Рита Хейуорт
1919 - 1987
Она танцевала на эстраде со своим отцом Эдуардо в Мексике, в Тихуане и Агуа-Калиенте. За ней уже вовсю бегали мужчины. А ей тогда было всего 12 лет, и она еще была не Ритой Хейуорт, а просто Маргаритой Кармен Кансино — одной из «Танцующих Кансино», играя в дуэте роль жены Эдуардо, что, в сущности, было правдой. Отец забрал ее из школы, научил распалять эротические фантазии посетителей ночных клубов и казино, в которых она танцевала. И брал ее с собой в постель, если в тот момент не был расположен к обычному рукоприкладству. Мать же ее в это время в облаке винных паров сидела дома в Лос-Анджелесе.
Из этого-то «диккенсовского кошмара» и возникла хрупкая и покорная Рита, полуграмотная и ужасно робкая. Единственным реальным для нее способом общения был ее своеобразный сексуальный танец.
В 18 лет Рита сбежала из дома со своим будущим мужем Эдди Джадсоном, который был вдвое старше ее: «Я вышла за него по любви, а он женился на мне как на объекте инвестиций». Эдди преобразил Риту: он заставил ее выщипать брови и долгие месяцы подвергаться мучительным космическим процедурам, он превратил ее каштановые локоны в огненнорыжие, изо всех сил борясь с ее «латинским обликом». Только так Рита могла стать звездой.
Потом король «Коламбиа Пикчерс» Гарри Кон гонял Риту по студии, организовывал частные представления, на которых сам появлялся без рубашки. Эдди хотел, чтобы Рита переспала с Коном, но она неожиданно воспротивилась.
Гарри был одним из королей Голливуда и хотя бы с профессиональной точки зрения самым важным мужчиной в жизни Риты. Без Гарри она практически не имела успеха.
В двух фильмах она танцевала с Фредом Астером (Рита была его любимой партнершей), а потом появилась «Джильда», и даже Гарри оказался не в силах контролировать то безумие, которое завертелось вокруг этой «богини».
В ленте «Джильда» все было построено вокруг танцев. На карнавале в Буэнос-Айресе Джильда танцует с Джонни Фаррелом (актер Гленн Форд), своим бывшим возлюбленным, которого не видела уже много лет.
«Богиня любви» чувствовала себя уверенно, «танцуя» с мужчиной. А что в жизни? Ее первый муж, Эдди Джадсон, проходимец, приложивший руку к рождению «Риты Хейуорт», часто говорил ей, что она может спать с любым, кто будет способствовать ее карьере, но грозился плеснуть ей кислотой в лицо, если она покинет его.
Ее четвертый супруг, исполнитель слащавых песенок Дик Хейме, которого в Голливуде называли «мистер Грех», проматывал ее деньги и ставил ей синяки под глазами.
...В 25 лет режиссер Орсон Уэллс уже снял свой фильм «Гражданин Кейн» (1941, «Оскар»), возвестивший о создании совершенно нового киноязыка. Орсон как раз снимался в Бразилии, когда ему в руки попал журнал «Лайф» за 11 августа 1941 года с фотографией Риты. Она сидела на кровати в кружевном белье — выщипанные брови, огненно-рыжая копна волос. К тому моменту фото это уже довело до умопомешательства тысячи американских солдат и матросов, засыпавших ее письмами с предложениями руки и сердца.
Уэллс, возвратившись в Америку, первым делом занялся поисками Риты. Вскоре Рита расстроила помолвку с актером Виктором Мэтьюзом и через несколько месяцев стала миссис Уэллс. Эта любовь походила на ураган, яростный и быстротечный. Он, к своему удивлению, обнаружил, что эта женщина, о которой мечтали все молодые мужчины Америки, не так уж и сексуальна. Зато она умела быть нежной и доброй. Однако Орсону Уэллсу, известному своими романами, скоро стало этого мало.
Разумеется, ревнивая Рита догадывалась о похождениях мужа. Ей доносили о его романе с Джуди Гарланд, о мимолетных связях со «звездочками», парикмахершами, он не брезговал и шлюхами. Эти женщины помогали ему преодолеть кризис.
Рита же считала иначе: ее бросили. Она плакала, кричала, проклинала, пила и, пьяная, разъезжала в автомобиле.
Больше всего Орсона поражало то, с каким презрением она относилась к своему статусу голливудской звезды. «Она занимала положение, — писал он позднее, — о котором когда-то мечтать не могла, но которое не принесло ей никакой радости. Она ненавидела своих героинь. Ей не нравилось быть Ритой Хейуорт. Но у нее не было средств вырваться из этого плена, ей приходилось зарабатывать на жизнь».
Вскоре, не получив новых контрактов в Голливуде, страдавший астмой и плоскостопием, искривлением позвоночника (из-за чего он был вынужден носить корсет), Орсон Уэллс ушел в политику и принял участие в избирательной кампании Рузвельта. Рита сопровождала его в поездках по стране. Но присутствие ее на митингах отвлекало внимание мужа, и это злило его. А тут еще объявился Эдди Джадсон. Он грозил опубликовать интимные письма Риты, если она не возобновит выплаты его «пенсии», выторгованной при разрыве.
Вмешательство адвокатов ничего не дало. И, как это часто бывает в Америке, выпущенный шантажистом яд начал действовать даже на Орсона Уэллса. Он стал много пить. Его здоровье ухудшилось. Не помогал корсет. Мучил гепатит. Рита увезла его подлечиться во Флориду. Там они провели последние месяцы своего брака.
В 1949 году Хейуорт вышла замуж за Али Хана, став «принцессой Ритой». Известный ловелас Али Хан не собирался до встречи с кинозвездой разводиться с женой Джоан, от которой у него были два сына. Он встретился с Хейуорт на Ривьере в 1948 году. У Али была сильнейшая конкуренция в лице ведущих актеров Голливуда и иранского шаха. В этой битве гигантов победил Али. Он свозил Риту в Париж, Лондон, Мадрид и помог ей избавиться от плохого настроения после развода с Орсоном. У актрисы были две дочери — Ребекка (1944) и принцесса Ясмин (1949).
Но чем дальше, тем больше толпящихся вокруг нее и Али людей Хейуорт просто не выносила: она не любила, чтобы на нее глазели. Рита вновь ушла в себя, Али завел любовницу. И вскоре Рита сбежала из его дворца, став первой женщиной, бросившей знаменитого Али Хана.
Она стала меланхоличной и угрюмой, страдала агнозией, расстройством, при котором иногда не узнают хорошо знакомых людей и предметов. С 1981 года ее опекала дочь Ясмин, потому что актриса уже не могла сама заботиться о себе. В 1987 году она впала в кому и вскоре умерла. Ей было 68 лет.