Мой сайт
ОГЛАВЛЕНИЕ


Средства передвижения и транспорт

 

С начала истории человечества люди перемещались с одного места на другое для работы, посещения своих родных или просто для знакомства с миром.

Сегодня путешествуют не только люди, но и продукты питания, нефть и другие товары.

Обрати внимание, кто прокладывает дороги, почему гоночные автомобили такие низкие, что представляет собой высокоскоростной поезд, когда люди стали летать, или что такое сверхзвуковой самолет.

 

 

 

 

 

В древние времена климатические изменения, охота и природные катастрофы вызывали массовые передвижения населения. Позднее торговля, войны, религия или стремление найти удачу заставляли людей сниматься с места. Огромные торговые караваны, корабли, груженные товарами, войска в поисках добычи и паломники в святые места прокладывали маршруты между отдаленными населенными пунктами, пересекая моря, покоряя горы и пустыни, переходя вброд реки... Сегодня люди путешествуют для удовольствия, чтобы встретиться с друзьями и родными, посетить разные места и познакомиться с другими культурами.

 

 

 

 

 

Туризм означает поездку для удовольствия. Многие люди во время отпусков или в любое другое время года отправляются путешествовать, чтобы отдохнуть, посетить интересные - места, памятники, музеи... Туризм в некоторых странах составляет основу экономики. Туризм очень выгоден для экономики и для развития стран. Строятся гостиницы и рестораны, прокладываются более совершенные и скоростные шоссейные дороги, сооружаются новые аэропорты, морские и железнодорожные вокзалы, реставрируются памятники, исторические уникальные здания, произведения искусства, создаются новые рабочие места и отрасли промышленности для обслуживания туристов. Кроме того, совершенствуются сфера услуг, больницы и медицинские центры и государство в целом модернизируется.

 

 

 

 

 

Путешествия пешком, верхом на лошади или в повозке были единственными средствами передвижения в течение длительного времени истории человечества.

Тем не менее, хотя главным для людей оставался наземный транспорт, наибольшее техническое развитие получили речные и морские транспортные средства. Плавание на веслах и под парусом способствовало развитию различных типов судов, в большинстве морских, способных преодолеть большие расстояния и даже пересечь океан. Начиная с XVIII века транспорт стал развиваться гигантскими шагами: появление пароходов и железной дороги совершили революцию в транспорте.

Затем последовали автомобили и различные летательные аппараты, такие, как аэростаты и цеппелины. Сегодня в распоряжении путешественников современные железные дороги, автобусы и автомобили, а также регулярные воздушные полеты между всеми странами мира.

 

 

 

 

 

Потребляемые нами продукты производятся в самых различных местах, не всегда близких к месту нашего проживания. Молоко, например, получают на животноводческих фермах и затем разливают в герметичные металлические бидоны или в большие грузовики-цистерны, транспортирующие его на предприятия молочной промышленности. Там его обрабатывают соответствующим образом и разливают в бутылки или производят из него сливочное масло, сыр и т. д. Готовые продукты доставляют на крупные склады, откуда развозят по торговым точкам на грузовиках, снабженных холодильными установками, или других транспортных средствах. Так же перевозят мясо, фрукты, зелень и овощи, рыбу и все продукты питания. Эти перевозки должны быть быстрыми и осуществляться с соблюдением всех гигиенических норм для обеспечения свежести и сохранности продуктов.

 

 

 

 

В древние времена каждое общество производило все необходимое для жизни.

В современном обществе это немыслимо. Многие потребляемые нами товары поступают из других стран: автомобили, компьютеры, оборудование... Продажа товаров из одних стран в другие называется экспортом, а покупка товаров других стран - импортом. Легкость транспортировки товаров по земле, морю и воздуху сделала возможной международную торговлю. Происхождение товара указывается на этикетке.

 

 

 

 

 

Производителями нефти и природного газа являются только некоторые страны мира.

Поэтому страны, имеющие излишки, то есть производящие больше, чем им необходимо, являются экспортерами сырья или горючего.

Транспортировка по земле производится в грузовиках или вагонах-цистернах в зависимости оттого, перевозят ли они нефть по шоссе или по железнодорожным путям, а по морю - в танкерах (нефтеналивных судах). Транспортировка горючего, бензина или дизельного топлива считается опасной, поэтому она осуществляется в специализированных транспортных средствах, оборудованных системой сигнализации. Проезд этого транспорта ограничен на городских и шоссейных дорогах, в туннелях и в определенные часы по причинам безопасности. Опасными также являются некоторые химические продукты, как, например, хлор.

 

 

 

 

 

Для доставки нефти и некоторых продуктов, получаемых после ее переработки, к месту назначения используются огромные стальные трубопроводы, называемые нефтепроводами.

Трубы, соединенные между собой сваркой, покрывают большие расстояния под открытым небом или под землей. Периодически трубопроводы чистят, чтобы они не засорялись. Для газа используют газопроводы.

 

 

 

 

 

С развитием техники и при наличии материалов в настоящее время не слишком трудно построить шоссе или проложить железнодорожные пути, хотя это и стоит очень дорого.

Но что действительно трудно, так это сделать так, чтобы строительство осуществлялось на твердом грунте, было приспособлено к местности, учитывало элементы рельефа, чтобы дорога была безопасной для транспорта и причиняла наименьший вред растительности и фауне на земле, которую она пересекает.

Для определения маршрута, по которому пойдет шоссе или железнодорожный путь, инженеры-путейцы должны изучить все возможные альтернативы и, учтя все приведенные выше факторы, принять решение об определенной трассе.

 

 

 

 

 

Географические особенности местности могут оказаться препятствием на пути к выбранному нами месту. Гора, отвесная скала, река или море могут создать серьезные проблемы для прокладывания путей сообщения. Поэтому на протяжении своей истории человек придумал различные решения этих проблем. Чтобы избавить нас от подобных трудностей, строят мосты и виадуки или прокладывают туннели через горы. Строительство туннеля — сложное и опасное дело: экскавация и выемка обломков, облицовка стен, установка вентиляционного и осветительного оборудования.

 

 

 

 

 

Это возможно, хотя и не всегда. Когда протяженность моря, разделяющего две территории, и его глубина сравнительно небольшие, можно построить мост или туннель между берегами. Туннель через пролив Ла-Манш между Францией и Великобританией, построенный в 1980 - 1994 годы, состоит из трех галерей, по двум из которых ездят два пассажирских поезда, а третья предназначена для обеспечения вентиляции и безопасности. Таким же образом построены огромные мосты с автомобильной дорогой, соединяющие некоторые острова Японии и между Данией и Швецией.

 

 

 

 

До конца XIX века корабли, отправлявшиеся из портов Средиземного моря в Индийский океан, вынуждены были огибать весь африканский континент. Чтобы избежать этого длинного и столь же дорогостоящего пути, было принято решение прорыть канал, который бы соединил Средиземное море с Красным, - Суэцкий канал в Египте. Работы были поручены французскому инженеру Фердинанду де Лессепсу, который позднее возглавил подобный проект в Центральной Америке, хотя и большей технической сложности, - Панамский канал.

 

 

 

 

 

Самолеты в воздухе, как автомобили на земле и корабли в море, не могут летать где угодно из-за угрозы столкнуться между собой.

Для избежания столкновений во время полетов существуют так называемые воздушные коридоры, представляющие собой маршруты, нанесенные на специальные или навигационные карты. Маршрут самолета и высота полета различны в прямом и обратном пути. Пилоты должны следовать установленным трассам до прибытия к окрестностям аэропорта назначения, а затем с контрольной вышки им дают необходимые инструкции для приземления. Воздушный диспетчер всегда знает, где находится самолет.

 

 

 

 

 

Одной из важнейших проблем, с которой сталкиваются в центрах по обеспечению населения, является водоснабжение. Народы в древности селились рядом с реками и ручьями, чья вода была основой для жизни.

По мере роста населения новые поколения заселяли более сухие регионы, где не было легкого доступа к воде.

По прошествии времени люди научились решать эту проблему, заставив воду путешествовать различными методами: транспортируя ее в различных сосудах (резервуарах), роя каналы рядом с деревнями, сооружая большие акведуки или создавая сеть подземных трубопроводов.

 

 

 

 

 

Выбрав место назначения, следует решить, будем ли мы путешествовать самостоятельно или обратимся в агентство. В первом случае следует выяснить, какие юридические формальности надо выполнить для въезда в страну: нужна ли виза, надо ли делать прививки против некоторых заболеваний и т. д.; достать билеты туда и обратно на самолет, корабль или поезд, если мы едем не на автомобиле; решить, какие интересные места мы хотим посетить; узнать, каким транспортом следует пользоваться внутри страны, в каких отелях будем останавливаться и т. д. Если же мы предпочтем обратиться в агентство, то там займутся всеми этими вопросами.

Следует составить список того, что следует взять с собой: паспорт, билеты и валюту, то есть деньги страны или твердую валюту, принимаемую в банках страны, маленькую аптечку, соответствующую одежду и обувь, карты, фотоаппарат и т. д. Багаж должен быть легким.

 

 

 

 

 

Автомобиль - это транспортное средство, двигающееся само по себе. Поэтому автомобили в прямом смысле слова появились только после создания двигателя. После появления паровой машины французский инженер Кюньо приспособил ее в новом изобретении, трехколесной паровой повозке, в 1769 - 1771 годы, назвав ее фардье.

И снова во Франции, но уже в 1883 году Эдуард Деламар-Дебутревиль изобрел новый автомобиль, на этот раз с недавно появившимся двигателем внутреннего сгорания, значительно более мощным и легким, чем предыдущий. В 1891 году благодаря Рене Панхарду и Эмилю Левассору был создан первый автомобиль с бензиновым двигателем.

 

 

 

 

 

Гоночные автомобили на соревнованиях могут развивать скорость до 300 км в час. При такой скорости и учитывая малый вес, весьма возможно, что автомобиль мог бы оторваться от земли и подняться в воздух, как самолет.

Чтобы этого не случилось, разрабатывают аэродинамический кузов, очень низкий, находящийся близко к земле. Таким образом под автомобиль попадает недостаточное количество воздуха и возникает эффект всасывания, типа присоски, и это вместе с широкими и большими колесами не дает автомобилю отделиться от асфальта.

 

 

 

 

С того времени, когда Карл Бенц в 1886 году запатентовал свой первый автомобиль с бензиновым двигателем, число автомобилей во всем мире постоянно растет. Популярность автомобиля как транспортного средства имела серьезные последствия для окружающей среды. С одной стороны, автомобилям необходимо пространство, где они могут ездить, улицы, шоссейные дороги или автострады. Строительство этих дорог меняет пейзаж, поскольку горы, например, в значительной степени изменяют свой первоначальный вид при строительстве шоссейных дорог и туннелей. С другой стороны, автомобили, приводимые в движение двигателями внутреннего сгорания, выбрасывают газы. Это очень серьезная проблема, особенно в крупных городах, принимая во внимание увеличивающееся число автомобилей, которые ездят по их улицам. Поэтому создание автомобилей, менее загрязняющих окружающую среду, стало новой задачей для автомобильной промышленности. Это так называемые экологические автомобили, которые ездят на менее вредном горючем.

 

 

 

 

 

Помимо легковых автомобилей существуют и другие, выполняющие специальные функции, необходимые для удовлетворения жизненных потребностей человека.

Грузовики используются в основном для перевозки товаров, поскольку могут транспортировать любой груз: продукты для рынков, бензин для заправочных станций и станций технического обслуживания и т. д., а также выполнять определенные работы: грузовики с подъемными кранами, пожарные машины.

Тракторы используются в сельском хозяйстве, в лесных хозяйствах и в промышленности.

Автобус используется для перевозки пассажиров. Многие из них имеют два этажа, а автобусы, совершающие дальние рейсы, оборудованы всеми удобствами, чтобы сделать путешествие более приятным.

 

 

 

 

 

Когда автомобили стали заполнять шоссе и улицы городов, увеличилось число несчастных случаев, заторов на дорогах и столкновений. Для решения этой проблемы власти решили создать свод законов, регулирующих движение автомобилей и пешеходов на городских дорогах. Знаки дорожного движения представляют собой совокупность условных знаков, представляющих правила движения и дающих определенные указания, как следует ездить.

Эти знаки обычно изображены на металлических табло, имеющих различную форму и цвет: круглые - запрещающие и предписывающие знаки, треугольной формы - предупреждающие об опасности, а квадратные - информационно-указательные и т. д.

 

 

 

 

 

Предупреждающие об опасности знаки информируют водителей об опасных поворотах, о дорожных работах, пересечении путей, неровных дорогах и т. д.

Эти знаки имеют треугольную форму с красным ободком и белым или желтым фоном.

 

 

 

 

 

Информационно-указательные знаки рассказывают о режиме и направлении движения, а также сообщают о расположении определенных населенных пунктов, мостов, вспомогательных служб и т. д. Обычно они квадратной или прямоугольной формы и в основном сине-голубого цвета.

 

 

 

 

 

Поезд состоит из ряда вагонов, соединенных между собой и буксируемых локомотивом, хотя у некоторых есть свой собственный двигатель и они являются самодвижущимися.

Но особенностью железных дорог является то, что им необходимы пути, служащие для направления движения, на которые укладывают рельсы.

В древние времена пути делали из дерева, позднее их стали покрывать железом и, наконец, в 1776 году их стали делать целиком из металла. Но первые железные пути были предназначены для вагонеток, которые вывозили руду, золото, серебро или уголь из глубоких рудников. Позднее инженеры- железнодорожники применили их в железнодорожном транспорте.

 

 

 

 

В 1801 году появилась железная дорога, по которой вагоны тащили лошади, и с того времени делалось много попыток создать паровоз. Но наиболее значительным стал первый международный конкурс, состоявшийся в 1829 году, на котором победил Роберт Стефенсон, создавший паровоз под названием Ракета, достигавший скорость в 38 км в час.

Первые опыты создания электровоза были сделаны в 1878 году, и опытный образец Вернера вон Сименса, несмотря на игрушечные размеры, мог перевозить 30 пассажиров со скоростью в 6,5 км в час.

Локомотив с дизельным двигателем был создан немцем Рудольфом Дизелем в 1897 году. Его основное преимущество заключалось в том, что без необходимости проводить электропроводку прокладка железнодорожных путей становилась значительно дешевле.

 

Японский поезд-снаряд

 

 

 

 

Высокоскоростной поезд является идеальным транспортным средством на средние расстояния. Несмотря на определенные достижения, в этой области прогресс развивается очень медленно из-за необходимости больших капиталовложений для его ускорения, поскольку требуется проложить новые железнодорожные пути, более ровные и с более плавными поворотами. Эти поезда снабжены мощными электромоторами, получающими электрический ток с кабелей высокого напряжения через пантографы - специальные устройства для съема тока с контактного провода, установленные на крыше. Высокоскоростные поезда также оснащены системой пневматической подвески (рессор), что гарантирует при скорости в 300 км в час удобное и бесшумное путешествие.

 

Высокоскоростной поезд

 

 

 

 

Поезда с магнитной подвеской (на воздушной подушке) двигаются, приподнимаясь в воздух над рельсом, удерживаемые электромагнитными силами.

Они представляют альтернативу самолету при поездках на более длинные расстояния и могут достигать скорость более 500 км в час. Управление поездом осуществляется с помощью информационных систем, центральный компьютер постоянно контролирует все движения. Поезда с магнитной подвеской требуют большей реорганизации инфраструктуры, чем высокоскоростные поезда, и их внедрение тормозится из-за большого успеха последних. Несомненно, их повсеместное внедрение поможет покончить со скоплениями народа в аэропортах.

 

Поезд с магнитной подвеской (на воздушной подушке)

 

 

 

 

Самой простой формой управления судами является использование человеческой силы.

В настоящее время люди занимаются греблей только на небольших лодках типа каноэ или пироги, но древние греки и римляне строили большие суда - галеры, для управления которыми требовалось более 1500 гребцов. Также можно использовать силу ветра, как это делали греки 8000 лет назад, с помощью парусов самой различной формы. В конце XVIII века с изобретением паровой машины появились суда, двигавшиеся с помощью колес, которые при вращении отбрасывали воду назад, заставляя судно двигаться вперед. Крупное нововведение появилось в 1845 году: во время соревнований новое судно с винтом оставило позади пароход с колесами. Затем появились дизельные двигатели, и самыми последними - атомные.

 

 

 

 

 

Яхта - это судно для отдыха, имеющее в длину от 4 до 80 м. Существуют две основных категории: крейсер и регата. Первые используются для спокойных путешествий по морю, а вторые для участия в соревнованиях на скорость.

Парусники представляют собой парусные суда различных моделей. Самые простые имеют одну мачту, но на некоторых бывает две, три и более, но до семи. Они также различаются формой своих парусов: веерные, треугольные, латинские, прямоугольные...

Последние крупные парусники исчезли уже к 1939 году, и в настоящее время флот некоторых стран использует их для обучения моряков.

 

 

 

 

 

Изобретение подводной лодки было сделано в военных целях, но в настоящее время подводные лодки используются учеными для исследования морского дна, обнаружения затонувших кораблей и т. д. Первая современная подводная лодка была построена в 1885 году испанцем Исааком Пералем, а первой подводной лодкой, установившей атомный реактор как двигательную систему, был «Наутилус», построенный в 1954 году. Атомные подводные лодки могут проплывать огромные расстояния под водой, и им не надо подниматься на поверхность для заправки горючим. Для демонстрации своих преимуществ «Наутилус» в 1958 году пересек под водой Северный полюс. В настоящее время строят подводные лодки небольших размеров, более подвижные и сложные, для погружения на большую глубину. В 1985 году Арго, маленькая подлодка, управляемая роботом, сделала фотографии зоны, где находятся обломки «Титаника».

Пассажирские и торговые морские перевозки осуществляются на судах различных типов: трансатлантических, паромах и торговых судах... Паром используют, когда нельзя протянуть мост между двумя берегами или нельзя соединить концы двух железнодорожных линий, разделенных водным пространством: рекой, каналом, озером... Паром представляет собой судно больших размеров, способное транспортировать автомобили, грузовики, автобусы и железнодорожные вагоны.

 

 

 

 

В течение всей нашей истории многие изобретали крылья, похожие на птичьи, но люди не понимали, что мускулы их рук слишком слабы, чтобы заставить их двигаться.

В 1783 году взлетел первый аппарат, изобретенный человеком: шар, поднявшийся в воздух благодаря тому, что был наполнен теплым воздухом.

 

 

 

 

 

У первых летательных аппаратов, управляемых человеком, не было двигателей. Это были планеры, и их надо была запускать с холмов или с тросов, подвешенных на большой высоте, чтобы они могли подняться. Один из пионеров планеростроения немец Лилиенталь осуществил более 2000 полетов в последние годы XIX века.

Позднее американцам Уилберу и Орвиллу Райтам, опытным строителям планеров, удалось, установив автомобильный двигатель на один из своих планеров, осуществить полет первого аэроплана в истории продолжительностью в 12 секунд на расстояние в 30 м. Это произошло 17 декабря 1903 года, и они назвали этот аппарат «Летающим».

 

 

 

 

 

На этот вопрос можно ответить всего одним словом: поддерживающая сила. Двумя основными элементами, обеспечивающими полет, являются воздух и крылья. Хотя имеется и третий важный фактор, заставляющий самолет двигаться, - двигатель.

Мощность двигателя позволяет самолету подняться в воздух. В полете благодаря скорости воздух развивает под крыльями силу, позволяющую самолету держаться в воздухе, это и есть поддерживающая сила.

 

 

 

 

 

Так же как и птицам, летательным аппаратам, изобретенным человеком, необходимы крылья. У самолетов они неподвижные, а у вертолетов вращаются. Это простое различие также выражается в том, что самолеты должны постоянно находиться в движении, чтобы не упасть, и, кроме того, им требуется большая площадка для взлета и посадки.

А лопасти вертолета позволяют ему оставаться неподвижным в воздухе и подниматься, опускаться и садиться вертикально, не требуя специальной площадки, а также, находясь в воздухе, двигаться в любом направлении.

 

 

 

 

 

Сверхзвуковой означает движущийся со скоростью, превышающей скорость звука, то есть более 331 метра в секунду. Когда мы видим полет такого самолета, его звук доходит до нас спустя несколько секунд. Это происходит и с пассажирским сверхзвуковым самолетом «Конкорд», развивающим скорость в 2300 км в час.

С целью облегчения управления самолетом был создан автопилот - механизм управления и контроля за движением самолета во время отдыха экипажа. Но для этого необходимо ввести в компьютер информацию о маршруте.

 

 

 

 

 

Многоразовый космический корабль - это летательный аппарат, совершающий взлет как ракета, а посадку как самолет. В начале полета для преодоления земной атмосферы этому кораблю-челноку необходимы два ускорителя с ракетными двигателями и внешний сбрасываемый топливный бак.

Находясь на земной орбите, этот космический аппарат выполняет многочисленные функции, такие, как запуск, ремонт и восстановление спутников, и проводит различные научные и технологические эксперименты. При возвращении он входит в слои атмосферы со сверхзвуковой скоростью, которая постепенно снижается, и он приземляется аналогично самолету.

Первый полет многоразового космического корабля состоялся 12 - 14 апреля 1981 года, хотя свою основную задачу он выполнил в ноябре 1982 года.

 

 

 

 

Космические корабли помогают человеку исследовать космическое пространство и открывать новые планеты и спутники.

12 апреля 1961 года русский человек Юрий Гагарин стал первым космонавтом, совершившим полет вокруг Земли.

А 21 июня 1969 года американец Нил Армстронг первым ступил на поверхность Луны. С тех пор цели космических полетов становились все более сложными.

 

 

 

 

 

В 1971 году на орбиту была запущена первая космическая станция «Салют». Затем запуски космических станций осуществлялись еще много раз.

Космическая станция - это технологический комплекс, запущенный на земную орбиту и не предназначенный для возвращения на Землю. Ее запускают на орбиту с помощью космических ракет или монтируют на орбите из материалов, доставляемых многоразовыми кораблями.