Прогрессии
Арифметическая прогрессия
Арифмети́ческая прогре́ссия (алгебраическая) — числовая последовательность вида
a1, a1 + d, a1 + 2d, . . . , a1 + (n - 1)d, . . . ,
то есть последовательность чисел (членов прогрессии), в которой каждое число, начиная со второго, получается из предыдущего добавлением к нему постоянного числа d (шага, или разности прогрессии):
an = an-1 + d
Любой (n-й) член прогрессии может быть вычислен по формуле общего члена:
an = a1 + (n - 1)d
Арифметическая прогрессия является монотонной последовательностью . При d>0 она является возрастающей, а при d<0 — убывающей. Если d = 0, то последовательность будет стационарной. Эти утверждения следуют из соотношения an+1 - an = d для членов арифметической прогрессии.
Геометрическая прогрессия
Геометри́ческая прогре́ссия — последовательность чисел b1, b2, b3, . . . (членов прогрессии), в которой каждое последующее число, начиная со второго, получается из предыдущего умножением его на определённое число q (знаменатель прогрессии), где
b1 ≠ 0, q ≠ 0: b1, b2 = b1q, b3 = b2q, . . . , bn = bn-1q.
Любой член геометрической прогрессии может быть вычислен по формуле:
bn = b1qn-1
Если b1 > 0 и q > 1, прогрессия является возрастающей последовательностью, если 0 < q < 1, — убывающей последовательностью, а при q < 0 —знакочередующейся. Своё название прогрессия получила по своему характеристическому свойству:
то есть каждый член равен среднему геометрическому его соседей.
З А Д А Ч А
Древнейшая задача на прогрессии — не вопрос о вознаграждении изобретателя шахмат, насчитывающий за собой двухтысячелетнюю давность, а гораздо более старая задача о делении хлеба, которая записана в знаменитом египетском папирусе Ринда. Папирус этот, разысканный Риндом в конце прошлого столетия, составлен около 2000 лет до нашей эры и является списком с другого, еще более древнего математического сочинения, относящегося, быть может, к третьему тысячелетию до нашей эры. В числе арифметических, алгебраических и геометрических задач этого документа имеется такая (приводим ее в вольной передаче):
Сто мер хлеба разделить между пятью людьми так, чтобы второй получил на столько же больше первого, на сколько третий получил больше второго, четвертый больше третьего и пятый больше четвертого. Кроме того, двое первых должны получить в 7 раз меньше трех остальных. Сколько нужно дать каждому?
Р Е Ш Е Н И Е
Очевидно, количества хлеба, полученные участниками раздела, составляют возрастающую арифметическую прогрессию. Пусть первый ее член х, разность у.
Тогда
доля
первого . . . . . . . . . . . . . х» второго . . . . . . . . . . . . . x + у
» третьего . . . . . . . . . . . . .х + 2у
» четвертого . . . . . . . . . . . х + 3у
» пятого . . . . . . . . . . . . . . .
х + 4у.
На основании условий задачи составляем следующие два уравнения:
{ | х + (х + у) + (х + 2у) + (х + 3у) + (x + 4у) = 100, |
7 [х + (х + у)] = (х + 2у) + (х + 3у) + (х + 4у). |
После упрощений первое уравнение получает вид
х
+ 2у = 20,
а второе:
11х = 2у.
Решив эту систему, получаем:
x = 12/3, y = 91/6.
Значит, хлеб должен быть разделен на следующие части
12/3, 105/6, 20, 291/6, 381/3.
Несмотря на пятидесятивековую древность этой задачи на прогрессии, в нашем школьном обиходе прогрессии появились сравнительно недавно. В учебнике Магницкого, изданном двести лет назад и служившем целых полвека основным руководством для школьного обучения, прогрессии хотя и имеются, но общих формул, связывающих входящие в них величины между собой, в нем не дано. Сам составитель учебника не без затруднений справлялся поэтому с такими задачами. Между тем формулу суммы членов арифметической прогрессии легко вывести простым и наглядным приемом с помощью клетчатой бумаги. На такой бумаге любая арифметическая прогрессия изображается ступенчатой фигурой. Например, фигура ABDC на рис. 33 изображает прогрессию:
2; 5; 8; 11; 14.
Чтобы определить сумму ее членов, дополним чертеж до прямоугольника
ABGE. Получим две равные фигуры ABDC и DGEC. Площадь каждой из них
Рис. 33.
изображает сумму членов нашей прогрессии. Значит, двойная сумма прогрессии равна площади прямоугольника
ABGE, т. е.
(АС + СЕ) • АВ.
Но
АС + СЕ изображает сумму 1-го и 5-го членов прогрессии; АВ — число членов прогрессии. Поэтому двойная сумма
2S
= (сумма крайних членов) • (число членов)
или
S = | (первый + последний член) • (число членов) |
2 |
З А Д А Ч А
В огороде 30 грядок, каждая длиной 16 м и шириной 2,5 м. Поливая грядки, огородник приносит ведра с водой из колодца, расположенного в 14 м от края огорода (рис. 34), и обходит грядки по меже, причем воды, приносимой за один раз, достаточно для поливки только одной грядки.
Рис. 34.
Какой длины путь должен пройти огородник, поливая весь огород? Путь начинается и кончается у колодца.
Р Е Ш Е Н И Е
Для поливки первой грядки огородник должен пройти путь
14 + 16 + 2,5 + 16 + 2,5 + 14 = 65 м.
При поливке второй он проходит
14 + 2,5 + 16 + 2,5 + 16 + 2,5 + 2,5 + 14 = 65 + 5 = 70 м.
Каждая следующая грядка требует пути на 5 м длиннее предыдущей. Имеем прогрессию:
65; 70; 75; . . . ; 65 + 5 • 29.
Сумма ее членов равна
(65 + 65 + 29 • 5)30 | = 4125 м. |
2 |
Огородник при поливке всего огорода проходит путь в 4,125 км.
З А Д А Ч А
Для 31 курицы запасено некоторое количество корма из расчета по декалитру в неделю на каждую курицу. При этом предполагалось, что численность кур меняться не будет. Но так как в действительности число кур каждую неделю убывало на 1
, то заготовленного корма хватило на двойной срок.Как велик был запас корма и на сколько времени был он первоначально рассчитан?
Р Е Ш Е Н И Е
Пусть запасено было
х декалитров корма на у недель. Так как корм рассчитан на 31 курицу по 1 декалитру на курицу в неделю, то
х = 31
y.
В первую неделю израсходовано было 31
дл, во вторую 30, в третью 29 и т. д. до последней недели всего удвоенного срока, когда израсходовано было:
(31 - 2y + 1) дл*).
Весь запас составлял, следовательно,
x = 31y = 31 + 30 + 29 + ... + (31 - 2y +
1).
Сумма 2
у членов прогрессии, первый член которой 31, а последний 31 - 2y + 1, равна
31y = |
(31 + 31 - 2y + 1)2y |
= (63 - 2y)y. |
2 |
Так как у не может быть равен нулю, то мы вправе обе части равенства сократить на этот множитель. Получаем:
31 = 63
- 2у и y = 16,
откуда
х
= 31y = 496.
Запасено было 496 декалитров корма на 16 недель.
_________________________________
*
) Поясним: расход корма в течение1- й недели 31 дл,
2- й » 31 - 1 дл,
3- й » 31 - 2 дл,
. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
2у-й » 31 - (2у - 1) = 31 - 2у
+ 1 дл.
З А Д А Ч А
Старшеклассники обязались вырыть на школьном участке канаву и организовали для этого бригаду землекопов. Если бы бригада работала в полном составе, канава была бы вырыта в 24 часа. Но в действительности к работе приступил сначала только
Рис. 35.
один член бригады. Спустя некоторое время присоединился второй; еще через столько же времени — третий, за ним через такой же промежуток четвертый и так до последнего. При расчете оказалось, что первый работал в 11 раз дольше последнего.
Сколько времени работал последний?
Р Е Ш Е Н И Е
Пусть последний член бригады работал х часов, тогда первый работал 11х часов. Далее, если число рывших канаву учеников было у, то общее число часов работы определится как сумма у членов убывающей прогрессии, первый член которой 11х, а последний х, т. е.
(11x + x)y |
= 6xy. |
2 |
С другой стороны, известно, что бригада из у человек, работая в полном составе, выкопала бы канаву в 24 часа, т. е. что для выполнения работы необходимо 24у рабочих часов.
Следовательно,
6xy
= 24у.Число у не может равняться нулю; на этот множитель можно поэтому уравнение сократить, после чего получаем;
6х = 24
и
х = 4.
Итак, член бригады, приступивший к работе последним, работал 4 часа.
Мы ответили на вопрос задачи; но если бы мы полюбопытствовали узнать, сколько рабочих входило в бригаду, то не могли бы этого определить, несмотря на то, что в уравнении число это фигурировало (под буквой у). Для решения этого вопроса в задаче не приведено достаточных данных.
З А Д А Ч А
Садовник продал первому покупателю половину всех своих яблок и еще пол-яблока, второму покупателю — половину оставшихся и еще пол-яблока; третьему — половину оставшихся и еще пол-яблока и т. д. Седьмому покупателю он продал половину оставшихся яблок и еще пол-яблока; после этого яблок у него не осталось. Сколько яблок было у садовника?
Р Е Ш Е Н И Е
Если первоначальное число яблок х, то первый покупатель получил
x:2 + 1/2 = (x + 1):2,
второй
1/2х[x - (x + 1):2] +1/2 = (x + 1):22,
третий
1/2[x - (x + 1):2 - (x + 1):4] + 1/2 = (x + 1):23,
седьмой покупатель
x + 1 |
27 |
Имеем уравнение
(x + 1):2 + (x + 1):22 + (x + 1):23 + . . . + (x + 1):27 = x
или
(x + 1)(1:2 + 1:22 + 1:23 + . . . + 1:27) = x.
Вычисляя стоящую в скобках сумму членов геометрической прогрессии, найдем;
x:(x + 1) = 1 - 1:27
и
х = 27
- 1 = 127.
Всех яблок было 127.
З
А Д А Ч А
В старинной арифметике Магницкого мы находим следующую забавную задачу, которую привожу здесь, не сохраняя языка подлинника:
Некто продал лошадь за 156 руб. Но покупатель, приобретя лошадь, раздумал ее покупать и возвратил продавцу, говоря:
— Нет мне расчета покупать за эту цену лошадь, которая таких денег не стоит.
Тогда продавец предложил другие условия:
— Если по-твоему цена лошади высока, то купи только ее подковные гвозди, лошадь же получишь тогда в придачу бесплатно, Гвоздей в каждой подкове 6. За первый гвоздь дай мне всего
1/4 коп., за второй 1/2 коп., за третий — 1 коп, и т. д.Покупатель, соблазненный низкой ценой и желая даром получить лошадь, принял условия продавца,
Рис. 36.
рассчитывая, что за гвозди придется уплатить не более 10 рублей.
На сколько покупатель проторговался?
Р
Е Ш Е Н И Е
За 24 подковных гвоздя пришлось уплатить
1/4 + 1/2 + 1 + 2 + 22 + 23 + . . . + 224-3
копеек. Сумма эта равна
(221 • 2 - 1/4):(2 - 1) = 222 - 1/4 = 41943033/4 коп.,
т. е. около 42 тысяч рублей. При таких условиях не обидно дать и лошадь в придачу.
З
А Д А Ч А
Из другого старинного русского учебника математики, носящего пространное заглавие:
«Полный курс чистой математики, сочиненный Артиллерии Штык-Юнкером и Математики партикулярным Учителем Ефимом Войтяховским в пользу и употребление юношества и упражняющихся в Математике» (1795), заимствую следующую задачу:
«Служившему воину дано вознаграждение за первую рану 1 копейка, за другую — 2 копейки, за третью
— 4 копейки и т. д. По исчислению нашлось, что воин получил всего вознаграждения 655 руб. 35 коп. Спрашивается число его ран».
РЕШЕНИЕ
Составляем уравнение
65535 = 1 + 2 + 2
2 + 23 + ... + 2х-1
или
65535 = (2x-1 • 2 - 1):(2 - 1) = 2x - 1.
откуда имеем:
65536
= 2х и x = 16
— результат, который легко находим путем испытаний.
При столь великодушной системе вознаграждения воин должен получить 16 ран и остаться при этом в живых, чтобы удостоиться награды в 655 руб. 35 коп.