Мой сайт
ОГЛАВЛЕНИЕ


Григорий Александров и Любовь Орлова

 

В своей книге «Эпоха и кино» знаменитый режиссер Григорий Александров написал, что родился в 1903 году в Екатеринбурге, в семье горнорабочего.

Осенью 1921 года Александров поступил в Первый рабочий театр Пролеткульта. Он знакомится с Сергеем Эйзенштейном и помогает ему в съемках фильмов «Стачка» и «Броненосец Потемкин».

В Москве Александров женился на Ольге Ивановой, выступавшей в ансамбле «Синяя блуза». В 1925 году у них родился первенец — Дуглас. Режиссер любил экзотику и даже сына назвал в честь голливудского актера Дугласа Фербенкса.

При работе над фильмами «Октябрь» и «Старое и новое» Александров уже выступал соавтором и сорежиссером Эйзенштейна. Они вместе побывали в Америке.

Вернувшись из поездки в августе 1932 год,а Александров расстался с женой, которая к этому времени сблизилась с актером Борисом Тениным. Разошлись его пути и с Эйзенштейном.

Используя накопленный в Америке опыт, Григорий Александров задумал снять музыкальную кинокомедию. С музыкой определились сразу — только Дунаевский. Роль влюбленного пастуха выстраивалась на Утесова и музыкантов его оркестра. Оставалось найти актрису на главную роль Анюты. Александрову посоветовали посмотреть в Музыкальном театре им. В. И. Немировича-Данченко спектакль «Перикола» с артисткой Любовью Орловой. Он пошел на «Периколу» и впоследствии никогда об этом не пожалел.

Любовь Петровна Орлова родилась в Москве. Ее отец, Петр Федорович, потомственный дворянин, служил по военному ведомству. Из дворянского рода была и мать — Евгения Николаевна Сухотина. Закончив гимназию, Любовь Орлова поступила в Московскую консерваторию по классу рояля. После революции семья оказалась на мели. Люба утром училась в балетной школе, а вечерами работала тапером в кинотеатрах.

В 1926 году она вышла замуж за Андрея Гаспаровича Берзина, но этот брак оказался несчастливым. Берзин был одним из тех борцов за идею, которые сидели и на царской каторге, и на сталинской. В бытность зам- наркомом земледелия он был арестован по делу Чаянова в 1929-м. О нем ничего не знали до конца сороковых годов, когда его отпустили умирать от рака к матери в Литву.

Орлова стала «поющей актрисой» в 1926 году, когда была принята в театр им. Вл. И. Немировича-Данченко. Роль Периколы была ее первой главной ролью на сцене Музыкального театра. К этому времени Берзин уже сидел в тюрьме, и Орлова встречалась с немецким бизнесменом, разъезжая с ним по Москве на роскошном «Мерседесе».

Когда Александров предложил ей роль поющей и танцующей домработницы Анюты, Любовь Петровна покачала головой: «Но мы, пожалуй, часто будем спорить... Это не помешает работе?» — «Ничего страшного, — ответил режиссер. — В спорах рождается истина». Орлова была утверждена на роль. Автору первой советской музыкальной комедии было в ту пору ровно тридцать, актрисе на год больше.

В сентябре 1933-го начались натурные съемки в Гаграх. Роман между Орловой и Александровым развивался стремительно. Вскоре после съемок Орлова стала женой Александрова.

После их первой совместной картины Орлова подарила Григорию Васильевичу свою фотографию, которую он он окантовал и держал постоянно на своем рабочем столе. «Моему обожаемому режиссеру Александрову всем сердцем благодарная актриса», — сделала Любовь Петровна надпись.

После «Веселых ребят» Александров снимает фильмы «Цирк» и «Волга-Волга». В главной роли, позволившей актрисе показать новые грани своего дарования, поистине блистала Любовь Орлова.

Супруги жили очень замкнуто. Им было хорошо друг с другом. Московская квартира на улице Немировича-Данченко и особенно дача всегда оставались для них местами уединения.

В начале войны немцы подошли к Москве и встал вопрос об эвакуации. Сын Александрова от первого брака Дуглас рос практически без родителей: мать постоянно в гастрольных разъездах, отца в тот период он вообще почти не видел.

Любовь Петровна высказала сомнение относительно того, стоит ли брать Дугласа с собой в Алма-Ату, куда эвакуировался весь «Мосфильм». На этот раз Александров был непреклонен: либо они едут все, либо он остается с сыном в Москве. Так что поехали все вместе. Сначала в Алма-Ату, затем Александров забрал Дугласа на Бакинскую киностудию. Там он помогал отцу: монтировал пленки, писал титры.

После войны Александров вновь обращается к своему любимому жанру — комедии. В фильме «Весна» он поручил Орловой сразу две роли — жизнерадостной, веселой актрисы Веры Шатровой и суровой, недоступной ученой Ирины Никитиной.

После смерти Сталина Александров снимал мало. А начиная с 1961 года вообще не поставил ни одной комедии. Жил в основном прошлым: писал мемуары, «приводил в порядок» фильмы С. М. Эйзенштейна, выступал на юбилейных вечерах, открывал мемориальные доски.

Любовь Петровна зарабатывала куда больше мужа — постоянные концертные гастроли приносили приличные деньги.

Они были очень разные. Александров — неутомимый рассказчик, способный говорить часами. Орлова — молчунья, очень собранная, никого никогда не обсуждала, ни о ком не рассказывала. Но они очень чувствовали настроение друг друга...

В декабре 1974 года в среде деятелей искусства, работников театра и кино все чаще с большой тревог ой из уст в уста передавали весть о тяжелой болезни Любови Петровны. Вскоре диагноз — рак поджелудочной железы — сообщили родственникам.

Перед Новым годом актрисе разрешили на несколько часов уехать домой. Она многим звонила в этот вечер. Поздравляла, говорила, что чувствует себя вполне сносно.

За одну минуту до наступления Нового года Александров и Орлова вышли из дома. Дойдя до «Метрополя», они вернулись по другой стороне улицы Горького и до двух часов ночи гуляли по Тверскому бульвару...

Любовь Петровна Орлова умерла 26 января 1975 года. Ей было семьдесят два.

Великий режиссер умер в больнице. Это случилось в декабре 1983 года. Его положили на обследование в Кремлевку, и все произошло очень быстро: инфекция в почках — и его не стало. Его последней работой в кино был документальный фильм «Любовь Орлова»...