Глава VIII
ЗАМЕЧАТЕЛЬНЫМ постройкам Елизаветинского времени должно отнести дома: графов
Строгоновых, на Невском, Воронцова, на Садовой улице, теперь Пажеский корпус,
Орлова и Разумовского (ныне Воспитательный дом); Смольный монастырь. Аничковский
дворец и затем составляющей резиденцию императорского дома — Зимний дворец1. Все эти постройки тогда производились
знаменитым итальянским зодчим графом Растрелли, выписанным из-за границы еще
императором Петромъ I. Постройки этого художника отличаются особенным характером
величия; в ряду лучших произведений зодчества Х
Все здание вмещало в себе: церковь, тронный зал с аван-залой, семьдесятъ разной величины покоев и театр. Дворец первоначально покрыт был гонтом; впоследствии, однако же, перекрыт железом, а весь гонт из разобранной крыши императрица пожаловала на казармы Измайловского полка. Девяносто печей согревало все здание; печи в среднем этаже положены были из живописных изразцов и покоились на деревянных золоченых ножках; осенью и зимой, ежемесячно на отопление дворца выходило по сорока сажень дров. Наружный вид здания был очень красивый; главных подъездов во дворце было два: один с набережной, а другой со двора; подъезды были украшены каменными столбами и точеными балясами, с поручнями столярной работы; балконов было три: один на сторону адмиралтейства, другой на Неву, третий на луг; лестницы на невский подъезд и невский балкон были сделаны из белого камня; на крыше, для стока воды, проведены были желобы, которые оканчивались двадцатью восемью большими медными драконами, весом каждый в три с половиной пуда; на фронтисписе две лежащие деревянные фигуры держали щит с вензелем императрицы; фронтиспис был весь вызолочен. Комнаты были расположены в следующем порядке: в средних этажах главного корпуса помещались парадные покои с разделяющей их темной галлереей, которая примыкала к зале, где теперь столовая; из этой залы, через небольшой кабинет, был ход в большой зал; к ней от угла примыкали четыре малые покои, или кабинета; из большой залы был ход в аван-залу. К последней вела лестница, проведенная с внутреннего и невского подъездов. Аван-зала была отделена глухой стеной; при ней стояла резная пирамида с фарфоровой посудой, называемая „буфетом". У лестницы, что вела к аван-зале, была церковь, ныне малая2. В луговой стороне здания находился небольшой театр. В нижнем этаже, кроме кухонь, сеней, галлерей и лестниц, было пятнадцать комнат; из них в двух некоторое время помещалась камер-цалмейстерская контора, в четырех гоф-интендантская, а три назначены были для караульных и дежурных. В верхнем этаже двадцать четыре жилые комнаты. Всех окон в главном среднем этаже было 180, в нижнем 111 и в верхнем 116; во всем дворце дверей было 130, в среднем этаже все из дуба.
Зимний дворец при Петре Великом. С гравюры 1716 года. |
В большой зале стоял резной трон; к нему вели шесть ступенек, разделенных уступом, или площадкой; балдахин на четырех точеных колоннах „композического“ ордена; на других четырех точеных колоннах хоры для музыкантов, с точеным же баллюстрадом; пятьдесятъ четыре резные пилястра поддерживали потолок, или, вернее, один целый великолепный плафон, написанный Л. Караваком, при сотрудничестве девяти живописцев и двадцати двухъ учеников, маляров и московских „списателей“ икон. На цепях, обернутых гарусом и усыпанных медными золочеными яблоками, висело огромное паникадило. В 1737 году оно упало, но вскоре его опять укрепили на месте. Между окон расставлены были двадцать четыре кронштейна с подсвечниками; „уборный пол“ сложен был из четырехсот дубовых штук с трехцветной по средине звездой, в четыре сажени в диаметре; в окнах и некоторых дверях были вставлены зеркальные стекла, присланные из Франции. Аван-зала была также украшена пилястрами, штучными полами, зеркальными окнами и плафоном работы того же Каравака. У стены, отделявшей новый зимний дом от адмиральских палат, возвышалась, как мы уже сказали, резная с позолотой пирамида; на ней симметрически расположена была фарфоровая и металлическая дорогая посуда. Из остальных комнат только галлерея была украшена двенадцатью картинами и двенадцатью барельефами, шестью хрустальными люстрами, с такими же двенадцатью кронштейнами с подсвечниками и резными головками и фигурами с яркой позолотой, как их называет Растрелли — „мушкарами и купидами“. По исполнении этой кудрявой разной работы заслуживают похвалу имена следующих мастеров этого дела: Сен-Лоран с сыном, Соломон Цельбрехт, столяр Мишель и штукатурной композиции или лепной работы Александр Мартели.
Прочие комнаты дворца были украшены белеными панелями и обоями; где не было паркета, там положены полы дубовые и сосновые. Лестницы были из полированной плиты с точеными поручнями, украшенные статуями; пол в сенях из мрамора и потолки отделаны лепной работой. Театр в здании дворца был довольно обширен; он имел 25 сажень в длину и десять в ширину и отопливался десятью печами. Рисунок театра составлял тоже Растрелли, но исполняли по этому рисунку, а также писали декорации и строили машины „комедияльных дел мастер" итальянец Диронбон, или, вернее, Джироламо Бон. Первая репетиция в этом театре была исполнена 13 января 1736 года, а первое представление 20 января; во время игры на театре передвигали декорации сорок человек солдат. Нет сомнения, что этот зимний придворный „Театр-комедия‘‘ находился в особом флигеле, отделенном от адмиралтейского тремя проходными покоями и светлой галлереей. В 1742 году он был значительно распространен и назывался то „Комеди опера", то „Оперным домом“. Елизавета, как известно, положила первое прочное основание русскому театру и множество мелочных театральных удобств придумывала сама лично. Чертежи, впрочем, составлял Растрелли, и уже по ним исполняли Валериани и Джибелли.
Зимний дворец в первой половине XVIII столетия. С гравюры того времени Махаева. |
Так, находясь в Москве в 1749 году, государыня приказала Растрелли, чтобы возле большой царской ложи „сделать решетку отворчатую, чтобы можно было отворять и растворять, и вызолотить, да для теплоты камин, по препорции, с закрышкою трубы“. В 1750 году императрица приказала Растрелли „сделать внов небольшой переносный театр, который бы можно вносить и выносить в скорости в проходные залы". Представленья во времена Елизаветы происходили в неопределенное время, по предварительному назначению государыни, иногда за две недели вперед, а иногда указано было представлять комедии и „тражедии" два раза в неделю — каждый вторник и пятницу, а действовать начинать в семь часов по полудни. В Анненском зимнем доме, до постройки и даже в первые годы работъ нового дворца. Растрелли ежегодно в день коронации устроивал в большой зале и галлерее фонтаны, „кашкады, банкетные столы" и украшал стены великолепными огнями. Здесь же праздновались дни: „вечного замирения с короной шведской в 1743 году" и по случаю бракосочетания государя наследника с великой княгиней Екатериной Алексеевной, в 1745 году. Последнее было великолепнее всех других торжеств ее царствования. Для фонтанов выкопали особые из Невы каналы; устроили огромные бассейны, шестнадцать лошадей поднимали в них воду; для каскадов сходы и другие украшения расписали под мрамор; шесть тысяч шкаликов освещали большую залу; на лугу и у дворца для народа поставлены были крашеные пирамиды и били фонтаны из меда и других питий.
Пристройки и переделки к Зимнему дворцу не могли, все-таки, сообщить зданию удобств; притом же самая странность вида дворца, примыкающего одной стороной к Адмиралтейству и с противоположной стороны к ветхим палатам Рагузинских, не могла нравиться императрице. От ворот по правую руку с луговой стороны местность представляла пестрый, грязный, недостойный места вид: длинный ряд деревянных построек, сараи, конюшни — все это некрасиво, кое-как лепилось в виду дворца. Наконец, в 1754 году, императрица решилась заложить новое здание, сказав, что „до окончания переделок будет жить в Летнем новом доме", приказав строить временный дворец на порожнем месте бывшего Гостиного двора, на каменных погребах (у Полицейского моста). В июле начали бить сваи под новый дворец. Нева усеялась множеством барок и на всем пространстве, от дворца и Мойки, рассыпались шалаши рабочих. В ведомостях явилась публикация о вызове к поставке 140000 бочек извести свинорецкой и сяжской, а затем и других материалов; постройка шла медленно; для работников не могли найдти крова, pa6oчиe жили в шалашах и землянках на лугу или в отдаленных частях города. Лучших мастеров с трудом разместили в казенных домах на Крюйсовом дворе, в Мусин-Пушкинском, Панинском и т. д. Не смотря ни на какие усилия, Растрелли не мог исполнить приказания императрицы насчет поспешного окончания работ. Первой остановкой работ была невыдача денег рабочим, так, вместо 120000, отпускали в годъ 70000 или 40000. Растрелли от огорчения заболел; больной он, однакож, не переставал действовать; предписания и рапорты подписывал за него бывший при нем помощник Фельтен.
К осени 1761 года, согласно обещанию Растрелли, императорский Зимний дворец был окончен вчерне. Елизавета изъявила желание обозреть работы, для чего приказала Растрелли „очистить место, где будет стоять карета для npиезда к дворцу", и затем сделать подъемный стул и тот покой, где будет стул, обить бумажными обоями. На святой неделе государыня посетила свой новый дворец, осталась всем довольна и изъявила желание видеть поскорей свои покои оконченными. Растрелли просил только о правильном отпуске денежных сумм и обещал окончить в сентябре 1762 года. Но время шло только в переписках, и Растрелли денег не получал. В ноябре, государыня приказала, чтобы большая церковь непременно была готова для освящения к 25-му апреля 1762 года, и к освящению исправлено пять-шесть покоев, где бы полы были гладкие, столярной работы, без клея, а панели и коробки выкрашены были под золото. Растрелли приказал исправить подъемный стул и покой, где он находился, каждую неделю делать пробу, а от стула в другие покои настлать дорогу. Но императрица не только была лишена удовольствия видеть оконченным лучший архитектурный памятник ее времени, но и присутствовать при освящении большой церкви. 25-го декабря 1761 года, государыня внезапно скончалась.
По преданию, смерть императрицы предсказала петербургским жителям известная в то время юродивая „Ксения", могила которой на Смоленском кладбище и до сих пор пользуется особенным уважением у народа. Ксения, накануне кончины императрицы, ходила по городу и говорила: „Пеките блины, вся Poccия будет печь блины!“ Ксения Григорьевна была жена придворного певчего Андрея Петрова, состоявшего в чине полковника; она в молодых годах осталась вдовой; тогда, раздав все свое имение бедным, она надела на себя одежду своего мужа и под его именем странствовала сорок пять лет, изредка проживая на Петербургской стороне, в приходе св. апостола Матвея, где одна улица называлась ее именем. Рассказывают, что Ксения пользовалась особенным уважением у петербургских извозчиков, которые, завидя ее где нибудь на улице, наперерыв один перед другим предлагали ей свои услуги в том убеждении, что которому из них удастся хотя сколько нибудь провезти Ксению, тому повезет счастье. Год смерти ее неизвестен; одни уверяют, что она умерла до первого еще наводнения (1777 года), другие же — что при Павле. Могила Ксения издавна пользуется особенным почитанием и уважением; в скором времени после ее похорон, посетители разобрали всю могильную насыпь; когда же была усердствующими положена плита, то и плита была разломана и по кусочкам разнесена по домам. Сделана была другая плита, но и та недолго оставалась целой. Ломая камень и разбивая землю, посетители бросали на могилу деньги. Тогда к могиле прикрепили кружку, и на собранный таким образом пожертвования построили намятник, в виде часовни, с надписью: „раба Ксения, кто меня знал, да помянет мою душу для спасения своей души“. И действительно, ни на одной из могил на Смоленском кладбище не служится столько панихид, как здесь.
Одним из красивейших домов Елизаветинского времени был дом знаменитого „предстателя муз“, первого русского мецената Ивана Ивановича Шувалова; стоял он на углу Невского и Большой Садовой, где так долго на нашей памяти помещался трактир Палкина, а теперь фортепьянный магазин Шредера. Дом был выстроен в два этажа по плану архитектора Кокоринова3. Шувалов праздновал в нем новоселье 24-го октября 1754 года великолепным маскарадом, про который М. В. Ломоносов сказал следующее стихи:
Европа что родит, что протчи части света,
Что осень, что зима, весна и кротость лета,
Что воздух и земля, что море и леса:
Все было у тебя, довольства и краса...
Богатая амфилада комнат дома Шувалова была вся увешана портретами и картинами. В главной зале, выходящей окнами на Невский, сидели у дверей за столиком два старика, вечно играя в пикет; один из них был огромного роста, другой низенький старичек в черном кафтане; первый был гайдук-силач, спасший Шувалову жизнь в Швейцарии, другой камердинер, француз Бернар. Оба старика жили на пенсии и ежедневно безотлучно дежурили в картинной зале. Как раз над их головами висела большая картина с изображением печального эпизода из жизни Шувалова, чуть-чуть не стоившего ему жизни. На картине был представлен швейцарский пейзаж, где на высоте большой горы виднелась повисшая над пропастью карета, которую поддерживает своими плечами огромный гайдук. В светлой угловой комнате о семи окнах, в большом кресле у столика, окруженный книгами и друзьями, сидел маститый седой старик, сухощавый, среднего росту, в светло-сером кафтане и белом камзоле. Видевший Шувалова уже семидесятилетним старцем, Тимковский говорил о нем так: „Речью и видом он был бодр, но слаб ногами, лицо у него было всегда спокойное, поднятое; обращение со всеми упредительное, весело-видное, добродушное. В разговорах он имел речь светлую, быструю, без всяких приголосков. Русский язык его был с красивой обделкой в тонкостях и тонах, французский он употреблял, где его вводили и когда, по предмету, хотел что сильнее выразить".
И. И. Шувалов. С редчайшего гравированного портрета Чемесова. (Из собрания П. Я. Дашкова). |
В этой угловой гостиной у него собирались образованнейшие люди того времени: Ломоносов, Сумароков, Костров, Богданович, Державин, Шишков, княгиня Дашкова, Оленин, Перепечин (известный тоже меценат, директор банка), Кирилл Каменецкий (его домашний врач), автор знаменитого в свое время травника. Из гостиной боковой выход вел в кабинет, оттуда шли его жилые комнаты окнами на двор, прямо же вдоль Садовой улицы шла длинная галлерея с библиотекой, а за ней и домовая церковь, в которой сановитого вида дьячек читал малороссийской речью. Шувалов в церкви, по большей части, сидел в креслах с подостланным ковром; вельможа имел привычку во время разговоров задумываться и креститься у груди небольшим крестом. Это была его давнишняя привычка, которую он приобрел, живя в веке вольнодумства. Дом Шувалова видел многих монархов. Императрица Елизавета в течение года очень часто у него обедала и ужинала; сюда же, в дом Шувалова, привозили в 1756 году бывшего императора Ивана Антоновича, для свидания с императрицей. Здесь же почти ежедневным гостем был император Петр III и позднее очень часто приезжала Екатерина Великая. Перед этим же домом, на другой день кончины Шувалова, проезжая мимо верхом, император Павел остановился, снял шляпу, поглядел на окна и низко поклонился.
У Шувалова собирались все литераторы того времени. В юной возникавшей тогда журналистике происходили такие же споры, что и теперь, каждый превозносил себя, и каждое издание хотело превзойти остальные и стать во главе всех. Полемика, зависть, даже личные, не совсем церемонные намеки так и сыпались перекрестным журнальным огнем и при встрече пишущих. Ловля подписчиков в то время происходила самым комическим образом: особенно ръяные журналисты раздавали даром нерасходившиеся номера своего издания, с теми, чтобы получивший даровой номер не подписывался на другие журналы. Издатель „Поденщины" Василий Тузов, глубокий провинциал, на одном вечере у Шувалова, прямо сказали жене Рубана, издателя ежесубботнего журнала „Ни то ни cё": „Скажите вашему мужу, что я его не боюсь и что он неосновательно думает, что у меня нет денег на издание; вот он, — и он показал при этом пачку ассигнаций.
А. П. Сумароков С гравированного портрета Зейферта. |
При встречах литераторы того времени редко церемонились, и, как рассказывал сам Шувалов Тимковскому (см. его записки в „Москвитянине" 1852 г.), особенно были такими непримиримыми врагами Ломоносов с Сумароковым. „В спорах Сумароков чем более злился, тем более Ломоносов язвил его; и если оба не совсем были трезвы, то оканчивали ссору запальчивой бранью, так что я был принужден высылать их обоих, или чаще Сумарокова. Если же Ломоносов занесется в своих жалобах, то я посылаю за Сумароковыми, а с теми, ожидая, заведу речь о нем. Сумароков, услышав у дверей, что Ломоносов здесь, или уходили, или, подслушав, вбегает с криком: не верьте ему, ваше превосходительство, он все лжет; удивляюсь, как вы даете у себя место такому пьянице, негодяю. — Сам ты пьяница, неуч, под школой учился, сцены твои краденые! — Но иногда, — замейчает Шувалов, — мне удавалось примирить их, и тогда оба были очень приятны“. Примирение, впрочем, не всегда удавалось. Существует письмо Ломоносова к Шувалову от 19-го января 1761 года (см. альманах Урания): „Никто в жизни меня больше не изобидел, как ваше высокопревосходительство: призвали меня сегодня к себе; я думал, может быть, какое-нибудь обрадование будетъ по моим справедливым прошениям... Вдруг слышу: помирись с Сумароковыми! т. е. сделай смех и позор! Не хотел вас оскорбить отказом при многих кавалерах, показал вам пocлyшaниe; только вас уверяю, что в последний раз, — ваше превосходительство, имея ныне случай служить отечеству спомоществованием в науках, можете лучшие дела производить, нежели меня мирить с Сумароковым. Не только у стола знатных господ, или каких земных владетелей, дураком быть не хочу...“ и т. д.
Если Ломоносов и Сумароков всегда шумели на вечерах Шувалова, то встречались из литераторов того времени и такиe, которых в обществе считали образцами светскости. К таким принадлежал всегдашний гость Шувалова, автор „Душеньки", Ипполит Федорович Богданович. Ходил он всегда щеголем в французском кафтане с кошельком на спине, с тафтяной шляпой (клак) под мышкой; если он не садился играть в карты, то всегда рассказывал о дневных и заграничных новостях. Он только не любил говорить или даже напоминать о своих стихах и был очень щекотлив насчет произведений своего пера. После выхода „Душеньки" он сделался гостем большого света, все вельможи наперерыв приглашали его и почитали большой честью, чтобы автор „Душеньки" дремал за их поздними ужинами. По выходе в свет „Душеньки" (в 1778 году) носилась молва, что Богданович не был ее автором. Злые языки говорили, что у Богдановича жил молодой талантливый человек в качестве переписчика, который, тайком от Богдановича, читал в своем кругу отрывки из своей „Душеньки". Этот молодой человек вскоре умер, оставив все свои произведения Богдановичу. Вскоре после этого времени и вышла „Душенька". Может быть, тут и говорила зависть, но современники твердили: в „Душеньке" не Богдановича перо и не его воображение. Как бы в контраст опрятному Богдановичу, у Шувалова постоянным гостем бывал человек и самой неряшливой внешности, — это был известный поэт Ермил Иванович Костров. Видом переводчик Гомера был человек не высокий, с лицом большим, по которому у него выступали красные пятна, особенно нос его отличался багрово-красным цветом. Платье его было всегда изношено, особенно локти всегда были протерты, за то парик его был напудрен, убран в букли и при густо напомаженной косе. Этого требовал тогда этикет... Впрочем, нередко случалось, что лицо Кострова было все засыпано мукой, букли и прическа растрепаны, и из них выпадали шпильки; коса тоже лезла из ленты и рассыпалась по плечам, а худой испачканный камзол едва держался на плечах, и сам поэт шатался.
Впрочем, Костров и трезвый был не тверд на ногах. Бекетов рассказывает: когда Костров шел по улице, то какая-нибудь старуха, увидев его, скажет с сожалением: видно, бедный больнехонькой! А другой, встретясь с ним, пробормочет: „эк нахлюстался!“ Ни того, ни другого: и здоров, и трезв, а такая была походка! Дмитриев говорит, что домашние Шувалова обращались с Костровым почти не замечая его в доме. „Однажды, — рассказывает Дмитриев, — спросил я, дома ли Ермил Иванович? Лакей отвечал: дома, пожалуйте сюда, — и привел меня в девичью, где девки занимались работой, а Ермил Иванович сидел в кругу и сшивал разные лоскутки. На столе, возле лоскутков, лежал Гомер; на вопрос, чем это он занимается? — Костров отвечал: — Да вот девчата велели что-то сшить, — и продолжал свою работу".
Граф Д. И. Хвостов, известный певец Курбы, спросил однажды Кострова, отчего он так позабыл себя? — Меня не разгадали... отвечал поэт: — мне хотелось учить поэзии с кафедры.
1 - Приписываемая этому же архитектору церковь св. Николая Морского построена по плану архитектора Чевакинского и Башмакова.
2 - С 1744 года встречается постоянное различие между большой и малой церквами; вероятно, в этих годах на половине императрицы была устроена другая церковь. В 1749 году, государыня приказала поставить над большой церковью пять, а над малой одну главу. Но Растрелли представил проект о невозможности поместить на крыше большой церкви более трех глухих глав. Императрица утвердила проекта Растрелли. В придворной соборной церкви на подвижном амвоне, на оборотной его стороне, находится медная дощечка, с надписью: „Устроен 1762 г., возобновлен 1837 г.“; следовательно, год освящения храма считается с помещения императорского семейства во дворце.
3 - Алек. Фил. Кокоринов, род. 29-го июля 1729 г., умер 9-го марта 1774 г., родился в Сибири, ученик графа Растрелли, первый директор императорской академии художеств и строитель здания.