Мой сайт
ОГЛАВЛЕНИЕ


Мари Дюплесси

1824 - 1847

Собственное имя — Альфонсина Плесси. Знаменитая парижская куртизанка. Известна история любви Дюплесси и Александра Дюма-сына.

В театре «Варьете» Александр Дюма больше времени посвятил разглядыванию в театральный бинокль броско одетых красивых женщин, сидевших в ложах, чем тому, что происходило на сцене. Особенно ему понравилась одна женщина. «Она была высокой, очень стройной, черноволосой, с бело-розовым цветом лица, — писал он позже. — У нее были маленькая головка и удлиненные глаза, которые делали ее лицо похожим на лицо фарфоровой статуэтки, что часто встречается у японок. Но было в этих глазах что-то, что указывало на гордую и живую натуру... Она могла бы быть дрезденской фарфоровой статуэткой». Эта женщина была самой знаменитой куртизанкой своего времени — Мари Дюплесси.

Мари также обратила внимание на 20-летнего Дюма. После спектакля Мари устроила для новых друзей поздний ужин с шампанским. Однако к концу трапезы на нее напал кашель, и она была вынуждена выйти из комнаты. Дюма последовал за ней и нашел ее лежащей на диване. В серебряной чаще с водой, стоявшей рядом, была кровь.

Встреча Александра Дюма с Мари Дюплесси произошла ранней осенью 1844 года. Затем последовал короткий, счастливый, но в чем-то и печальный роман. Ее образ лег в основу пьесы А. Дюма «Дама с камелиями».

Альфонсина Плесси родилась в 1824 году, в один год с Дюма. Она была дочерью фермера, который, по слухам, продал ее цыганам. В конце концов она объявилась в Париже в качестве модистки под именем Мари Дюплесси. Приставив к своей подлинной фамилии аристократическую частицу «дю», она, вероятно, вспомнила бабушку по материнской линии, которая, будучи дворянкой, бесстрашно пошла ради любви на мезальянс. А имя Мари Альфонсина позаимствовала у матери, кстати, тоже не отличавшейся смиренным нравом.

Ее изысканная красота вскоре привлекла внимание владельца ресторана, который обеспечил ее квартирой. Вскоре первого любовника сменил герцог де Гиш, богатый молодой повеса, бросивший военную службу якобы для учебы в Политехнической школе. О Мари Дюплесси как о любовнице герцога, заговорил весь Париж. А ей было всего 16 лет.

В то время, когда она встретила Дюма, ей покровительствовал престарелый граф де Штакельберг, поскольку, вдохновенно сочиняла Мари, она напоминала ему об умершей дочери. О вечерах, которые Мари проводила с Дюма, она, не мудрствуя, рассказывала Штакель- бергу как о времени, проведенном с подругой Зелией. Ни одному, ни другому она, очевидно, не говорила о третьем любовнике, графе Перрего. Казалось, что-то гонит ее от одного мужчины к другому, «мучимую страстным желанием мира, спокойствия и любви», сказал один из тогдашних критиков.

Она была больна, и ее преследовал страх скорой смерти. Врачи ей предписывали тишину и покой, ее же часто видели в пьяных компаниях или летящей верхом на лошади на самых опасных дорожках. Она словно бы неслась навстречу своему концу, дабы избежать другого конца, куда более страшного, — «старости, этой первой смерти куртизанок».

Дюма начал отдаляться от Мари. Открытая связь с куртизанкой, пусть даже и блестящей, льстила мужскому самолюбию, вызывала зависть и восхищение, но одновременно бросала тень на ее постоянного спутника. А Дюма был молод, и ему предстояло утвердиться в обществе, чему явно не способствовали его отношения с Дюплесси.

30 августа 1845 года Александр написал ей: «Я не настолько богат, чтобы любить Вас так, как хотелось бы мне, и не настолько беден, чтобы быть любимым так, как хотелось бы Вам. Вы слишком благородны, чтобы не понять причин, побудивших меня написать Вам это письмо, и слишком умны, чтобы не простить меня».

После разрыва с Дюма Мари Дюплесси сначала сошлась с композитором Ференцем Листом, а затем, в начале 1846 года, приняла неожиданное предложение руки и сердца от графа де Перрего. 21 февраля они обвенчались в Лондоне. Некоторые предполагали, что граф просто пожалел Мари, так как она стремительно сгорала от чахотки.

Вскоре после возвращения в Париж они развелись, и Мари осталась одна. У нее уже не было сил, чтобы участвовать в водовороте светской жизни. Она была вынуждена распродать большую часть своего имущества, чтобы кредиторы оставили ее в покое. В спальне она поставила скамеечку для коленопреклонения и молитв и наконец позвала священника. Она скончалась, прожив всего 23 года.

Первая постановка пьесы «Дама с камелиями» была осуществлена в 1852 году и имела большой успех. А когда на следующий год Джузеппе Верди написал на этот сюжет оперу «Травиата», где героиня являлась уже под именем Виолетты, Мари Дюплесси обрела бессмертие.