Мой сайт


Прогрессии

 

Арифметическая прогрессия


Арифмети́ческая прогре́ссия (алгебраическая) — числовая последовательность вида

a1,     a1 + d,     a1 + 2d,     . . . ,     a1 + (n - 1)d,     . . . ,

то есть последовательность чисел (членов прогрессии), в которой каждое число, начиная со второго, получается из предыдущего добавлением к нему постоянного числа d (шага, или разности прогрессии):

an = an-1 + d

Любой (n-й) член прогрессии может быть вычислен по формуле общего члена:

an = a1 + (n - 1)d

Арифметическая прогрессия является монотонной последовательностью . При d>0 она является возрастающей, а при d<0 — убывающей. Если d = 0, то последовательность будет стационарной. Эти утверждения следуют из соотношения an+1 - an = d для членов арифметической прогрессии.

 

Геометрическая прогрессия

 

Геометри́ческая прогре́ссия — последовательность чисел b1, b2, b3, . . . (членов прогрессии), в которой каждое последующее число, начиная со второго, получается из предыдущего умножением его на определённое число q (знаменатель прогрессии), где

b1 ≠ 0, q ≠ 0: b1, b2 = b1qb3 = b2q, . . . , bn = bn-1q.

 

 

Любой член геометрической прогрессии может быть вычислен по формуле:

 

bn = b1qn-1

 

Если b1 > 0   и   q > 1,  прогрессия является  возрастающей  последовательностью, если 0 < q < 1, — убывающей последовательностью, а при q < 0 —знакочередующейся. Своё название прогрессия получила по своему характеристическому свойству:

 |b_{n}| = \sqrt{b_{n-1} b_{n+1}},

то есть каждый член равен среднему геометрическому его соседей.

 

 

 

 

З А Д А Ч А

 

Древнейшая задача на прогрессии — не вопрос о вознаграждении изобретателя шахмат, насчитывающий за собой двухтысячелетнюю давность, а гораздо более старая задача о делении хлеба, которая записана в знаменитом египетском папирусе Ринда. Папирус этот, разысканный Риндом в конце прошлого столетия, составлен около 2000 лет до нашей эры и является списком с другого, еще более древнего математического сочинения, относящегося, быть может, к третьему тысячелетию до нашей эры. В числе арифметических, алгебраических и геометрических задач этого документа имеется такая (приводим ее в вольной передаче):

Сто мер хлеба разделить между пятью людьми так, чтобы второй получил на столько же больше первого, на сколько третий получил больше второго, четвертый больше третьего и пятый больше четвертого. Кроме того, двое первых должны получить в 7 раз меньше трех остальных. Сколько нужно дать каждому?

 

Р Е Ш Е Н И Е

 

Очевидно, количества хлеба, полученные участниками раздела, составляют возрастающую арифметическую прогрессию. Пусть первый ее член х, разность у. Тогда

доля  первого . . . . . . . . . . . . . х

  »     второго . . . . . . . . . . . . . x + у

  »     третьего . . . . . . . . . . . . .х + 2у

  »     четвертого . . . . . . . . . . . х + 3у

  »     пятого . . . . . . . . . . . . . . .х + 4у.

 

На основании условий задачи составляем следующие два уравнения:

 

{ х + (х + у) + (х + 2у) + (х + 3у) + (x + 4у) = 100,
7 [х + (х + у)] = (х + 2у) + (х + 3у) + (х + 4у).

 

После упрощений первое уравнение получает вид

 

х + 2у = 20,

 

а второе:

 

11х = 2у.

 

Решив эту систему, получаем:

 

x = 12/3,     y = 91/6.

 

Значит, хлеб должен быть разделен на следующие части

 

12/3,     105/6,     20,     291/6,     381/3.

 

 

 

Несмотря на пятидесятивековую древность этой задачи на прогрессии, в нашем школьном обиходе прогрессии появились сравнительно недавно. В учебнике Магницкого, изданном двести лет назад и служившем целых полвека основным руководством для школьного обучения, прогрессии хотя и имеются, но общих формул, связывающих входящие в них величины между собой, в нем не дано. Сам составитель учебника не без затруднений справлялся поэтому с такими задачами. Между тем формулу суммы членов арифметической прогрессии легко вывести простым и наглядным приемом с помощью клетчатой бумаги. На такой бумаге любая арифметическая прогрессия изображается ступенчатой фигурой. Например, фигура ABDC на рис. 33 изображает прогрессию:

2;   5;   8;   11;   14.

 

Чтобы определить сумму ее членов, дополним чертеж до прямоугольника ABGE. Получим две равные фигуры ABDC и DGEC. Площадь каждой из них

 

Рис. 33.

 

изображает сумму членов нашей прогрессии. Значит, двойная сумма прогрессии равна площади прямоугольника ABGE, т. е.

 

(АС + СЕ) • АВ.

 

Но АС + СЕ изображает сумму 1-го и 5-го членов прогрессии; АВ — число членов прогрессии. Поэтому двойная сумма

2S = (сумма крайних членов) • (число членов)

 

или

 

S = (первый + последний член) • (число членов)

2

 

 

 

 

З А Д А Ч А

 

В огороде 30 грядок, каждая длиной 16 м и шириной 2,5 м. Поливая грядки, огородник приносит ведра с водой из колодца, расположенного в 14 м от края огорода (рис. 34), и обходит грядки по меже, причем воды, приносимой за один раз, достаточно для поливки только одной грядки.

 

Рис. 34.

 

Какой длины путь должен пройти огородник, поливая весь огород? Путь начинается и кончается у колодца.

 

Р Е Ш Е Н И Е

 

Для поливки первой грядки огородник должен пройти путь

 

14 + 16 + 2,5 + 16 + 2,5 + 14 = 65 м.

 

При поливке второй он проходит

 

14 + 2,5 + 16 + 2,5 + 16 + 2,5 + 2,5 + 14 = 65 + 5 = 70 м.

 

Каждая следующая грядка требует пути на 5 м длиннее предыдущей. Имеем прогрессию:

 

65;   70;   75;  . . . ;   65 + 5 • 29.

 

Сумма ее членов равна

 

(65 + 65 + 29 • 5)30  = 4125 м.

2

 

Огородник при поливке всего огорода проходит путь в 4,125 км.

 

 

 

З А Д А Ч А

 

Для 31 курицы запасено некоторое количество корма из расчета по декалитру в неделю на каждую курицу. При этом предполагалось, что численность кур меняться не будет. Но так как в действительности число кур каждую неделю убывало на 1, то заготовленного корма хватило на двойной срок.

Как велик был запас корма и на сколько времени был он первоначально рассчитан?

 

Р Е Ш Е Н И Е

 

Пусть запасено было х декалитров корма на у недель. Так как корм рассчитан на 31 курицу по 1 декалитру на курицу в неделю, то

 

х = 31y.

 

В первую неделю израсходовано было 31 дл, во вторую 30, в третью 29 и т. д. до последней недели всего удвоенного срока, когда израсходовано было:

 

(31 - 2y + 1) дл*).

 

Весь запас составлял, следовательно,

 

x = 31y = 31 + 30 + 29 + ... + (31 - 2y + 1).

 

Сумма 2у членов прогрессии, первый член которой 31, а последний 31 - 2y + 1, равна

 

31y =

(31 + 31 - 2y + 1)2y

 = (63 - 2y)y.

2

 

Так как у не может быть равен нулю, то мы вправе обе части равенства сократить на этот множитель. Получаем:

 

31 = 63 - 2у     и     y = 16,

 

откуда

 

х = 31y = 496.

 

Запасено было 496 декалитров корма на 16 недель.

 

_________________________________

*) Поясним: расход корма в течение

1- й недели 31 дл,

2- й      »     31 - 1 дл,

3- й      »     31 - 2 дл,

. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .

2у-й     »     31 - (2у - 1) = 31 - 2у + 1 дл.

 

 

 

З А Д А Ч А

 

Старшеклассники обязались вырыть на школьном участке канаву и организовали для этого бригаду землекопов. Если бы бригада работала в полном составе, канава была бы вырыта в 24 часа. Но в действительности к работе приступил сначала только

 

Рис. 35.

 

один член бригады. Спустя некоторое время присоединился второй; еще через столько же времени — третий, за ним через такой же промежуток четвертый и так до последнего. При расчете оказалось, что первый работал в 11 раз дольше последнего.

Сколько времени работал последний?

 

Р Е Ш Е Н И Е

 

Пусть последний член бригады работал х часов, тогда первый работал 11х часов. Далее, если число рывших канаву учеников было у, то общее число часов работы определится как сумма у членов убывающей прогрессии, первый член которой 11х, а последний х, т. е.

 

(11x + x)y

 = 6xy.

2

 

С другой стороны, известно, что бригада из у человек, работая в полном составе, выкопала бы канаву в 24 часа, т. е. что для выполнения работы необходимо 24у рабочих часов.

Следовательно,

 

6xy = 24у.

 

Число у не может равняться нулю; на этот множитель можно поэтому уравнение сократить, после чего получаем;

 

6х = 24

 

и

 

х = 4.

 

Итак, член бригады, приступивший к работе последним, работал 4 часа.

Мы ответили на вопрос задачи; но если бы мы полюбопытствовали узнать, сколько рабочих входило в бригаду, то не могли бы этого определить, несмотря на то, что в уравнении число это фигурировало (под буквой у). Для решения этого вопроса в задаче не приведено достаточных данных.

 

 

 

З А Д А Ч А

 

Садовник продал первому покупателю половину всех своих яблок и еще пол-яблока, второму покупателю — половину оставшихся и еще пол-яблока; третьему — половину оставшихся и еще пол-яблока и т. д. Седьмому покупателю он продал половину оставшихся яблок и еще пол-яблока; после этого яблок у него не осталось. Сколько яблок было у садовника?

 

Р Е Ш Е Н И Е

 

Если первоначальное число яблок х, то первый покупатель получил

 

x:2 + 1/2 = (x + 1):2,

 

второй

 

1/2х[x - (x + 1):2] +1/2 = (x + 1):22,

 

третий

 

1/2[x - (x + 1):2 - (x + 1):4] + 1/2 = (x + 1):23,

 

седьмой покупатель

 

x + 1
27

 

Имеем уравнение

 

(x + 1):2 + (x + 1):22 + (x + 1):23 + . . . + (x + 1):27 = x

 

или

 

(x + 1)(1:2 + 1:22 + 1:23 + . . . + 1:27) = x.

 

Вычисляя стоящую в скобках сумму членов геометрической прогрессии, найдем;

 

x:(x + 1) = 1 - 1:27

 

и

 

х = 27 - 1 = 127.

 

Всех яблок было 127.

 

 

 

З А Д А Ч А

 

В старинной арифметике Магницкого мы находим следующую забавную задачу, которую привожу здесь, не сохраняя языка подлинника:

Некто продал лошадь за 156 руб. Но покупатель, приобретя лошадь, раздумал ее покупать и возвратил продавцу, говоря:

— Нет мне расчета покупать за эту цену лошадь, которая таких денег не стоит.

Тогда продавец предложил другие условия:

— Если по-твоему цена лошади высока, то купи только ее подковные гвозди, лошадь же получишь тогда в придачу бесплатно, Гвоздей в каждой подкове 6. За первый гвоздь дай мне всего 1/4 коп., за второй 1/2 коп., за третий — 1 коп, и т. д.

Покупатель, соблазненный низкой ценой и желая даром получить лошадь, принял условия продавца,

 

Рис. 36.

 

рассчитывая, что за гвозди придется уплатить не более 10 рублей.

На сколько покупатель проторговался?

 

Р Е Ш Е Н И Е

 

За 24 подковных гвоздя пришлось уплатить

 

1/4 + 1/2 + 1 + 2 + 22 + 23 + . . . + 224-3

 

копеек. Сумма эта равна

 

(221 • 2 - 1/4):(2 - 1) = 222 - 1/4 = 41943033/4 коп.,

 

т. е. около 42 тысяч рублей. При таких условиях не обидно дать и лошадь в придачу.

 

 

 

З А Д А Ч А

 

Из другого старинного русского учебника математики, носящего пространное заглавие:

«Полный курс чистой математики, сочиненный Артиллерии Штык-Юнкером и Математики партикулярным Учителем Ефимом Войтяховским в пользу и употребление юношества и упражняющихся в Математике» (1795), заимствую следующую задачу:

«Служившему воину дано вознаграждение за первую рану 1 копейка, за другую — 2 копейки, за третью — 4 копейки и т. д. По исчислению нашлось, что воин получил всего вознаграждения 655 руб. 35 коп. Спрашивается число его ран».

 

РЕШЕНИЕ

 

Составляем уравнение

 

65535 = 1 + 2 + 22 + 23 + ... + 2х-1

 

или

 

65535 = (2x-1 • 2 - 1):(2 - 1) = 2x - 1.

 

откуда имеем:

 

65536 = 2х    и     x = 16

 

— результат, который легко находим путем испытаний.

При столь великодушной системе вознаграждения воин должен получить 16 ран и остаться при этом в живых, чтобы удостоиться награды в 655 руб. 35 коп.