Школьные годы
Паспорт здоровья школьника — комплексный документ, разработанный Минобразования РФ в 2009 году, позволяющий собирать всю информацию о здоровье школьника, его физическом развитии, психо-эмоциональном состоянии, данные о ежегодной диспансеризации, информацию о прививках и медицинских осмотрах и другие сведения.
По мнению разработчиков, паспорта здоровья школьников должны приучить детей следить за своим здоровьем. От обычной медицинской карты он отличается лишь тем, что находится на руках у владельца. Заполнять паспорт здоровья ребенок должен самостоятельно под руководством родителей и учителей.
Повсеместное внедрение паспорта в учебный процесс предполагалось с начала 2010/2011 учебного года, однако, из-за крайне негативной оценки общественностью данного документа по причине нарушения им статьи Конституции России, Конвенции о правах ребенка, Европейской конвенции о защите прав человека и Основы законодательства РФ об охране здоровья граждан, его повсеместное применение было приостановлено до начала следующего учебного года, документ отправлен на доработку.
С первых дней своего существования проект паспорта здоровья был подвергнут жёсткой критике со стороны родителей, педагогов и правозащитников, которые настаивают на том, что от документа никакой пользы для здоровья ученика не будет. А вот утечка информации, которую по наивности может занести в документ ребёнок, способна навредить его семье.
В первичный проект паспорта здоровья школьника также предполагалось внесение подробной информации о личности ребёнка и членов его семьи за весь период обучения в школе: сведения о семье ребёнка, межличностных отношениях в семье, состоянии здоровья самого ребёнка (включая указание заболеваний, в том числе хронических, а также психологические и физиологические показатели развития организма). В паспорт вносятся показатели обучаемости учащегося, информация о предпочтениях, данные о материальном состоянии семьи, её жилищных условиях, режиме питания, показатели развития ребёнка, включая его психо-эмоциональную оценку себя, своей семьи и межличностных отношений в семье.
Директор Института демографических исследований И. И. Белобородов полагает, что работа над паспортом здоровья ведётся в рамках внедрения в России ювенальных технологий. Личная информация школьников, вносимая в паспорт здоровья, раскрывает весь внутренний мир семьи и значительно расширяет возможности ювенальных органов, которые, зафиксировав нарушения здоровья у ребёнка, могут обвинить его родителей в ненадлежащем уходе и т. д.
Если первый вариант паспорта здоровья содержал 43 страницы, то второй вариант был сокращён до 36 за счёт удаления вопросов о семейной жизни.
На здоровье, а точнее, нездоровье наших детей влияет прежде всего школа. Многие «болячки», которые молодые люди выносят с собой во взрослую жизнь, появляются как раз в школьные годы.
У каждой болезни есть своя конкретная
причина. Например, хронический гастрит - одна из самых распространенных
«профессиональных» болезней учеников - возникает из-за того, что детей в
школах кормят не супами и кашами, а пирожками и пончиками. Старая мебель
становится основным фактором, способствующим развитию у детей болезней костно-мышечной
системы. Семь лет - с 5-го по 11-й класс - дети учатся за одними и
теми же партами, сидят на одних и тех же стульях, совсем не приспособленных
к возрастным различиям школьников. Носят в школу тяжеленные ранцы с
учебниками, почти половину дня проводят, сидя за партами, - естественно,
что сберечь здоровье в таких условиях совсем непросто. Плюс компьютеры и
плохо освещенные классные комнаты добавляют к большому букету школьных
болезней близорукость. Чем можно помочь нашим детям?
Часто завтрак ребенка ограничивается
одним йогуртом, и родители искренне полагают, что этого вполне достаточно.
Некоторые дети вообще отказываются завтракать, и родители идут у них на
поводу, объясняя это тем, что ребенок так рано не привык есть. Но детские
врачи убеждены, что значительного количества гастритов можно было бы
избежать, если бы дети правильно питались. Ребенок обязательно должен
идти в школу сытым. На завтрак приготовьте ему теплую пищу: кашу,
омлет, может быть, даже котлету. Переваренная пища поступает в кровь,
та, в свою очередь, в мозг, который благодаря питанию активно работает.
У школьников самый работоспособный
период с 9 до 11 часов утра и с 4 до 6 часов вечера. Так что завтрак и обед
просто необходимы. Около 12 часов дня нелишним будет второй завтрак:
фрукты, бутерброды, чай. Если ребенок категорически возражает против
школьных завтраков, давайте ему еду с собой. Только есть он должен не
всухомятку, стоя в коридоре, а сидя за столом в буфете и обязательно
чем-нибудь
запивая.
Сколиоз - еще один бич современных школьников.
В прежние времена в Институте благородных девиц практиковали специальные
упражнения. Воспитанницы должны были несколько раз в день ходить, держа за
спиной палку. В этом случае плечи расслаблялись, и привычная поза
закрепляла красивую, горделивую осанку. Девочки выходили из стен этого
почтенного заведения стройными. Совет всем родителям, которые недовольны
осанкой своего чада: несколько раз в день проделывайте с ребенком это
простое упражнение. И еще: письменный стол ребенку покупайте «по размеру», а
не «на вырост» - так позвоночник будет прямым.
Плохо освещенные классы, длительное
сидение за компьютером - и вот уже зрение стремительно «падает». Чтобы укрепить
глазные мышцы, надо делать упражнения для глаз:
сначала «рисуем» глазами круги, овалы, прямоугольники. Далее идет
«высшая математика»: рисуем взглядом цифры - от 1 до 5 и обратно;
плотно закрываем глаза ладошками и долго-долго без напряжения
смотрим в темноту. Надо представить, что эта темнота - ночное небо, и где-то
очень далеко там прячутся звездочки, которые надо увидеть. Если глаза у
ребенка действительно устали, то, будьте уверены, в темноте он увидит не
только звездочки, но и «летающую тарелку» с инопланетянами.