Мой сайт


История моды

 

История моды, или история возникновения одежды, подобна зеркалу, в котором отразилась вся история цивилизации. Каждая страна, каждая народность на разных стадиях развития человеческого общества, внесла свой вклад в формирование понятия мода. Много тысячелетий тому назад люди открыли для себя одежду, как средство защиты от неблагоприятных воздействий природы, развиваясь, они начали размышлять о её эстетической функции.

Слово мода (фр. mode) произошло от латинского слова modus, означающего такие понятия, как - правило, предписание, вид, мера, образ, способ.

История моды уходит своими корнями в древние цивилизации. Как возникло понятие «мода», доподлинно неизвестно. Вероятнее всего, оно сформировалось в западно-европейских странах произвольно, в связи с постоянным появлением новых одежд различных фасонов и разных названий.

Мода в одежде, как глобальное явление, начала формироваться во Франции в XVII в.

Одежда же появилась на самых ранних этапах развития человечества. Об этом рассказали археологические раскопки. При помощи растительных нитей древние люди сплетали и связывали различные естественные материалы - листья, солому, шкуры животных и т. д. В качестве головных уборов использовали высушенные крупные плоды, скорлупу страусиных яиц, панцирь черепахи и пр.

Есть сведения, что уже в эпоху верхнего (позднего) палеолита (период жизни, происходивший 40 - 12 тысяч лет тому назад, когда первые современные люди расселились по всей земле), впервые появились сшитые вещи, т. е. люди начали пользоваться костяными иглами, при помощи которых отдельные части самой ранней, пока еще примитивной одежды, такой как повязки и накидки, начали соединять в одно целое, скрепляя их нитями из жил животных или растительных волокон. Один из примеров получения таких данных - экспедиция 1964 года, осуществленная советским и российским археологом Отто Николаевичем Бадером на стоянку Сунгирь (верхнепалеолитическая стоянка древнего человека на территории Владимирской области, обнаруженная в 1955 году при строительстве завода). Сунгирь — одна из самых богатых и исследованных стоянок древнего человека. В ходе раскопок, которые велись почти 30 лет, было сделано около 70 тысяч археологических находок.

В сунгирском погребении нашли мужчину 40 - 50 лет и детей - мальчика 12 - 14 лет и девочку 9 - 10 лет. Археологам удалось реконструировать их одежду. На мужчине было подобие рубахи из выделанной шкуры с длинными рукавами, надевавшейся через голову (подобные куртки - (анораки) и сейчас носят северные народы), а также длинные кожаные брючины, сшитые воедино с подобием мягкой кожаной обуви. Одежда мужчины и детей была обильно обшита костяными бусами из бивня мамонта (до 10 тысяч штук), кроме того, в могилах были браслеты и другие украшения из мамонтовой кости.

Предполагаемый возраст находок — 25 тысяч лет. Однако даты, полученные в ходе исследований в разных лабораториях сильно отличаются, хотя и находятся в пределах периода названного интерстадиалом (время слабого потепления климата и сокращения площади ледников между двумя стадиями их наступания в течение одного и того же оледенения). По данным исследований Оксфордского университета, погребение было сделано 29 - 30 тысяч лет тому назад, в Университете Аризоны названы цифры – 30 - 33 тысячи лет тому назад, в Кильском университете также была получена цифра 30 тысяч лет тому назад.

Эти и другие археологические находки дают возможность восстановить картину возникновения одежды у человека.

Предшествовали появлению одежды - татуировки и окраска тела. При помощи рисунков люди стремились предохранить себя от злых духов и непонятных сил природы, устрашить врагов и завоевать расположение друзей, привлечь к себе внимание.

Первые виды одежды были крайне примитивными. С развитием человека совершенствовались орудия труда, соответственно, усложнялись и формы одежды.

Еще до нашей эры, во времена расцвета древних цивилизаций начали закладываться предпосылки для возникновения моды, хотя такого понятия тогда не существовало. Одежда жителей древних государств становилась более разнообразной. Люди научились обрабатывать кожу и мех, производить различные ткани, создавать красители для тканей, плиссировать ткань, делать украшения и т.д. В разных государствах появлялись новые виды одежды, а войны и торговля способствовали проникновению традиций одних народов в культуру других народов.

Костюмы людей, принадлежавших к древним цивилизациям, указывали на классовую дифференциацию, которая уже тогда существовала в обществе. Несмотря на неизбежное заимствование вещей, происходящее благодаря различным взаимодействиям между разными народами, каждое древнее государство имело свои собственные традиции ношения одежды.

После падения Древнего Рима (Западной Римской Империи) начинается новый этап развития Европы, известный как средневековье, а, следовательно, и новые вехи в истории моды. Виды и формы одежды в разных регионах в период средневековья (от V в. - ранее средневековье - до XV в. - позднее средневековье) разнородны. Раннее средневековье отличается крайне примитивной одеждой. Довольно простой крой, не отличающийся особым разнообразием, существовал до XI века. В X - XIII веках происходит развитие швейного ремесла, появляются новые модели одежды.

Некоторые специалисты в истории моды считают, что зарождение моды началось в XII - XIII веках, когда в костюме в большом количестве стали появляться элементы, не обусловленные необходимостью, а предназначенные для его украшения.

По предложениям историков моды, в XV веке с развитием портновского искусства зарождается конструирование одежды, технология изготовления одежды начинает заметно усложняться. В XV веке в Западной Европе закладываются основы кроя, повлиявшие на изменение форм женской одежды.

В XVI веке и начале XVII века на Европейскую манеру одеваться влияет мода Испании. В этот период, получивший название Золотого века Испании, страна добивается мирового экономического и политического лидерства, и соответственно, многие элементы испанского костюма того времени становятся широко популярными.

В конце XVI века влияние на тенденции в европейской одежде начала оказывать и Италия, где в это время зародился стиль Барокко. Италия славилась своими великолепными тканями, и вся состоятельная публика, стремящаяся роскошно одеваться, хотела носить одежду из итальянского бархата, атласа, тафты и кружева. Главной законодательницей итальянской моды в XV веке была Флоренция, а в XVI — Венеция.

В эпоху Высокого Возрождения в Италии мода впервые была научно детализирована. В период Ренессанса появились первые литературные источники, в которых говорилось об одежде, первые руководства о том, как одеваться и гримироваться, как наилучшим образом отвечать требованиям современной моды. Эти требования формулировались в итальянской литературе того времени. Например, в трактате итальянского философа, гуманиста, писателя Алессандро Пикколомини «Рафаэлла, или прекрасные манеры женщин» (La Raffaella ovvero della bella creanza delle donne), опубликованном в 1539 году, из диалога двух героинь - Рафаэллы и Маргериты, обсуждающих одежду, косметику, ювелирные изделия и прочие земные радости, можно узнать о некоторых воззрениях на моду. Когда молодая и наивная Маргерита спрашивает старшую, более опытную Рафаэллу о том, что является важнейшей особенностью моды, то Рэфаэлла откровенно отвечает ей, что мода должна быть «богатой», что платье должно быть широким, со множеством складок.

Относительно частая смена форм костюма в период позднего средневековья, увлечение новизной, возникновение подражания дают основания полагать, что мода как социально-психологическое явление начала зарождаться в этот период.

Однако общей моды, как таковой, все ещё не было.

Общая мода в Европе начала устанавливаться с середины XVII века, а национальные особенности отходили на второй план.

 

 

 

 

 

 

 

История моды, как и история западной цивилизации, зародилась более 5000 лет назад в раскаленных песках пустыни, где выросли государства Древнего Египта и Месопотамии. Вся одежда жителей древних царств представляла собой длинные полосы ткани из льна, шерсти и хлопка. Сложного кроя египтяне не знали: куски ткани обворачивали вокруг бедер или груди, накидывали на плечи, как плащи. Позже два куска ткани начали сшивать или скалывать по линии плеч — так появилась туника. Мужчины могли носить укороченный вариант, до колен, женщины же всегда надевали длинные, до пят, одеяния. Так как ткань стоила дорого, то со временем ее количество стало определяющим фактором социального статуса человека. Если крестьяне довольствовались узкой повязкой на чреслах, то знать облачалась в длинные многослойные одежды.

 

Длинные белоснежные прямые платья из коллекции Chanel 2014 года напоминают одеяния знатных красавиц Древнего Египта

Усерхет с женой Хатшепсут и матерью Твосрет перед богиней Древа Сикомора. Период Нового царства, 1438 - 1412 годы до н. э.

На многие века культура Древнего Египта оказалась позабыта, но после сенсационных археологических раскопок в начале XX века в мире начался настоящий бум египтомании. В моду сразу же вошли древние декоративные мотивы, в макияже появились густые черные стрелки вокруг глаз «а-ля Клеопатра». По легенде, создавая в 1926 году свое знаменитое платье-футляр, Коко Шанель отталкивалась от фасона обтягивающей древнеегипетской туники на бретельках под названием «калазирис».

 

Царский подарок

Массивные золотые украшения, столь популярные в Древнем Египте, Ассирии, Вавилоне, Персии и других восточных государствах, являлись прежде всего знаком знатного происхождения. Имелась у них и другая, сакральная роль — они выступали в качестве оберегов. Священные животные, как реальные, так и мифические, часто изображались на браслетах, ожерельях и серьгах, которые носили и мужчины, и женщины.

Сегодня точные реплики древних драгоценностей и современные изделия «по мотивам» пользуются необыкновенной популярностью — какая женщина не хотела бы хоть раз примерить легендарные царские украшения?

Золотой браслет с крылатым грифоном. Древняя Персия, V - IV века до н. э.

 

В наши дни дизайнеры тоже черпают вдохновение в египетских мотивах. Так, на показах Chanel 2014 года можно было увидеть прямые платья на бретелях, напоминающие своим простым покроем калазирисы. Сходство усиливалось благодаря контрастным вставкам на груди, напоминающим нагрудные египетские украшения.

 

 

 

Древние греки, в отличие от восточных соседей, собственной наготы не стыдились. Поэтому и греческая одежда была призвана не скрыть от посторонних глаз «постыдные» части тела, а, напротив, подчеркнуть достоинства фигуры. Основу древнегреческого гардероба 500 - 300 годов до н. э. составлял хитон, короткий или длинный, который старательно подгонялся по фигуре. Красота этого простого одеяния крылась в драпировке. В этом искусстве эллины достигли совершенства: они могли взять два одинаковых хитона и задрапировать их так, что они выглядели совершенно разными видами одежды.

 

Фрагмент фрески с Виллы Мистерий. Помпеи, Римская империя,

60 - 50 годы до н. э.

В коллекции модного дома Andrew GN 2013 года ярко проявляются античные мотивы, для которых характерны легкие, развевающиеся одежды и мягкие природные цвета

Римляне позаимствовали у греков манеру одеваться, хотя и значительно упростив ее. Огромное внимание они уделяли цвету одежд, ведь каждый цвет был посвящен определенному богу. Особенно высоко в Риме ценился редкий и крайне дорогой пурпурный краситель, поэтому одеяния этого цвета стали символом императоров.

 

Неземные сандалии

Идея древних сандалий родилась из необходимости как-то закрепить кожаную подошву на ноге, но затем ремешки и завязки сделались частью общего костюма. Наиболее известны сандалии вестника богов Меркурия — их украшают крылышки, позволяющие божественному гонцу летать.

Современные модельеры не менее изобретательны при создании своих версий сандалий — их делают разной формы и цвета, украшают стразами, искусственными цветами и вышивкой. Но их главная задача — акцент на изящные женские щиколотки.

Длинные тонкие ремешки сандалий подчеркивают изящность лодыжек.

Показ коллекции Valentino на Неделе моды в Париже в 2014 году

 

Современные модные дома регулярно обращаются к античным мотивам, зачастую совмещая их с этническими или обыгрывая в постмодернистском ключе.

Chanel, Lanvin, Alexander McQueen, Alberta Ferretti и другие не раз выпускали коллекции в этом ключе, отдавая дань классикам стиля.

Модное подражание одеяниям «классиков» (как тогда называли древних греков и римлян) началось в середине XVIII века, когда ученые эпохи Просвещения возбудили в обществе небывалый интерес к античной культуре. В начале XX века, в эру модерна, античный покрой женского одеяния лег в основу принципиально нового женского костюма — наряда, который больше не держался на корсете. В дальнейшем дизайнеры XX века активно пользовались возрожденным искусством драпировки при создании вечерних туалетов.

 

 

 

Крушение античного мира и стремительное распространение христианства кардинально изменили представления о красоте и моде. Главной и единственной ценностью человека объявлялась его бессмертная - душа, тогда как греховное тело должно быть скрыто от посторонних глаз. Так мужчины получили штаны и рубахи, женщины — длинные рукава к туникам. Любое украшение одежды, будь то яркий цвет ткани или вышивка, также попало под запрет.

 

Английские знатные дамы.

Рисунок XIX века с гравюры XIV века

Модный дом Valentino часто обращается к романтике Средневековья, позволяющей подчеркнуть природную женскую красоту

 

Однако длилось целомудрие в одежде недолго: в XI веке в Западной Европе началась эпоха Крестовых походов, и побывавшие на Востоке рыцари привезли женам и дочерям платья необычных фасонов, забытые ткани (прежде всего шелк), экзотические украшения. Вскоре одежду начали подгонять по фигуре, для чего активно использовали шнуровку и еще одно арабское изобретение — пуговицы. Готовые наряды расшивали золотыми и серебряными нитями, инкрустировали драгоценными камнями. Вернулась и цветовая символика, теперь неразрывно связанная с христианством: белый цвет стал символом Девы Марии, а красный — пролитой за грехи человечества крови Христа.

 

Коронованная красота

Короны как символы царской власти возникли на основе древнегреческих диадем — налобных повязок.

В Древнем Риме пурпурные повязки стали символом императорской власти, а в Византии вместо них начали делать широкие, инкрустированные драгоценными камнями обручи из золота. В Средние века каждый монарх обзаводился короной по своему вкусу.

Сегодня венец в качестве модного аксессуара используют чаще всего в ироническом ключе. Однако бриллиантовая диадема в стиле британской королевы Елизаветы II может прекрасно дополнить вечернее платье.

В зимней коллекции сезона 2015/16 Dolce & Gabbana, как обычно, увенчали моделей коронамино на этот раз превратили их в драгоценные музыкальные наушники

 

В интерпретациях современных дизайнеров средневековые наряды сделались куда более чувственными и сексуальными, но сохранили главные отличительные особенности стиля: дорогие натуральные ткани (бархат, парча, шелк), цветовую однотонность с преобладанием глубоких красивых оттенков, богатую вышивку с крупными узорами, обильное декорирование. В мужской моде подчеркивается мужественность на грани брутальности, например свитера крупной вязки, напоминающие о рыцарских кольчугах. Нежную любовь к этому стилю питают Доменико Дольче и Стефано Габбана из одноименного модного дома.

 

 

 

Готический период в истории европейской культуры часто называют «осенью Средневековья». В эту эпоху, пришедшуюся на XIV - XV века, родился иной идеал женской красоты. На смену величественным королевам раннего Средневековья пришла хрупкая девушка, почти дитя. Главными женскими достоинствами теперь считались изысканность, утонченность и куртуазность. Туалеты, как женские, так и мужские, сделались еще более роскошными, но теперь их отличала причудливость на грани (а порой и за гранью) экстравагантности.

 

Хуго ван дер Гус.

Алтарь Портинари.

1473 - 1475 годы

Для осенней коллекции 2013 года модный дом Chanel предложил ряд современных готических образов, построенных на контрасте струящихся тканей и массивных украшений, напоминающих звенья кольчуги

 

Женщины, по-прежнему скрывая руки и ноги, обнажили шею и плечи, за что церковь немедленно заклеймила новую моду как «дьявольскую». Но средневековых модниц было уже не остановить, ведь они сражались за звание первых красавиц Европы на конкурсах красоты того времени — рыцарских турнирах. По традиции победитель провозглашал «королеву турнира», и у красавицы в экстравагантном наряде имелось больше шансов выделиться из разноцветной женской толпы. Именно тогда возникла мода на высокие остроконечные головные уборы с прозрачной вуалью.

 

Мрачный вид

Знаменитый «готический вид» — белая кожа, распущенные темные волосы, густые тени и бледные губы — придумали не современные готы. Худое, лишенное красок лицо, высокий лоб, отсутствие бровей, огромные глаза и бескровные губы — таким был общепризнанный идеал женской красоты в эпоху позднего Средневековья. А вот темные волосы у «готических» красавиц появились в XIX веке, когда стали популярны новеллы про девушек-вампиров.

Современные готы предпочитают не сбривать брови, как средневековые модницы, а закрашивать их, а вот бледная кожа, распущенные темные волосы и макияж smoky-eyes — обязательные элементы образа.

Готическая бледность снова в моде, что подтверждают образы из коллекции Givenchy сезона весна-лето 2015

 

Современная мрачная готическая тенденция зародилась в XIX веке вместе с так называемыми «готическими романами». Действие в них обычно происходило в Средние века, где загадочных героинь, прекрасных и печальных, окружала ужасная тайна. Тогда и сложился образ бледной красавицы во всем черном, который до сих пор остается невероятно популярным. Сегодня ни одного модного сезона не проходит без нескольких показов, выдержанных в готическом духе. Одни модельеры привносят в образ вампирскую романтику, другие сливают его с рок/панк- стилями, третьи обыгрывают в ироническом ключе.

 

 

 

После долгого периода аскезы в XV веке наступила эпоха необычайного расцвета европейской культуры. Во многом это было связано с попыткой западноевропейской элиты возродить эстетические идеалы античности — потому этот исторический период получил название «Возрождение», или «Ренессанс».

 

Л. Лотто.

Портрет венецианки в образе Лукреции Борджиа.

Около 1556 года

Наряды из коллекции Vivienne Westwood 2009 года напоминают платья эпохи Возрождения и фасонами, и цветовой гаммой, и даже фактурой ткани

 

Вновь изменился идеал женской красоты. Теперь ему соответствовала молодая девушка, пышущая здоровьем. Округлые формы перестали считаться чем-то постыдным, они свидетельствовали о «жизненных соках», бурлящих в молодой красавице. Впервые за много веков женщины вспомнили, что у них есть грудь, и гордо выставили ее напоказ. Другим предметом гордости сделались широкие бедра, которые начали еще больше увеличивать в размерах за счет широких многослойных юбок.

Теперь одежда не столько показывала или скрывала настоящую фигуру человека, сколько моделировала ее согласно модному идеалу. Но главное, в наряды пришел дух карнавала, наслаждения жизнью. Цвета стали яркими и сочными, узоры — сложными и контрастными. Часто использовался прием «буфы и разрезы», когда в верхнем платье делался разрез, сквозь который проглядывала ткань другого цвета. Тогда же в моду вошли кружева, без которых вскоре стал невозможным ни один наряд.

 

Символ невинности

Жемчуг, не требующий, в отличие от драгоценных камней, огранки и оправы, с давних пор считался самым драгоценным из украшений. Но и стоили «божественные слезы» баснословно дорого. Только в эпоху Великих географических открытий первооткрыватели нашли короткие морские пути в дальние страны, богатые жемчугом. Драгоценные «горошины» хлынули в Европу, и жемчуг начали активно использовать не только в составе украшений, но и как элемент декорирования костюмов.

Им расшивали лифы платьев и камзолы, пояса и туфли, головные уборы. Сеточка, расшитая жемчугом, была одним из самых любимых украшений для волос у женщин эпохи Возрождения.

Украшения из жемчуга в стиле Ренессанса великолепно подходят и к современным нарядам

 

Женственные наряды в духе Возрождения обыгрывали многие модные бренды, начиная от классических коллекций Chanel и Givenchy и заканчивая показом Valentino 2015 года. Как правило, акцент в «нью-ренессансных» платьях делается на линии груди и талии, подчеркнутой широким лифом, пышных рукавах и отделке кружевом. Особое внимание уделяется орнаментам, ведь именно в эту эпоху стали чрезвычайно популярны цветочные узоры.

 

 

 

Стиль барокко, зародившийся в Италии еще в XVI веке, достиг своей высшей точки развития уже в следующем столетии, во Франции. Как обычно, культурный маятник качнулся в другую сторону, и на смену Ренессансу, воспевающему природную красоту, пришел новый стиль, ставящий во главу угла все причудливое, вычурное, фантастическое.

 

Неизвестный художник. Портрет Елизаветы I Английской. Конец XVI века

В коллекции Alexander McQueen 2013/14 года можно увидеть все мотивы стиля барокко — жесткий панцирь-корсет, юбочный каркас, обилие золота и знаменитый кружевной воротник-раф

 

Естественные линии тела вновь оказались под запретом, но теперь их не скрывали, а намеренно искажали — чем сильнее, тем лучше. Женщины носили корсеты, которые сплющивали грудь, и юбочные каркасы очень странных форм. Длинный узкий лиф платья сильно занижал талию, из-за чего женская фигура казалась совершенно непропорциональной. Но мода того времени требовала изумлять своим внешним видом, так что искаженные пропорции никого не смущали. Мода позднего барокко сделалась еще более театральной, ведь тон в нарядах задавал Людовик XIV, заядлый театрал и актер-любитель.

 

Причудливая обувь

Туфли на высоком красном каблуке, символе аристократического происхождения, ввел в моду Людовик XIV. Позже высокие каблуки стали прерогативой исключительно прекрасной половины человечества, которая с тех пор никогда не упускала случая продемонстрировать их сильной половине.

Современная обувь в духе барокко может оказаться какой угодно, главное, чтобы она не была незаметной и скучной. Позолоченные туфли, которые выглядели бы вульгарно с другим нарядом, будут органично сочетаться с костюмом в стиле барокко.

В рамках коллекции «Savage Beauty» 2010 года дизайнер Александр Маккуин создал идеальные туфли в духе барокко

 

В современном модном мире главными поклонниками стиля барокко являются знаменитые основатели бренда Dolce & Gabbana. Именно они вновь ввели моду на этот непростой стиль. Для современного воплощения барокко характерны темные цвета одежды с крупными контрастными узорами, обычно золотыми или алыми. Вообще стиль барокко отличается чрезмерным декорированием — в ход идут кружева, ленты, драгоценные камни и жемчуг, стразы, кристаллы, бисер, искусственные цветы. Носить такой костюм по плечу только полностью уверенной в себе женщине, ведь где бы она ни появилась, все взгляды будут прикованы только к ней. «Театральный» костюм требует яркого, почти сценического макияжа и эффектной прически, иначе лицо «потеряется» на фоне роскошного гардероба.

 

 

 

Если женщина эпохи барокко походила на величественную позолоченную статую, то ее наследница, красавица времен рококо, напоминала хрупкую фарфоровую статуэтку. В XVIII веке эстетический идеал вновь разительно поменялся, перейдя от пышной зрелости к нежной юности. Но в отличие от рахитичных девочек-подростков готической эпохи, прелестницы рококо не выглядели неземными созданиями. Напротив, они были очень даже земными — необыкновенно чувственными и кокетливыми.

 

Ф. Буше.

Маркиза де Помпадур.

1759 год

В 2012 году на фоне фонтанов Версаля немецкий модельер Карл Лагерфельд представил летнюю коллекцию, в которой остроумно обыграл основные элементы стиля рококо, соединив их с молодежной модой

В моде оказались корсеты, приподнимающие грудь (которая теперь соблазнительно выглядывала из глубокого декольте), и широкие юбочные каркасы — панье и фижмы. Из отделки приветствовались кружева и банты, а вот драгоценные металлы и камни уступили место жемчугу. Но главное отличие от барокко крылось в цветовой гамме: на смену ярким краскам пришли пастельные полутона — голубой, розовый, кремовый, лимонный, салатовый. Они оттеняли нежную кожу красавицы и делали ее моложе.

 

Всё наверх!

Одной из отличительных черт моды позднего рококо стали сложные женские прически. В то время как мужчины отказались от навязанных еще Людовиком XIV париков в пользу коротких причесок, женщины, наоборот, ударились во все тяжкие. Куаферы той эпохи сооружали из собственных и накладных волос красавиц очень высокие конструкции, вплетая в них драгоценности, перья, цветы, ленты, а порой и довольно объемные предметы. В наше время реплики фрегатов в волосы все же не вплетают, однако парикмахеры порой сооружают на женских головках весьма причудливые фигуры.

Жан-Поль Готье питает слабость к замысловатым высоким прическам, что он в очередной раз продемонстрировал во время показа сезонной коллекции в 2014 году

 

Рафинированный стиль рококо пал вместе с французской монархией, но не сгинул бесследно. Довольно долго рококо использовали в основном в свадебной моде, но сегодня модельеры успешно интегрируют его в повседневную моду. Одним из преданных последователей стиля остается французский бренд Chanel, который переносит в свои коллекции воздушный и игривый дух рококо. Упор делается на цветовую гамму и узнаваемые элементы стиля — форму лифа, декольте, юбки, — но без излишеств в отделке, чем зачастую грешил исторический стиль. Джон Гальяно, тоже большой поклонник рококо, ставит акцент на вписанные в наряды цветочные узоры — еще один крайне распространенный в рококо мотив.

 

 

 

В конце XVIII века во Франции родился стиль, который принципиально отличался от других, более ранних стилей. Этому способствовали два эпохальных события: раскопки в Помпеях, которые возродили небывалый интерес к античной истории, и революция, закончившаяся свержением старого строя. Яростное отрицание всего «старорежимного» наглядно отразилось в моде: женщины отказались от жестких корсетов, огромных юбок, кружев, оборок и драгоценностей. Образцом для подражания стали античные женщины в прямых туниках, не сковывающих движений. Белые легкие платья-шемиз дополняли короткими рукавами-фонариками и лентой-поясом, которую завязывали под грудью.

 

П.-П. Прюдон. Портрет императрицы Жозефины. 1805 год

В коллекции 2014 года от Alberta Ferretti можно увидеть несколько прекрасных образцов платьев в стиле ампир

После прихода к власти Наполеона новый стиль обрел окончательные черты. Создавая свою империю, Бонапарт грезил Древним Римом, так что ампир («империя» по-французски) стал более величественным и монументальным, с золотым и серебряным орнаментом, отсылающим к античным образцам. Женщины в новых нарядах теперь походили не столько на древнегреческие статуи, сколько на римские колонны.

Сегодня платья в стиле ампир можно встретить и на модных подиумах, и в женских гардеробах. Это хорошо знакомые всем «классические» платья, которые надевают на торжественные мероприятия и вечерние приемы. Такие наряды в свое время вновь открыл для широкой публики легендарный Кристобаль Баленсиага, а в настоящее время со стилем ампир работают практически все ведущие кутюрье мира.

 

Кукольный ампир

В современной моде у ампира имеется легкомысленное ответвление — стиль бэби-долл (baby doll), что переводится как «куколка». Он возник после одноименного американского фильма 1956 года, где инфантильная 18-летняя героиня ходила в платьях нарочито детского фасона.

Для платьев этого стиля, как и для ампира, характерны завышенная талия и трапециевидный силуэт, но они гораздо короче. Обычная длина «кукольного» платья — мини. Из-за легкомысленного фасона наряд бэби-долл можно надевать лишь на неформальные мероприятия, зато его очень полюбили будущие мамы, которым он позволяет чувствовать себя комфортно.

Платье в стиле бэби-долл может быть не только провокационно-игривым, но и сдержанно-элегантным

 

После крушения наполеоновской империи необычная мода оказалась забыта. Но в начале XX века модельеры эпохи модерна вспомнили о нарядах столетней давности — и дамы вновь с удовольствием облачились в прямые и трапециевидные одежды.

 

 

 

Первая половина XIX века была временем революций и национально-освободительных движений — неудивительно, что она породила героев-бунтарей, не желающих жить по законам консервативного высшего общества. Так в моду вошел романтизм — сначала как литературное явление, но вскоре он пропитал собой все культурные сферы, в том числе и моду.

 

Ф. К. Винтерхальтер. Портрет французской принцессы Клементины Орлеанской. 1845 год

Коллекция Valentino 2013 года изобилует романтическими образами, созданными на основе модных фасонов первой половины XIX века

 

Сегодня романтический стиль особенно любят невесты: роскошное белое платье, цветы в волосах и букет в руках — такой образ идеально соответствует представлению о свадебном наряде. Но дизайнеры создают коллекции в романтическом стиле и для повседневной жизни. В этом случае в них обычно добавляют фолк-нотки: одежду расшивают цветами или украшают цветочными принтами, шелк соединяют с кожей и замшей, из декоративных элементов часто используют корсаж, заменяющий корсет.

 

Галерея красавиц

Одна из самых романтичных коллекций живописи — так называемая Галерея красавиц, созданная немецким художником Йозефом Штилером для баварского короля Людвига I. Штилер написал целую серию портретов, для которых ему позировали самые прелестные девушки и молодые женщины государства. Все они отвечали романтическому идеалу красоты, поклонником которой был король. Он украсил портретами Штилера свою мюнхенскую резиденцию, и на стенах Галереи рядом висели изображения как принцесс, так и простых горожанок — причем многие были изображены не в модных светских нарядах той эпохи, а в национальных костюмах разных стран.

Й. Штилер. Портрет Амалии фон Шинтлинг для Галереи красавиц. 1831 год

 

Мужчины выбрали для себя «мятущийся» черный цвет, дамы же облачились в белоснежный. Романтичный наряд был призван показать хрупкость свой хозяйки, так что талии вновь туго затянули в корсеты, а кринолины выросли до совсем уж необъятных размеров. Из украшений наиболее высоко ценились цветы — их прикалывали к груди, втыкали в волосы, держали в руках как аксессуар. Тогда же популярность обрели цветочные венки на голову. Другим модным трендом стали исторические и этнические мотивы: девушки стремились походить либо на красавиц со старинных полотен, либо на «дикарок», воспеваемых писателями-романтиками. Модным украшением сделались фероньерки — налобные ленты с жемчужной подвеской, которые любили носить кокетки эпохи Возрождения. Из аксессуаров барышням полюбились маленькие сумочки, расшитые бисером, — их, как и теперь, носили через плечо на длинной цепочке.

 

 

 

Круглый юбочный каркас, кринолин, сменился турнюром, который увеличивал только заднюю часть юбки, оставляя переднюю прямой и гладкой. Корсет новой формы так изгибал фигуру, что она приобрела S-образный силуэт. Женщину того времени часто сравнивали с песочными часами, во многом именно из-за корсета, который сильно сужал талию и одновременно визуально увеличивал бюст. Что касается палитры женского гардероба, то в нем присутствовали самые невероятные цвета: в ту пору как раз изобрели анилиновые красители, которые позволяли окрашивать ткань в ярко-розовые, фиолетовые, сиреневые, малиновые и оранжевые оттенки.

 

Гравюра из модного журнала «Englishwoman's Domestic Magazine». Англия, 1872 год

Закрытый скромный верх и богато отделанный низ платья из коллекции Жана-Поля Готье 2013 года отсылают зрителей к моде викторианской эпохи

Этот стиль был назван в честь английской королевы Виктории, правившей страной с 1837 по 1901 год. Не слишком привлекательная внешне, она тем не менее значительно повлияла на моду того времени, став «иконой стиля» не только в Великобритании, но и во всем мире. Так, именно Виктория ввела моду на роскошное белое свадебное платье с фатой, в котором невесты выходят замуж до сих пор. В поздние годы королева сделалась очень консервативной в сфере морали, что также не замедлило сказаться на женском гардеробе. Наряды стали закрытыми — женщины в буквальном смысле слова застегивались на все пуговицы. Тогда же в моду вошли высокие воротники-стойки, манжеты на пуговицах и высокие женские ботинки на шнуровке.

 

Ретрофутуризм

Стиль стимпанк, или ретрофутуризм, возник как ностальгия по фантастике Жюля Верна и Герберта Уэллса. Поклонники этого направления домысливают, каким мог бы стать мир, если бы в нем по-прежнему развивались не бензиновые, а паровые двигатели, а небеса бороздили не самолеты, а дирижабли.

В моде стимпанк характеризуется более сексуальным вариантом викторианских нарядов, соединенных с атрибутами инженерной мысли XIX века — шестеренками, рычагами, большими защитными очками и часами-луковицами на цепочке. Что касается причесок, то их часто заимствуют из панк-стиля.

Красавицы стимпанка по-прежнему носят корсеты, но в сочетании с мини-юбками, кожаными леггинсами или шортами

 

Современные дизайнеры с удовольствием играют как с викторианскими фасонами (Ralph Lauren, Alexander McQueen), так и с насыщенными цветами той эпохи (Vivienne Westwood, Christian Lacroix). И, конечно, никто из известных дизайнеров не отказал себе в удовольствии затянуть моделей в корсеты.

 

 

 

И вновь новый стиль зародился как противопоставление предыдущему: крайняя консервативность викторианского стиля все чаще вызывала протесты в артистической среде. Современное искусство («ар-нуво» по-французски) искало новые источники вдохновения и нашло их в экзотике и истории. В моду ворвались японские и арабские мотивы, древнеегипетские и античные сюжеты, средневековые сказания.

 

Образы дам в модных нарядах Прекрасной эпохи часто использовались для рекламных плакатов того времени — как, например, на этой афише, рекламирующей автомобильную выставку 1907 года

Жан-Поль Готье — большой знаток эпохи модерна, что он с блеском продемонстрировал в осенней коллекции 2012/13

Наиболее радикальные изменения произошли в женском костюме. Кутюрье окончательно убедили женщин избавиться от корсетов, подарив им взамен такие силуэты, которые не требовали осиной талии и пышных бедер. В ход пошли и греческие туники, и платья в стиле ампир, и японские кимоно, и арабские шальвары, а сверху на полупрозрачные наряды накидывали роскошное манто, спадающее крупными складками до земли. Другим источником вдохновения для модельеров начала XX века стала природа — растительные мотивы можно найти практически в каждом женском платье того времени. Да и сама женщина походила на прекрасный экзотический цветок с тонким гибким стеблем-платьем и роскошным бутоном-шляпкой.

 

Ювелирные чудеса

Новая эстетика породила спрос и на новые украшения, которые бы гармонично сочетались с принципиально новыми туалетами. Рене Лалик, один из знаменитейших мастеров эпохи модерна, создавал настоящие шедевры ювелирного искусства. Лалик проявлял интерес к необычным формам и фантазийным образам, используя типичные для модерна мотивы. Явное влияние на его искусство оказала и японская художественная традиция. Мастер прославился своими маленькими шедеврами с цветными камнями, эмалями, янтарем, слоновой костью, черепаховым панцирем, перламутром, и особенно ему удавались колористические эксперименты, позволявшие изделию менять цвет в зависимости от освещения.

Золотая цветочная брошь с бриллиантами, созданная Рене Лаликом в начале XX века

 

Прекрасные дамы и сегодня не сходят с модных подиумов. Растительные узоры в пастельных тонах обыгрывали Анна Суи и Кристиан Лакруа. Александр Маккуин считался одним из самых последовательных приверженцев стиля модерн. Одну из коллекций он полностью посвятил любимой теме: в нее вошли шифоновые блузки с великолепными принтами по мотивам эпохи модерна. А вот такие модные дома, как Issa или Emilio Pucci, отдали дань «восточным» корням стиля, украшая коллекции узорами, восходящими к японской живописи и турецким орнаментам.

 

 

 

Хотя слово «гламур» вошло в обиход еще в XIX веке, само понятие тесно связано с первыми десятилетиями следующего столетия, когда кинематограф Голливуда, тогда еще черно-белый и немой, стал властителем дум целого поколения. Он переносил зрителей в роскошную жизнь, которой они никогда не знали: мир богатых особняков, аристократического общества — и прекрасных женщин, одетых в меха и драгоценности. Высокие, прекрасно сложенные, с горделивой осанкой, идеальной прической и «драматическим» макияжем, они воплощали собой образ la femme fatale — «роковой женщины», перед которой не может устоять ни один мужчина. Именно тогда голливудские звезды начали задавать стандарты красоты в западном обществе, определяя не только тип внешности, но и модные тенденции. Если раньше, чтобы прославиться, модельеры создавали туалеты для особ королевской крови, то теперь каждый стремился стать личным кутюрье кинодивы. Среди красавиц того времени блистали Марлен Дитрих и Грета Гарбо.

 

Марлен Дитрих оставалась безусловной «иконой стиля» для нескольких поколений женщин

Классический покрой платья выглядит ультрасовременным благодаря тканям нового поколения и модной «градиентной» расцветке. Модель с показа коллекции Jean-Paul Gaultier 2014/15

В 50-е годы развилась индустрия глянцевых журналов — рупора гламура. Журналы всячески расписывали гламурную жизнь и гламурных звезд, окончательно закрепив за этим термином его современное значение. Королевой этого стиля в те годы была, конечно же, Мэрилин Монро. Она создала уникальный образ, простой и запоминающийся, который многие копируют до сих пор.

 

Ироничный гламур

В 1990-е годы, когда гламур практически стал синонимом «модного бренда» и «глянца», началось стихийное движение антигламура — его целью было гипертрофировать стиль, доведя его до абсурда. Подобный эпатаж провоцировал повышенное внимание публики — ту реакцию, которую «обычный» гламур уже вызвать не мог.

Ироничный, высмеивающий сам себя стиль приобрел множество почитателей, хотя следовать ему рискуют немногие. Среди звезд «стебного» гламура прежде всего нужно назвать Леди Гагу, которая из каждого выхода в свет создает настоящее шоу, меняя вызывающие образы, как перчатки.

Леди Гага выбрала весьма ироничный, но стильный наряд для церемонии вручения «Оскара»

 

Сегодня гламурный стиль стал одним из наиболее популярных среди модных течений. Его особенно любят поп-музыканты и топ-модели, так как он позволяет подчеркнуть красоту тела. Но гламур предполагает наличие вкуса и собственного стиля, а не бездумное копирование, поэтому лишь немногим удается избежать насмешек, примеряя на себя гламурный образ.

 

 

 

История переодевания мужчины в женщину и наоборот стара как мир, но до начала XX века такое практиковалось лишь в исключительных случаях, а о повседневном, привычном ношении одежды не своего пола и речи не шло. Все изменилось, когда женщины заняли рабочие места ушедших на Первую мировую войну мужчин. Для работы им понадобилась удобная мужская одежда, которую они не захотели снимать и после окончания трудовой смены. Тогда же родился стиль гарсон («мальчик» по-французски), когда девушки коротко остригли волосы и примерили на себя образ грациозных юношей. В 30-е годы модельеры уже предлагали женщинам брючные костюмы наподобие мужских, хотя женщина в брюках все еще казалась обществу слишком вызывающим образом.

 

В 1939 году французский дизайнер Мадлен де Раух предложила женщинам примерить «мужской» костюм в чрезвычайно модную тогда тонкую полоску

Сегодня пары все чаще заимствуют вещи из гардероба друг друга: женщины примеряют мужские рубашки и шляпы, а мужчины повязывают ставшими очень модными в последнее время шейные платки, позаимствованные у своих спутниц

В 60-е вместе с суперпопулярной моделью Твигги в моду вновь вернулись девушки-гарсоны — андрогинные создания, похожие одновременно и на мальчиков, и на девочек. А юноши впервые за много десятилетий начали отпускать волосы, что вызывало у старшего поколения такое же осуждение, как и короткие стрижки девушек. Джинсовая революция завершила становление стиля унисекс — молодежь обоих полов начала одеваться совершенно одинаково, различаясь лишь ростом и особенностями сложения.

 

Джентль... вумен

На протяжении веков женщины с интересом поглядывали на мужской гардероб и примеряли оттуда то одну, то другую вещицу. Но до начала сексуальной революции облачаться в мужской костюм целиком решались немногие. В XIX веке мужской костюм Жорж Санд вызывал шок в обществе, в 1930-е одетая по последнему слову мужской моды Марлен Дитрих спровоцировала не меньший скандал.

Сегодня классический мужской костюм-тройка, как и женский вариант фрака и смокинга, можно часто увидеть на представительницах прекрасного пола. Особенно его полюбили кинозвезды: вслед за блистательной Марлен многие пожелали примерить провокационный образ.

Ким Бейсингеродна из тех сильных женщин, которые с удовольствием позируют фотографам в классическом мужском костюме

 

В современной моде «смешение гардеробов» продолжается. К примеру в моду вошли так называемые «джинсы бойфренда» — нарочито длинные, мешковатые джинсы, которые девушка носит, сильно подвернув штанины (и тем самым намекая, что сняла брюки со своего парня). В мужской моде изменилось отношение к цветам, которые больше века считались женскими, — розовому, нежножелтому, персиковому и другим пастельным оттенкам. А окончательно уравняла всех спортивная одежда.

 

 

 

В первый раз сознательно использовать элементы традиционных национальных костюмов в «светском» гардеробе начали в XIX веке, в эпоху романтизма. Во многом это было связано со всплеском патриотических чувств: так, после Отечественной войны 1812 года многие русские аристократки ввели в свой гардероб традиционные сарафаны (конечно, перешитые по модному фасону), шерстяные платки и стеганые полушубки. Но в целом светский и традиционный костюмы шли параллельными путями, почти не пересекаясь. Каждое сословие одевалось по своей моде, и крестьянство в этом плане долго оставалось самым консервативным классом из всех.

 

К. Маковский. У околицы. 1890 год

Модная коллекция Valentino 2015 года, без сомнения, многое позаимствовала из традиционного русского костюма, но укоротила подолы платьев согласно современным тенденциям моды

 

Сегодня различают множество вариаций этнического стиля в зависимости от того, национальный костюм какой страны берется за основу. Модельеры с удовольствием играют с разными культурами, заглядываясь то на африканских воинов, то на японских гейш, то на русских крестьянок. Одним из самых верных поклонников этого стиля остается турецкий дизайнер Рифат Озбек, который неизменно выпускает коллекции с этническими мотивами. А кутюрье Маниш Арора из Индии гармонично сплетает в нарядах индийскую и европейскую традиции, создавая платья, от которых невозможно оторвать взгляд.

 

Бохо-шик

Совсем молодой стиль boho chick зародился в богемных кругах шоу-бизнеса, за что и получил свое название (boho — сокращение от слова bohemian, «богемный»). В нем смешались разные модные стили: этника, фолк, винтаж, гранж, ретро-милитари, хиппи, эко и гламур. Чтобы такая гремучая смесь смотрелась естественно, необходимо обладать тонким вкусом и чувством меры, иначе наряд вызовет не восхищение, а смех. Но при этом стиль дает возможность максимально выразить свою индивидуальность, так что поклонников у бохо становится все больше. Среди звезд можно назвать, например, Сиенну Миллер, Джонни Деппа, Кейт Мосс, Кирстен Данст, Сару Джессику Паркер, а среди модных брендов — Kenzo, Anna Sui, Roberto Cavalii, Dolce & Gabbana.

Длинные струящиеся ткани, плавные переходы цвета и многослойность такую концепцию бохо-шика предлагает в осенней коллекции 2015 года Roberto Cavalli

 

Интерес к традиционным стилям одежды всколыхнули модернисты, но настоящий бум пришелся на эпоху хиппи. Именно тогда в моду вошли одежды и украшения индейцев обеих Америк, индийские и тибетские костюмы, африканские узоры. Соединение элементов национального костюма со стилем кантри и универсальными джинсами и сформировало в итоге современный этнический стиль. Его отличают эклектичность, сочетание ярких цветов и разных фактур, обилие бахромы и украшений в «народном» стиле.

 

 

 

В переводе с английского «дресс-код» означает «кодекс одежды» — другими словами, свод правил, регламентирующих внешний вид на тех или иных мероприятиях. Многим этот таинственный «гардеробный этикет» кажется элементом из жизни высшего общества, который вряд ли пригодится в обычной жизни. Однако времена стремительно меняются, и все чаще в приглашениях на торжественные приемы и праздники можно увидеть лаконичные пометки на английском языке (а порой и вообще аббревиатуры), касающиеся формы одежды.

Этими указаниями лучше не пренебрегать, чтобы потом не чувствовать себя на мероприятии не в своей тарелке. Попробуем разобраться в самых распространенных видах дресс-кода.

 
Типичные ошибки дресс-кода

Самый строгий дресс-код White Tie сформировался еще в XIX веке. Пара из фильма «Газовый свет», действие которого разворачивается в викторианскую эпоху, и сегодня без труда прошла бы дресс-код WT

Брэд Питт и Анджелина Джоли давно стали примерами для подражания в том, что касается формального гардероба, — их выбор костюмов для мероприятий уровня Black Tie всегда безупречен

На нем — более неформальный серый костюм и серебристый галстук, на ней — коктейльное платье длиной выше колена и бижутерия. Такое сочетание идеально подходит для праздничных мероприятий After Five

Casual не так прост, как кажется — особенно если на мероприятие вы идете вдвоем: гардероб необходимо подобрать так, чтобы ваша одежда гармонировала друг с другом и при этом не выбивалась из стиля

    • Слишком яркий макияж во время дневных мероприятий и минимальный макияж во время вечерних приемов.

    • Неухоженные волосы и отсутствие укладки. Пучок и конский хвост прическами не считаются.

    • Колготки ярких цветов или с узорами. Чулки в сеточку тоже не допускаются.

  • • Многослойность и многоцветность в одежде. Если вы не уверены в своем чувстве стиля, применяйте правило «не больше трех»: не больше трех слоев и оттенков. Это правило можно распространить на украшения и аксессуары.

• Слишком глубокое декольте, разрезы и сексуальный вид платья. Помните, что между современным фасоном и классическим лучше выбирать последний. Выражение «классика не стареет» появилось не просто так!

 

ОФИЦИАЛЬНЫЕ МЕРОПРИЯТИЯ

Для самых торжественных случаев вроде организованной на европейский манер свадьбы, вечернего приема (особенно в государственных учреждениях), бала или вручения наград повсеместно используется два главных вида дресс-кода.

 

White Tie (WT, Formal, Full Dress) самый строгий дресс-код. Мужчина приходит в черном фраке, белом жилете и белом галстуке-бабочке, черных лаковых туфлях. Женщина надевает вечернее платье «в пол» и длинные перчатки, чулки и закрытые туфли на каблуке. Из аксессуаров обязательны драгоценности (бижутерия не допускается) и маленькая вечерняя сумочка. Часы надевать нельзя.

 

Black Tie (ВТ, Semi-formal, Smoking) — чуть менее строгий и куда более распространенный дресс-код. Мужчина облачается в черный смокинг и такого же цвета бабочку, не лаковые туфли на шнурках. Женщина может надеть не только вечернее платье, но и коктейльное длиной ниже колена. Из обуви — по-прежнему туфли на каблуке, а вот украшения уже могут быть из полудрагоценных камней или дорогой бижутерией. Перчатки надевать не обязательно.


 

ПРАЗДНИЧНЫЕ МЕРОПРИЯТИЯ

На торжествах рангом пониже, вроде премьеры спектакля, фильма или выставки, празднования юбилея фирмы, корпоративной вечеринки — словом, такого типа мероприятий, на которых предусмотрен фуршет, — желателен коктейльный дресс-код.

 

Cocktail (Cocktail Attire, After Five, A5) слова «коктейль» и «после пяти вечера» точно обрисовывают характер мероприятия. Мужчины надевают классический темный костюм с галстуком (а иногда и без него). Женщинам позволены коктейльные платья по колено и выше, брючные костюмы, а также топы с юбками, туфли на высоком каблуке или босоножки. Украшения допускаются как драгоценные, так и из искусственных камней, но надевать весь комплект нежелательно, лучше ограничиться одним-двумя предметами.


 

НЕФОРМАЛЬНЫЕ МЕРОПРИЯТИЯ

Несмотря на звание «неформальных», у таких видов встреч и праздников все равно имеется свой дресс-код.

Конечно, он куда менее строгий, чем предыдущие, но пренебрегать им не стоит, чтобы не вызвать недоуменных взглядов окружающих, одетых пусть и тоже неформально, но все же по определенным правилам.

 

Casual (Informal) — то, что стиль называется «повседневным», не должно вводить в заблуждение: скорее это праздничный вариант повседневной одежды. Мужчина может выбрать костюм с цветной рубашкой без галстука, более того, он даже может надеть джинсы, но классического покроя и без потертостей. Особое внимание следует уделить обуви, потому что именно по ней будут судить о соответствии дресс-коду. Старая, грязная или же чрезмерно яркая обувь вызовет недоумение. В женском туалете тоже допускаются джинсы — на тех же условиях, что и у мужчин. Разрешены более открытые виды платьев и топов, блузки и водолазки, но в чуть более праздничном, чем обычно, стиле. При выборе наряда для подобного мероприятия стилисты советуют одеваться просто и элегантно, но не броско, чтобы продемонстрировать вкус и индивидуальность как бы невзначай. В таких случаях излишне вычурный костюм будет выглядеть так же неуместно, как и чересчур небрежный.

 

Smart Casual (Business Casual) «щеголеватый повседневный» стиль из-за размытости границ применения считается одним из самых щекотливых при выборе гардероба. Это более официальный вариант предыдущего стиля, который требует оставаться одновременно формальным и неформальным. Такой стиль часто используют в больших корпорациях по пятницам, когда служащим разрешается приходить на работу в более непринужденном, чем обычно, костюме. Мужчина может надеть водолазку вместо рубашки или хороший пуловер вместо пиджака, выбрать брюки и обувь более ярких оттенков. Для женщин открывается еще больше возможностей поэкспериментировать с деловым дресс-кодом, примерив необычные цвета или фасоны наряда и аксессуары к нему. Но при этом туалет не должен казаться слишком вызывающим или легкомысленным.

 

 

 

Слово «аксессуар», как и многие другие понятия из модного лексикона, французского происхождения и означает какой-то добавочный предмет, необязательный, но сопутствующий или принадлежащий чему-то. Изначально аксессуары возникли в гардеробе из чисто практических надобностей. Так, первые нашитые на одежду карманы появились только в XVII веке, а до этого женщины носили с собой заменяющие карманы сумочки-мешочки, куда складывали необходимые мелочи. А шейными платками сначала пользовались воины, обматывая ими шею и грудь, чтобы их не натирали доспехи. Потом платки перекочевали в светский мужской костюм, а уже оттуда их позаимствовали дамы.

Сегодня применительно к моде аксессуары можно разделить на две большие группы: галантерею (к ней относятся головные уборы, обувь, перчатки, сумки, очки, ремни, пояса, шейные платки и галстуки) и модные аксессуары (украшения и детали отделки, которые придают законченность наряду). Только при гармоничном сочетании основного костюма и всех аксессуаров создается законченный стильный образ. Поговорим о главной триаде аксессуаров.

 

Головной убор

Когда-то давно головные уборы были обязательной частью костюма, появляться на улице с непокрытой головой считалось неприличным. В наши дни нарядные шляпы и шляпки стали по большей части атрибутом формальной или вечерней одежды. Зато вернулась практическая функция головных уборов — их носят как защиту от холода или жары.

Шляпа моментально приковывает взгляд к лицу, поэтому фасон головного убора нужно выбирать в зависимости от общего стиля костюма и типа лица. Так, круглолицым подойдут шляпки с высокой тульей и небольшими полями, тогда как надвинутый на лоб берет акцентирует щеки.

Соломенная шляпка с искусственными цветами, 1950 год

 

Обувь

На заре цивилизации и моды обувь придумывали с благородной целью защитить ноги и не стирать о камни и песок кожу ступней. Но за прошедшие века как только не менялись возложенные на туфли задачи! Дело дошло до того, что обувь специально конструировали таким образом, чтобы в ней невозможно было ходить самостоятельно. Именно из-за этого аристократы XVII - XVIII веков так полюбили трости — на них опирались, чтобы удержаться на ногах.

При выборе обуви нужно учитывать не только общий стиль вашего гардероба (кэжуал, спортивный, деловой, этнический, гламурный) и цвет, но и страну-производителя, так как французы и итальянцы, например, делают более узкие и вытянутые обувные колодки, чем немцы и австрийцы.

Обувь может значительно скорректировать форму ног.

К примеру, продольные застежки, разрезы и узоры визуально делают стопу и лодыжку уже, тогда как поперечные — шире и короче.

Венецианская женская обувь на высокой подошве, XVI век

 

Сумка

В современной моде существует такое великое множество вариаций сумок, что среди их многообразия может растеряться даже самая искушенная модница. В этих случаях при выборе нового «кармана» стилисты предлагают ответить на три простых вопроса.

Для какой цели предназначена сумка — работы, отдыха, похода в театр, путешествия за город? Ответив на этот вопрос, вы определите нужную форму и размер будущей сумки.

Какого цвета должна быть сумка? Подбирать ее к конкретному наряду оправданно лишь в том случае, если вы целенаправленно создаете единый ансамбль. В других случаях лучше остановиться на нейтральных цветах, которые подойдут к любому костюму, или выбрать тот оттенок, который наиболее часто встречается в вашем гардеробе.

Насколько заметной должна быть сумка? Помните, что обилие бросающихся в глаза аксессуаров не красит образ, а лишь создает мельтешение в глазах. Так что перед покупкой сумки определите, будет ли именно на нее падать акцент в создаваемом вами образе или вы обычно смещаете его, например, на солнцезащитные очки. Держите в голове цельный образ, тогда вам будет легче сообразить, насколько броская сумка вам нужна.

Женская сумочка и кошелек в стиле ар-нуво. 1910 год

 

Сочетаемость аксессуаров

Стилисты не устают повторять, что аксессуары могут стать как палочкой-выручалочкой для вашего наряда, так и его погибелью.

Все зависит от сочетаемости деталей гардероба друг с другом и с костюмом. Ориентироваться нужно прежде всего на стиль одежды: чем она нейтральнее, тем заметнее могут быть аксессуары, и наоборот.

Второе правило: не более двух ярких деталей на образ, иначе они начнут не дополнять, а конкурировать друг с другом. Если вы хотите сделать акцент на сумке, то обувь лучше «приглушить». Дизайнеры советуют не подбирать туфли и сумочку тон в тон (если, конечно, они не черные или белые), а поддерживать цветовое единство цветными вставками. Например, красную сумочку можно сочетать с черными туфлями на красном каблуке.

Идеальное место для аксессуара — там, где чего-то не хватает. Но это не означает, что нужно украшать себя, как новогоднюю елку. Принцип «лучше меньше, но лучше» в этом случае работает безотказно: лучше один заметный аксессуар, чем много маленьких и «разбросанных» по костюму.

Не следует забывать и об особенностях конституции: так, маленьких хрупких девушек массивные украшения сделают еще меньше, тогда как у высоких статных красавиц подчеркнут достоинства фигуры. По этому же принципу крупным людям не стоит злоупотреблять тонкими цепочками и украшениями с мелкими деталями.

Черно-белая классика в современной интерпретации идеальна для тех, кто не очень дружит с цветовыми гармониями

 

 

 

 

Для тех, кто хочет одеваться модно и выглядеть гармонично, существуют два одинаково распространенных, но при этом диаметрально противоположных подхода.

Первый носит название total look («единый стиль») — в этом случае покупается полный комплект одежды и аксессуаров одного бренда, а если такой возможности нет, то просто вещи одного цвета. Таким образом решается проблема правильного сочетания цветов. Но этот вариант накладывает множество ограничений при выборе одежды, да и стилисты относятся к total look неодобрительно, так как он стирает индивидуальность выбравшего его человека.

Второй подход называется mix and match («смешивай и сочетай») — и здесь для хозяйки гардероба нет никаких табу: можно покупать одежду из разных коллекций, дополнять их старомодными и даже винтажными вещами, совмещать дорогие бренды и масс-маркет. Ограничение лишь одно — в результате должен получиться единый и гармоничный ансамбль.

Сказать это проще, чем сделать. Непрофессионалам не так-то легко грамотно соединить больше двух цветов в одежде. На помощь приходят правила цветовой гармонии, которые модельеры позаимствовали из теории живописи.

 

ОСНОВЫ КОЛОРИСТИКИ

Согласно теории, все хроматические оттенки рождаются из трех основных цветов — красного, синего и желтого. Эти цвета называются основными или первичными. Как все мы хорошо знаем из уроков рисования, при смешении этих цветов получаются еще три цвета — зеленый, оранжевый и фиолетовый. Их называют вторичными. Если смешать первичные цвета со вторичными, мы получим еще шесть оттенков — так называемых дополнительных цветов. Все вместе эти 12 цветов создают цветовой круг. Как видите, в центре расположены первичные цвета, по бокам от них — вторичные, а по окружности — все полученные цветовые переходы.

 

Цветовой круг можно бесконечно дробить на оттенки, но в итоге все сводится к трем первичным цветам

Работать с кругом довольно просто. Прежде всего, нужно запомнить, что все триады создают гармоничные сочетания: красный-синий-желтый (первичная триада), зеленый-оранжевый-фиолетовый (вторичная триада) и любые три находящихся рядом оттенка на цветовом круге, например, желтый-желто-оранжевый-оранжевый (так называемые аналогичные триады).

 

Расположенные на равном удалении друг от друга красный, желтый и синий цвета составляют первичную триаду, яркую и насыщенную

Оранжевый, зеленый и фиолетовый образуют вторичную триаду, более спокойную и приглушенную по цветовой гамме

Три соседних цвета образуют аналогичную триаду. Такое сочетание цветов всегда гармонично, но несколько монотонно

 

Кроме того, гармоничное сочетание образуют два любых противоположных цвета на цветовом круге, например красный и зеленый, оранжевый и синий, желтый и фиолетовый. Но стилисты рекомендуют использовать в наряде три цвета, из которых один будет основным, второй — гармонично поддерживающим основной, а третий — расставляющим акценты. Все три цвета не обязательно должны быть хроматическими, более того, профессионалы советуют разбавлять яркие цветные ансамбли нейтральными (ахроматическими) тонами — черным, белым, серым, бежевым, песочным, коричневым. Можно, наоборот, выстроить костюм на основе ахроматической гаммы и добавить в нее чистый яркий цвет, который освежит образ и привлечет к вам внимание.


 

ТЕПЛО или холодно?

У цветового круга есть еще одно важное для стилистов деление — на теплые и холодные оттенки: желтый, красный и получаемый от них оранжевый — теплые, тогда как синий — холодный. Зеленый и фиолетовый, созданные смешением теплого и холодного цветов, считаются нейтральными, потому что могут быть разной «температуры» в зависимости от того, в какой пропорции соединены в них теплые и холодные тона.

Итак, мы выяснили «температуру» основных шести цветов, но как быть с мириадами других оттенков? Здесь в игру вступают полутона. Дело в том, что каждый оттенок делится на полутона, и вот они-то как раз могут быть теплыми или холодными. Возьмем, к примеру, зеленый цвет. Если добавить в него немного синего, он «похолодеет» и станет мятным или изумрудным полутоном. А если в зеленый капнуть желтого, то он «потеплеет» и превратится в салатовый или оливковый оттенок.

 

Американский дизайнер Анна Суи необычайно тонко работает с цветом.

В осенне-зимней коллекции 2015/16 холодный по тону наряд (слева) она оживила брызгами красного, а теплый (справа) уравновесила вкраплениями синего и лимонно-желтого.

 

Чтобы цвета в наряде гармонировали друг с другом, нужно подбирать полутона одной температурной шкалы — либо холодной, либо теплой. Цветовые вкрапления «конкурирующей» температуры допустимы именно как вспышки цвета, но холодные и теплые части вашего гардероба не должны сражаться друг с другом, это разбалансирует образ.


 

СМЕШИВАТЬ, НО НЕ ВЗБАЛТЫВАТЬ

Теперь разберем, как работает принцип mix and match в сочетании с теорией цветовой гармонии, на примере коллекции прет-а-порте осень-зима 2015/16 от бренда Veronique Leroy.

Бельгийка по рождению и парижанка по духу, Вероник Лерой создает необыкновенно элегантные и женственные ансамбли, которые легко видоизменять и сочетать. В нашем случае образ строится на четырех цветах: белом, черном и бежевом (ахроматичных, спокойных, хорошо сочетающихся друг с другом) и лососево-оранжевом, очень теплом, свежем и приятном для глаз оттенке. Однако если этот яркий цвет не уравновесить, он затмит собой остальные детали костюма, а лицо сделает невыразительным и тусклым. Спокойные тона устраняют эту угрозу и привносят в образ умиротворяющую безмятежность. Цвета не борются друг с другом, пытаясь завоевать все внимание, напротив, они словно отпускают друг другу комплименты. Именно такого эффекта и желательно добиться в одежде.

 

Лососевый, белый и бежевый уравновешивают друг друга, а черный словно «наводит четкость» на ту или иную деталь гардероба

Оранжевый спрятался, уступив место кремовому тону. Основной акцент переносится на талию, которую подчеркивает массивный темно-бежевый пояс. Черный цвет присутствует не только внизу, но и вверху — в виде аккуратного нижнего воротника

Это куда более яркий образ, созданный на контрасте черного и оранжевого. Если в предыдущем варианте белый приглушил алое сияние, то здесь черный, наоборот, зажег его еще ярче. Чтобы избежать чрезмерной контрастности, в наряд введен бежевый оттенок, который оттягивает на себя часть огня

 

Отдельное внимание стоит обратить на то, как поддержан цвет в отделке и аксессуарах. У белой рубашки — черные пуговицы, у оранжевого плаща — белые застежки и подкладка. Бежевый можно найти и в обуви — у черных сапожек бежевая шнуровка. Более длинные манжеты нижнего платья выглядывают из-под более коротких рукавов верхнего, создавая нужный акцент на кистях рук (такого эффекта обычно добиваются с помощью перчаток). Украшений, кроме поясов и браслетов, нет — образ получился настолько цельным и гармоничным, что не нуждается в них.

Особая прелесть этой коллекции в ее высокой комбинаторике, которая позволяет продемонстрировать, как правильно составлять свой гардероб. За основу берется черно-белая классика — одежду этих цветов можно найти у любого бренда, в любом модном магазине. Чрезмерно контрастная черно-белая гамма смягчается бежевым, еще одним распространенным цветом. Основа гардероба готова. И теперь остается выбрать яркий оттенок по душе и добавлять его в гардероб в разных количествах и видах.


 

ТЕМНЫЙ ИЛИ СВЕТЛЫЙ?

Правильно выбрать тон одежды порой не менее сложно, чем ее цвет. Стилисты дают несколько советов для проблемных случаев.

 

Самый теплый и нежный вариант, ведь контрастный белый цвет пропал, а черный сведен к минимуму — кончикам ботинок и застежкам на жакете. Золотисто-бежевый цвет смягчает облик, а прорывающийся сквозь него оранжевый не дает ему потускнеть и погаснуть

Ахроматические цвета наряда позволяют легко менять «температуру» всего образа — достаточно лишь сменить одну, самую яркую деталь гардероба. В данном случае выбран освежающий ярко-синий плащ с черными застежками, которые нашли отражение в черных пуговицах блузки

 

• Придерживайтесь правила «светлый верх, темный низ»: чтобы силуэт выглядел уравновешенным и стройным, низ комбинированного наряда должен быть темнее верха. Это не значит, что всегда нужно надевать черную юбку или брюки, играйте оттенками разных цветов.

• Все пастельные оттенки сочетаются друг с другом, и теплые, и холодные. Но их нельзя соединять с темными цветами — они полностью «забьют» нежные тона, сделав их блеклыми и невыразительными.

• При выборе одежды начинайте с самого яркого оттенка. Вещь такого цвета будет притягивать к себе максимум внимания, так что подчеркивайте ею достоинства вашей фигуры. Остальной наряд нужно приглушить по тону, самые проблемные места должны «уйти в тень» при помощи темных цветов. Так, в паре «черные брюки — белая блузка» акцент будет падать на торс и грудь, а в паре «белые брюки — черная блузка» — на бедра и ноги. В случае с аксессуарами лучше отдавать предпочтение варианту «светлый костюм — темные аксессуары», этот вариант смотрится более эффектно, чем в противоположном случае.

• Хорошо известно, что светлые цвета одежды полнят, а темные — стройнят. Из-за этого старого правила многие девушки, недовольные фигурой, одеваются так, будто постоянно носят глубокий траур. Однако пышнотелым красавицам вовсе не обязательно обрекать себя на черный цвет! Визуально делают силуэт стройнее не только темные, но и холодные тона, так что можно примерить платье малахитового оттенка, светлого серо-зеленого или светло-синего с серебристым отливом.

 

В осенне-зимней коллекции Chanel 2004/05 Карл Лагерфельд наглядно показал, как меняется восприятие одного и того же фасона платья при изменении ахроматических тонов