Замок представлял образец архитектуры итальянского возрождения; его тогда окружали рвы с подъемными мостами, брустверы, чугунные решетки и т. д. Замок имел двадцать бронзовых пушек двадцати-фунтового калибра, со всеми снарядами, расставленных в разных местах на платформах. Внешний вид замка — четыреугольник, в поперечнике сорока девяти сажень. Внутри замка три двора, в середине главный, в виде восьмиугольника, к Фонтанке имеющий форму пятиугольника и на углу к Царицыну лугу — треугольный. Вход в замок через трое ворот: Воскресенские, с портиками и колоннами полированного гранита с украшениями из пудожского камня, ведут на главный двор; на этот двор позволялось въезжать лишь членам императорского семейства и посланникам; Рождественские, чугунные, со стороны Большой Садовой улицы и Зачатейские ворота, с Фонтанки. Наружные фасады замка неодинаковы, и каждый принадлежит к особому ордену. Главный фасад из красного и серого мрамора, подвалы и нижний этаж выстроены из тесаного гранита; остальные части стен окрашены в красноватый цвет, происхождение которого, по достоверному преданию, приписывается рыцарской любезности императора; говорят, что одна из придворных дам явилась однажды в перчатках этого цвета и что император послал одну из этих перчаток в образец составителю этой краски. Говорят, что после окраски замка в этот цвет многие петербургские домовладельцы поспешили окрасить и свои дома в такой колер.

По сторонам Воскресенских ворот стояли две болышие пирамиды с трофеями, вензелями и медальонами. Сверх карниза возвышается фронтон, украшенный историческим барельефом из пудожского камня; над фронтоном мраморный аттик и императорский герб, поддерживаемый двумя фигурами Славы. Две ниши, в нижнем этаже, по обеим сторонам среднего выступа украшены двенадцатью колоннами ионического ордена. Главный карниз и парапет из разноцветных мраморов, как и фриз, на котором бронзовыми буквами надпись: „Дому твоему подобает святыня Господня в долготу дней“. Противоположный этому главному фасад, обращенный к Летнему саду, имеет большое крыльцо из сердобского мрамора, на котором размещены десять дорических колонн, поддерживающих балкон; на самой середине фасада возвышается аттик с лепными украшениями; по сторонам спуска назначено было поставить колоссальные бронзовые статуи Венеры и Геркулеса фарнезского. На третьем фасаде, к Фонтанке, сделан полуциркульный выступ с шестью колоннами дорического ордена, архитравом, карнизом, фризом и балюстрадом, окружающим балкон. Над выступом купол и стороясевая башня с древком, которое назначено было для поднимания штандарта, когда государь находился в замке. К Большой Садовой улице, четвертый фасад был с обширным, высоким крыльцом из серого гранита длиной в 14 сажень, шириной в пять, служащим для входа в церковь. На двух углах крыльца поставлены были вазы, по бокам входа — четыре мраморные половинчатые колонны; в нишах первого этажа — лепные украшения, а второго — статуи, изображающие Веру и Надежду; над окнами второго этажа, где теперь окна 3-го этажа, — барельефы четырех евангелистов из белого карарского мрамора; на аттике по бокам изображения св. апостолов Петра и Павла, а посредине вызолоченный крест, на карнизе лепные ангельские головки. Купол, четыре канделябра над колонной и шпиц были вызолочены. 27-го августа 1840 года, в 9 часов утра этот церковный шпиц сгорел от молнии.

Михайловский замок окружала каменная стена вышиной в сажень; к замку от Большой Садовой вели три липовые и березовые аллеи, посаженные еще при императрице Анне; каждая из них упиралась в железные ворота, украшенные императорскими вензелями; перед замком расстилался обширный плац, окаймленный с обеих сторон садами. На плацу был поставлен и освящен вместе с Михайловским замком памятник Петру Великому. Император изображен в римской тоге с лавровым венком на голове и с фельдмаршальским жезлом в правой руке. На монументе надпись: „Прадеду правнук 1800 г.“ Мысль соорудить этот памятник принадлежит императрице Анне Иовановне, предполагавшей поставить его на Васильевском острове, на площади коллегии (где теперь университет); отлит он был в царствование Елизаветы Петровны графом Растрелли, или, вернее, литейщиком Мартилли. В царствование Екатерины Второй он лежал на берегу Невы у Исаакиевского моста под навесом, и только по повелению Павла поставлен на настоящее место. На другой стороне плаца возвышаются два каменных двухэтажных павильона, предназначенные тогда для жилья дворцовых служителей; теперь здесь помещается фехтовальный класс и гальваническое заведение.

От павильонов шла широкая кленовая аллея, разделяя с одной стороны Михайловский манеж и с другой здание бывшей берейторской школы. Оба эти здания принадлежат ко времени Павла; они тогда входили в черту решетки, отделявшей пространство, занятое садами и дворцом императорским и простиравшееся от Симеоновского моста по Караванной и Итальянской до Екатерининского канала. Плац перед главным фасадом замка назывался Коннетабльским; здесь происходили смотры и парады, страсть к которым у императора Павла доходила до крайних пределов, — даже балетные танцовщицы были не изъяты одно время от этого удовольствия. А. М. Каратыгина в своих воспоминаниях рассказывает: „Раз Берилова (известная танцовщица) с моей матушкой пошли посмотреть развод у дворца. Государь увидел, узнал их и, подъехав к ним, спросил: „как они очутились тут?“ На ответ, что им очень нравится это зрелище, Павел Петрович только улыбнулся. Каково же было общее удивление и смущение, когда вслед затем в театральную дирекцию прислан был высочайший приказ, чтобы все балетные артисты присутствовали при каждом разводе войск у дворца!“

Император Павел ввел полную реформу военного быта и завел прусские военные порядки. Суворов говорил: русские всегда били пруссаков; таки чего-ж тут перенимать? Когда Суворов получил палочки для меры солдатских кос и буклей, то сказал: „Пудра не порох, букли не пушки, коса не тесак, я не немец, а природный руссак“. Слова эти повели к разрыву между императором и фельдмаршалом. Гораздо ранее, когда еще в Гатчине Павел стал вводить новые порядки, то Екатерина называла их „обрядами неудобоносимыми“. По словам Болотова, Измайловские полки, которыми командовал Константин Павлович, в одну ночь изучила новые приемы фронтовой службы и тем доставил такое удовольствие императору, что он заплакал от радости. Муфты и шубы были изгнаны из гвардии, мундир, прежде стоивший 120 рублей, при нем обходился в 22 рубля. Служба в гвардии при Екатерине была самая легкая, офицеры, стоявшие на карауле, одевались в халаты, случалось иногда и так, что жена надевала мундир мужа и несла за него службу. В шведскую войну полковница Меллин заменила мужа, надев мундир и став перед войсками. В Павловское время мундиры были широки и свободны, узкие и обтянутые явились в царствование Александра I, за то букли, косы и треуголки доводили солдат до слез. Если солдат готовился к параду, то еще с вечера должен причесать голову, намазать ее салом и обсыпать мукой. Для солдат вместо пудры отпускалась ржаная мука. Причесанный солдат ночь спал сидя, чтобы не измять буклей; бывали случаи, что и крысы отъедали косы у сонных. Также неудобны были для солдат огромные треугольные шляпы. Когда на ученье скомандуют беглым шагом, так шляпы и летят с голов. На ученье тогда наряжалась особая команда для подбирания шляп.

 

 

Великий князь Павел Петрович в 1781 году.

С гравированного портрета Скородумова.

 

А. М. Тургенев в своих записках (см. Рус. Стар., 1887) рассказывает, как он должен был перетерпеть страдания по поводу этих военных реформ, когда его приготовляли к дежурству при дворе в один из первых дней нового царствования; вот что он говорит: „В 5 часов утра, я был уже на ротном дворе: двое гатчинских костюмеров, знатоков в высшей степени искусства обделывать на голове волосы по утвержденной форме и пригонять амуницию по уставу, были уже готовы; они мгновенно завладели моей головой, чтобы оболванить ее по утвержденной форме, и началась потеха. Меня посадили на скамью посередине комнаты, обстригли спереди волосы под гребенку, потом один из костюмеров, немного чем менее сажени ростом, начал мне переднюю часть головы натирать мелко истолченным мелом; если Бог благословит мне и еще 73 года жить на сем свете, я этой проделки не забуду!

„Минут 5 или много 6 усердного трения головы моей костюмером привело меня в такое состояние, что я испугался, полагал, что мне приключилась какая либо немощь: глаза мои видели комнату, всех и все в ней находившееся вертящимися.

Миллионы искр летали во всем пространстве, слезы текли из глаз ручьем. Я попросил дежурного вахмистра остановить на несколько минут действие г. костюмера, дать отдых несчастной голове моей. Просьба моя была уважена, и г. профессор оболванения голов по форме благоволил объявить вахтмейстеру, что сухой проделки на голове довольно, теперь только надобно смочить да засушить; я вздрогнул, услышав приговор костюмера о голове моей. Начинается мокрая операция. Чтобы не вымочить на мне белья, вместо пудромантеля, окутали рогожным кулем; костюмер стал против меня ровно в разрезе на две половины лица и, набрав в рот артельного квасу, начал из уст своих, как из пожарной трубы, опрыскивать черепоздание мое; едва он увлажил по шву головы, другой костюмер начал обильно сыпать пуховкой на голову муку во всех направлениях; по окончании сей операции, прочесали мне волосы гребнем и приказали сидеть смирно, не ворочать головы, дать время образоваться на голове клестер-коре; сзади в волоса привязали мне железный, длиной 8 вершков, прут для образования косы по форме, букли приделали мне войлочные, огромной натуры, посредством согнутой дугой проволоки, которая огибала череп головы и, опираясь на нем, держала войлочные фальконеты с обеих сторон, на высоте половины уха. К 9 часам утра составившаяся из муки кора затвердела на черепе головы моей, как изверженная лава вулкана, и я под сим покровом мог безущербно выстоять под дождем, снегом несколько часов, как мраморная статуя, поставленная в саду".

На первых порах такие реформы поглощали все внимание начальствующих лиц. Известно, что Павел шутить не любыт...

Во внутренность Михайловского дворца вели четыре большие лестницы и две меньших размеров. Гранитные ступеньки парадной лестницы подымаются между двумя балюстрадами из серого сибирского мрамора и пилястрами из полированной бронзы. Наверху лестницы стояли на часах два гренадера, лестницы наружно запирались большими стеклянными дверями. Наверху же, у входа, были великолепные красного дерева двери, украшенные бронзой. Правая дверь вела в парадные комнаты императора; но, помимо этих дверей, можно было войти из передней налево в овальную залу, в которой дежурило тридцать солдат, с одним офицером. Этот караул постоянно сменялся из одного и того же полка, между тем как другие караулы во дворце исполняли солдаты из других полков.

В передней овальной комнате стоял бюст шведского короля Густава-Адольфа, на потолке был плафон весьма плохой работы Смуглевича, здесь же висели шесть картин исторического содержания работы гг. Шебуева и Угрюмова и две картины английского художника Аткинсона.

В этой зале впоследствии было выставлено тело императора; лежало оно на парадной постели, ногами к окнам. Н. И. Греч в своих воспоминаниях говорит: „Я раз десять ходил в Михайловский замок и мог видеть только подошвы его ботфорт и поля широкой шляпы, надвинутой ему на лоб. Едва войдешь в дверь, указывали на другую, с увещанием: „извольте проходить“. Императора Павла похоронили накануне Светлого Христова Воскресения, 23-го марта. Когда везли его тело, то по обеим сторонам улиц стояли войска в беспорядке, с большими интервалами.

Следующая тронная зала имела до двенадцати сажень в длину и около пяти в ширину; стены залы были обиты зеленым бархатом, затканным золотом, в ней помещалась огромная печь в тринадцать аршин, вся обделанная бронзой, и стоял трон, обитый красным бархатом, богато затканный и вышитый золотом, над ним виднелся герб России, окруженный гербами царств: Казанского, Астраханского, Сибирского и т. д. Вокруг всей залы висели гербы остальных городов и областей России и знамена Мальтийского ордена. В этой зале помещалось самое большое зеркало во всем дворце, вылитое в Петербурге, на стеклянном заводе. Из тронной залы шла галерея арабеск, последние были работы Пьетро Скотти; далее широкие зеркальные двери вели в галерею Лаокоона; четыре великолепных гобелена украшали стены этой комнаты, с изображением сцен из священного писания; здесь же стояли мраморные статуи: Амура и Психеи, Дианы и Эндимиона; в конце этой галереи дежурили на страже два унтер-офицера лейб-гвардии, с эспонтонами в руках: они охраняли вход в овальную гостиную, убранную с необыкновенной роскошью; мебель в ней была обита бархатом огненного цвета, с серебряными кистями и шнурами. Эта гостиная была смежна с обширной мраморной залой, в которой стоял караул мальтийских кавалеров; зала имела в длину пятнадцать сажень, пять в ширину и семь в вышину. Она была построена в два яруса, стены ее были разделаны с инкрустациями из черного мрамора и бронзы. На одном из концов залы был устроен оркестр из белого мрамора, с балюстрадой из полированной бронзы, на которой стояло десять больших бронзовых каделябр, в форме ваз. Потолок был еще не доделан — в Риме писался „Парнас“, который предназначался для украшения потолка. В конце залы находилась обширная ниша, через нее был ход в круглую тронную залу, стены которой были обтянуты красным бархатом, затканным золотом. Окна были тоже завешены такой же материей, за исключением одного из цельного стекла, в массивной серебряной раме.

 

 

Вид Михайловского замка со стороны Летнего сада.

С гравюры Патерсона 1801 года.

 

Трон, стоявший в этой зале, отличался от того, который стоял в первой тронной зале, лишь количеством ступенек: у первого было восемь ступенек, у этого только три. Девять люстр из чистого серебра, отчасти матового и отчасти полированного, украшали эту залу. Большая люстра была вышиной в четыре аршина с четвертью, восемь других по три аршина с половиной; работал эти люстры датчанин фон-Баух. Плафон был расписан художником Карлом Скотти „еn camée“. Незадолго до своей смерти, император Павел приказал красный бархат заменить желтым с серебряным шитьем, и в углах этой комнаты должны были явиться медальоны, лавровые венки из массивного серебра, и мастерам уже было отпущено с монетного двора сорок пудов серебра; из этой залы была дверь, которая вела во внутренние апартаменты императрицы, в кабинет и парадную спальню; стены комнаты были отделаны под мрамор и обрамлены золотыми гирляндами; за балюстрадой из массивного серебра, длиной в тринадцать аршин и весом в четырнадцать пудов5, стояла кровать, украшенная золотой резьбой, под светло-голубым бархатным балдахином, подхваченным серебряными шнурами и кистями. Камин в этой комнате был отделан аметистами и другими драгоценными камнями. Зала рядом служила и столовой, и концертной комнатой, в ней играли постоянно великиe князья; из этой комнаты был ход в тронную залу императрицы. Трон государыни стоял на одной ступеньке и был гораздо меньше, чем трон императора; около тронной залы императрицы была галерея Рафаэля, которая получила название от четырех превосходных ковров „еп haute lice“, покрывавших почти во всю длину одну из четырех стен. Это были копии с превосходных картин, находящихся в Ватикане. За этой галереей шла продолговатая четырехугольная зала, в которой находилась прекрасная античная статуя Вакха и затем несколько новейших бюстов, статуй, древних ваз, барельефов и саркофагов. К зале этой соприкасалась караульная комната, где постоянно дежурил взвод конногвардейцев.

Во внутренние аппартаменты императора и императрицы вела дверь из Рафаэлевой галереи; прихожая была росписана просто и украшена семью картинами работы Ван-Лоо, изображавшим сцены из жизни св. Григория. Вторая комната была тоже самой простой обделки: белая с золотыми разводами, в полях стен представлены ландшафты и виды дворца. На плафоне была изображена сцена из жизни Клеопатры, когда она на пиру бросает жемчужину в уксус. В третьей комнате стены были разрисованы ландшафтами Мартынова, представляющими виды дворцов Гатчинского и Павловского. В шести шкафах из красного дерева заключалась библиотека императора. В этой комнате стоял караул из лейб-гусаров. Потайная дверь вела отсюда в кухню, исключительно назначенную для государева стола, в которой готовила кушанье кухарка-немка. Незадолго перед смертью, он велел устроить точно такую же кухню в Зимнем дворце, рядом со своими жилыми аппартаментами. Павел приказал отказать всем дворцовым подрядчикам и велел покупать для дворца все припасы на рынке, по рыночным ценам. Расходы дворца тотчас же значительно сократились.

Император говорил, что если каждый частный человек не лишен удовольствия обедать в своей семье, то зачем лишаться его государю. Поэтому он положил за правило, чтобы члены его семейства обедали всегда с ним вместе, и особые столы во дворце были уничтожены. Изгоняя роскошь при дворе и желая приучить подданных к умеренности, он назначил число кушаньев по сословиям, а у служащих по чинам: Maйopy определено было иметь за столом три кушанья. Як. Кульнев6, впоследствии известный генерал, служил тогда в Сумском гусарском полку и не имел почти никакого состояния. Павел, увидя его где-то, спросил: — „Господин майор, сколько у вас за обедом подают кушаньев? — „Три, ваше императорское величество". — „А позвольте узнать, господин майор, какая?" — „Курица плашмя, курица ребром и курица боком!“ — отвечал Кульнев. Павел расхохотался.

Не смотря на известную всем воздержанность в пище императора Павла, обеденный стол его убирался роскошно и в особенности изобиловал десертом. Вот как описывает стол императора Павла старый его паж К. К. Бошняк7. Ровно в известный час император в сопровождении всех лиц императорской фамилии, с их воспитателями, вступал в столовую. Он шел обыкновенно впереди всех с императрицей. Грозно кругом оглядываясь, он отрывистым движением снимал с рук краги, которые вместе со шляпой принимал дежурный камер-паж. За столом царило глубокое молчание, прерываемое иногда государем, да воспитателем графом Строгановым дерзавшим иногда вступать в спор с Павлом. Случалось, когда царь был в особенно хорошем расположении духа, к столу призывался придворный шут „Иванушка", изумлявший иногда самого Павла смелостью своих речей. Этот Иванушка нередко был отличным орудием для лиц, который хотел обратить на кого-нибудь гнев или милость монарха. От себя он ничего не выдумывал, но как попугай повторял выученное, причем, при вопросе, от кого он слышал какую-нибудь чересчур смелую выходку, указывал не на тех, кто его действительно научил, а на лиц, о которых его учителя нарочно запрещали ему говорить, зная наверно, что их-то имена он и назовет. Однажды государь, выслушивая его далеко не глупые ответы на вопрос: „что от кого родится", обратился к Иванушке: „Ну, Иванушка, а от меня что родится?" Шут, нимало не оробев, бойко ответил: „От тебя, государь, родятся чины, кресты, ленты, вотчины, сибирки, палки"... Разгневанный этим ответом государь приказал немедленно бедного шута наказать палками. С трудом могли его умилостивить, и все ограничилось лишь тем, что дурака удалили из Петербурга. (Шута этого впоследствии хорошо знали в Москве, где он коротал дни свои в доме известной красавицы Н. В. Нащокиной. И у нее тоже, пользуясь положением невменяемости, он часто заставлял гостей своей хозяйки глотать горькие пилюли). По окончании стола, Павел, сняв со стола вазы с остатками конфет и бисквитов, бросал последние в угол зала, видимо забавляясь, как пажи, толкая и обгоняя друг друга, старались набрать как можно более лакомств.

Император после обеда всегда садился в большие кресла и отдыхал, если он жил летом в Гатчине или Петергофе, то всегда прямо у растворенных дверей балкона. В это время вся окрестность замирала в молчании; махальные от дворцового караула выставлялись по улицам, езда в городе прекращалась. Раз в такую-то пору, как рассказывает В. И. Даль, пробираясь по направлению ко дворцу, паж Яхонтов вздумал пошалить и, вскочив на простенок к окну, из которого глядели фрейлины, во все безумное горло пустил сигнал: „Слушай!" Можно себе представить, какая тревога поднялась во дворце; император вскочил и позвонил: „Кто кричал слушай?" — спросил он вне себя. Вышедший бросился искать в караулке. Последовал второй, третий и четвертый звонок и опять спрос, кто кричал, но виновного не находили. Коменданта уже давно дрожь пробрала до костей: он кидается на колени перед караулом и умоляет солдат: „Братцы, спасите, возьми кто-нибудь на себя, мы умилостивим после государя, не бойтесь, отстоим, он добр, сердце отляжетъ!.." Гвардеец выходит из фронта и говорит смело: „Я кричал, виноват". Чуть не на руках вносятъ мнимого виноватого к государю. „Ты кричалъ: слушай?" — говорит Павел. — „Я кричал, ваше императорское величество!" — „Какой у него славный голос! в унтер-офицеры его и сто рублей за потеху".

Павел не ел скоромного по средам и пятницам; в это время посты в обществе редко соблюдались. Император, раз будучи доволен на смотру войсками, наградил их деньгами и, сверх того, велел роздать солдатам и офицерам рыбы. Так как это случилось в рождественский пост, то многие видели в этой раздаче намек на соблюдение поста. Император был религиозного направления: он издал указ о неработании в воскресенье и о соблюдении этого дня; затем указ (3 декабря 1796 года) об освобождении от телесного наказания судимых за уголовные преступления священнослужителей; в этом указ!), между прочим, было сказано: „Чинимое судимым из священнического сана наказание, в виду тех самых прихожан, кои получат от них спасительные тайны, располагает народные мысли к презренно священнического сана". Император Павел стал первый давать приходскому духовенству наперсные кресты и другие орденсие знаки.

В той же третьей комнате, где стоял шкаф с книгами и была потайная дверь в кухню, имелась еще другая потайная дверь, которая вела в небольшую комнату, где дежурил иногда караул лейб-гусаров. К этой комнатке примыкала витая лестница, которая вела на двор, где у двери стоял один часовой.

Из библиотеки была дверь в спальню императора. Павел в ней часто сиживал днем, и здесь же он скончался8. Перед смертью Павел вел жизнь скучную и одинокую. Он сидел в запертом Михайловском замке, охраняемом как средневековая крепость. Единственные прогулки императора ограничивались тем, что называлось „третьим Летним садом“, куда не допускался никто, кроме него самого, императрицы и ближайшей его свиты. Аллеи этого сада постоянно очищались от снега для зимних прогулок верхом. Гарнизонная служба в Михайловском замке отправлялась как в осажденной крепости. После пробития вечерней зари, немногие особы допускались в замок по малому подъёмному мостику9, который опускался только для них. В числе последних был плац-адъютант замка. Он был обязан доносить лично императору о всяком чрезвычайном происшествии в городе, например, о пожаре и т. п. Караулы в замке содержали поочередно гвардейские полки. Внизу, на главной гауптвахте находилась рота со знаменем, капитаном и двумя офицерами. В бельэтаже расположен был внутренний караул, который наряжался только от одного лейб-батальона Преображенского полка. Павел особенно любил этот батальон и поместил его в здании Зимнего дворца, смежном с Эрмитажем, отличил офицеров и солдат богатым мундиром — первых с золотыми вышивками вокруг петлиц, а рядовых петлицами, обложенными галуном по всей груди. Гатчинские же батальоны были одеты совершенно по-прусски: в коротких мундирах с лацканами, в черных штиблетах; на гренадерах были шапки, как теперь у Павловского полка, а на мушкетерах маленькие треугольные шляпы без петлиц, только с одной пуговкой. Офицеры этих батальонов до вступления еще императора Павла на престол одевались крайне неряшливо, в поношенные мундиры, нередко перекрашенные. Офицеры сюда поступали из кадетов морского корпуса, оказавшиеся неспособными к морской службе. По вступлении Павла на престол, им была обмундирована вся apмия в новую форму.

Вот описание павловского нового костюма: он состоял из длинного и широкого мундира толстого сукна не с отложными, а лежащими воротником и с фалдами, которые спереди совсем почти сходились; из шпаги между этими фалдами, воткнутой сзади, из ботфортов с штибель-манжетами или штиблет черного сукна, из низкой сплюснутой треугольной шляпы, узкого галстука, которым офицеры казались почти удавленными, перчаток с огромными раструбами, простого дерева форменной палки с костяным набалдашником и, наконец, из двух насаженных над ушами буколь с длинной, тугой проволокой и лентой, перевитой косой. Исключая кавалерию, все одеты были в мундиры одинакового цвета, но за то отвороты и обшлага были розовые, абрикосовые, песочные, кирпичные, всех в мире цветов. Вместе с тем были сделаны и такие перемены: бесчисленные толпы гвардейских сержантов и вахмистров потребованы на службу, и многие малолетние за неявкой исключены вовсе из полков. При одном Преображенском полку тогда числилось до 2000 таких лиц, во всей же гвардии до 20000. Бывало в Екатерининское время, что получали полковые свидетельства на детей, еще не родившихся. Taкиe военные люди в детстве достигали порядочных чинов. Жихарев в своих воспоминаниях рассказывает о Горяйнове, который еще в пансионе имел чин надворного советника. При Екатерине приписанных к гвардейским полкам производили в армии несколькими чинами выше. Павел стал выпускать в армию одним чином выше. Он хотел лейб-батальон отделит от Преображенского полка и переименовать „лейб-компанией“, т. е. исключительной стражей, охраняющей его особу; адъютант этого лейб-батальона Аргамаков исправлял должность плац-адьютанта дворца и имел право даже ночью входить в царскую спальню.

 

 

Осмотр великим князем Павлом Петровичем работ на набережной Невы в 1775 году.

С гравюры прошлого столетия Ле-Ба, сделанной с картины Ле-Пренса.

 

Спальня Павла была довольно большая комната; множество картин работы Верне, Вувермана и Вандермейлена украшали ее стены. Посредине комнаты стояла маленькая походная кровать без занавесок, за простыми ширмами (кровать эту после смерти императора хранила в своей спальне, в Павловске, вдовствующая императрица), над кроватью была картина с изображением ангела, работы Гвидо-Рени, и висели: шпага, трость и шарф его величества, в углу портрет старинного рыцаря знаменоносца, работы Жан-Ледюка, также на одной из стен этой комнаты висела картина, изображавшая все военные мундиры русской армии. Павел всегда спал в белом полотняном камзоле с рукавами, в ногах его лежала любимая его собака „Шпиц“; император особенно любил собак, не разбирая породы, и иногда простая дворняжка была его фаворитомъ! Шишков рассказывает, что в Павловске, во дворце, во время вечерних отдохновений императора на половине императрицы, простая дворная собака лежала всегда на шлейфе платья государыни. Павел очень любил этого пса, брал его на парады и в театр, где он сидел в партере на задних лапках и смотрел на игру актеров. В день смерти императора, собака эта, никуда прежде не отлучавшаяся, вдруг пропала.

Письменный стол императора в спальне был замечательной работы, он стоял на колоннах из слоновой кости с бронзовыми капителями, два подсвечника из слоновой же кости на кубах из янтаря поддерживали четыре пасты, изображающие императора, императрицу и великих князей. Эти подсвечники, как и стол, были сделаны под наблюдением самой императрицы. Тогда уверяли, что в спальне императора был трап и несколько потаенных дверей. Август Коцебу10, у которого мы заимствовали описание некоторых комнат дворца, говорит: „Могу засвидетельствовать неточности этих показаний: великолепный ковер, покрывавший пол, исключал возможность существования их, сверх того печь стояла не на ножках и, следовательно, под ней не было свободного пространства, как многие уверяли. В спальне, правда, было двое дверей, скрытых занавесью: одна вела в известный чуланчик, другой запирался шкаф, в который складывались шпаги офицеров, взятых под арест. Проход из библиотеки в спальню состоял из двух дверей, и, благодаря необыкновенной толщине стен, между этими двумя дверями оставалось пространство, достаточное для того, чтобы могли устроить направо и налево две другие потаенные двери. Тут они действительно были: дверь направо служила к тому, чтобы запирать помещение для знамен, дверь налево открывалась на потаенную лестницу, через которую можно было спуститься в аппартаменты императора, находившиеся в нижнем этаже.

В царствование императора Александра II на собственные суммы его величества устроена была здесь домовая церковь во имя св. Павла, в ней замечателен иконостас резной работы из дуба. По преданиюо, покойный император раз в год приезжал сюда и уединенно молился.

 

 

Вид Михайловского дворца со стороны главного фасада.

С акварели Патерсона 1804 года.

 

Император Павел вставал в пять часов утра, умывался и обтирал лицо льдом; в шесть часов он принимал государственных людей с докладами, в восемь часов кончалась аудиенция министров, в двенадцать часов он обедал вместе с семейством, после обеда он отдыхал немного и затем отправлялся по городу на прогулку. После вечерней прогулки у императора во дворце бывало частное домашнее собрание, где императрица, как хозяйка дома, сама разливала чай. Император ложился спать иногда в восемь часов вечера и вслед за этим во всем городе гасили огни. По рассказам современников, жители Петербурга старались всячески скрывать ночью свет в окнах, завешивая и запирая последние ставнями.

Присутственный день в Павловское время начинался в пять часов утра, во всех канцеляриях и коллегях в это время уже горели свечи на столах, и сенаторы уже с восьми часов утра сидели за красным столом. Запущение дел особенно в сенате император не терпел; он помнил, что после кончины Екатерины II в нем осталось более чем 30000 нерешенных дел; желание императора было, чтобы и в самых отдаленных местах его государства указы и его повеления исполнялись быстро. В его время курьеры ездили из Петербурга в Москву менее чем в двое суток, таких курьеров тогда было до 120 человек.

Богато убранных покоев в Михайловском замке, помимо описанных нами, было еще несколько в нижнем этаже; здесь много дорогих вещей помещалось в комнатах, обделанных деревом. Этим способом обивки стен деревом была устранена сырость, которая покрывала все стены и потолки дворца. По рассказам современников, следы разрушающей сырости в большой зале, в которой висели картины, не смотря на постоянный огонь в каминах, виднелись в виде полос льда сверху до низу по углам и потолку. Настолько был сыр дворец, что в первый раз, когда император дал в нем бал, в комнатах стоял такой туман от зажженных восковых свечей, что везде была густая мгла, и тысячи свечь мерцали, как тусклые фонари на улице. Гостей можно было с большим трудом различать в конце каждой из зал; они как тени двигались в потемках. Все дамские наряды и уборы отсырели, и в полутьме казались одного цвета. Дворец для всех был крайне неудобен, безпрестанно было нужно проходить по коридорам, в которых дул сквозной ветер.

В числе особенно драгоценных вещей в замке было несколько великолепных севрских ваз, люстра из превосходного хрусталя, стоившая 20000 руб., несколько ваз работы петербургского фарфорового завода, затем большая каменная из красного порфира и несколько оригинальных картин Греза, одна Рубенса, восемь пейзажей Щедрина, с видами: Павловска, Гатчины и Петергофа. Два прекрасных плафона, писанных И. П. Скоти, изображающих один Кефала и Прокриду, а другой Венеру, выходящую из воды; затем несколько картин Анжелики Кауфман, Карло Марати и множество еще других. По рассказам, крыша на дворце была из чистой меди, подоконники мраморные, а ручки у окон бронзовые, изящной работы. Обычай снимать шляпы далеко еще до дворца, с переездом императора в Михайловский замок, был отменен. Новый обычай, по словам современников, было вывести тогда очень трудно. Полицейские офицеры стояли на углах улиц, ведущих к Михайловскому замку, и убедительнейше просили прохожих не снимать шляп, а простой народ даже били за такое выражение почтения. Когда государь жил в Зимнем дворце, то прохожие должны были снимать шляпу при выходе на Адмиралтейскую площадь с Вознесенской и Гороховой улиц. Ни мороз, ни дождь не освобождали от этого. Кучера, правя лошадьми, обыкновенно брали шляпу или шапку в зубы. Императором также был установлен этикет, чтобы при встрече с ним мужчины выходили из своих экипажей и отдавали честь, а дамы выходили на подножку только экипажа. Говорили тогда, что император нарочно придумал такой сопряженный с неудобствами обычай, чтобы вывести из моды шелковые чулки и башмаки, в которых тогда щеголяли все мужчины. Очень понятно, что в грязь и снег мужчинам было очень неудобно выходить из экипажа. Павел вводил ботфорты, он был враг роскоши, а шелковые чулки в то время стоили в три раза дороже, чем куль муки в девять пудов. При дворе был введен также и другой этикет Павлом: при встрече, мужчины должны были становиться передъ государем на колени и целовать у него руку.

По смерти императора Павла, двор вскоре покинул Михайловский замок и в том же году, по повелению Александра I, замок поступил в гоф-интендантское ведомство, а мебель, статуи, картины и npoчие вещи отосланы отсюда для хранения в Таврический, Мраморный, Зимний дворцы и в императорский кабинет. Большая половина бельэтажа дворца оставалась пустой, в остальной помещалась конюшенная контора и конская экспедиция; в нижнем этаже жили: генералы Дибич, Сухтелен, архитектор Камерон, придворные служители и чиновники, всего до 900 человек. Затем, здесь же доживал свой век старый кастелян замка Иван Семенович Брызгалов. В 1840 году он бродил еще по Петербургу бодрым девяностолетним старцем, в однополом мундире, ботфортах и крагенах, с тростью в сажень, в шляпе с широкими галунами. Брызгалов был родом из крестьян, и дослужился при Павле до чина Maйopa; в замке он наблюдал за своевременным подниманием и опусканием подъёмных мостов.

Михайловский замок служил императору Павлу I-му резиденцией только сорок дней.

После смерти императора Павла, много перемен произошло как снаружи, так и внутри церкви. Многие украшения, как, например, вазы, стоявшие снаружи и внутри, сняты, нет изображений апостолов, стоявших на аттике, нет канделябр, в простенках первого и второго этажей, серебряных царских дверей и лампад, золотой лампады и позолоты в куполе. В 1822 году, дворец, до того времени называвшийся Михайловским, был переименован в Инженерный замок; до этого года в замке и в принадлежащих к нему зданиях в разное время помещались многие учреждения. Так, здесь стоял лейб-гвардии жандармский полуэскадрон, был институт слепых, комитета по благотворительной части, канцелярия министра духовных дел и просвещения.

В наружной стороне Михайловского замка со дня постройки не сделано особенно важных изменений, за исключением того, что мраморные статуи и другие фигуры сняты и отправлены в другие дворцы и уничтожены укрепления и подъёмные мосты. От прежних внутренних украшений осталась теперь одна только „Тронная зала“ с другой круглой комнатой, да еще в некоторых комнатах сохранилась на потолках живопись.

В 1817 году, в Михайловском замке был открыт тайной полицией в квартире жены полковника Татаринова, урожденной Буксгевден, „Хлыстовский корабль“. К этому хлыстовскому обществу принадлежали кн. А. Н. Голицын. В. М. Попов, Лабзин, богатый помещик Дубовицкий, князь Энгалычев и др. Здесь утром, по воскресеньям, к Татариновой собиралось до 40 человек, и при этом совершались хлыстовские сборища. Солдатка Осипова показала, что ее, приведя в квартиру Татариновой, положили в постель, затем она была приведена в беспамятство; к ней ввели человека, которого назвали пророком, и он ей говорит что-то не совсем понятное. В этом хлыстовском корабле купцы первой гильдии Фролов и Тименков достигали такой быстроты в кружении, что гасили свечи и люстры. Рассеянное общество Татариновой тайно продолжало существовать до конца тридцатых годов.

 

 

1 - Павел был введен в несколько массонских лож своим наставником, графом Паниным, который был членом во многих массонских ложах.

2 - См. „Memoires of the baroness Oberkirch".

3 - Стихи эти де-Санглен приписывает моряку Акимову.

4 - Кавалерами Мальтийского ордена пожалованы были все придворные священники гораздо ранее, в 1798 году.

Один митрополит Гавриил не принял Мальтийского ордена; он говорил, что русскому apxиepeю неприлично вступать в католический орден. Гавриил был первым митрополитом с.-петербургским; он управлял enapxиeй дольше всех, бывших после него (1770 - 1801 гг.) митрополитов, исключая нынешнего митрополита Исидора.

5 - Работал эту балюстраду серебряных дел мастер Бух, исправлявший должность датского агента во время царствования Екатерины II. Императрица одно время подозревала его, что он сообщал ее разговоры в Копенгаген.

6 - См. его рассказ: „Русская Старина", 1874 г.

7 - См. „Русская Старина", январь, 1882 г.

8 - Стул и столик, у которого сиживал Павел, стоит во дворце, в Павловске, в комнатке близ парадных сеней, во втором этаже, у окна.

9 - Мостик этот снят вскоре после воцарения Александра I.

10 - См. „Достопамятный год моей жизни".