Грета Гарбо
1905 - 1990
Эта загадочная женщина, расположения которой добивались самые богатые и влиятельные люди, родилась 18 сентября 1905 года в бедной шведской семье и с ранних лет начала работать. Открыл ее режиссер Мориц Стиллер, и он же в 25-м привез девушку в Америку. Именно Стиллер придумал псевдоним Грете Ловисе Густафсон — Гарбо, оттолкнувшись от имени норвежской актрисы оперетты Эрики Дорбо, блиставшей в Стокгольме в начале 1920-х годов.
Великой звездой Грету Гарбо сделало счастливое сочетание многих качеств. Но прежде всего — она была необыкновенно красива. Огромные синие глаза столь необычного, глубокого тона, что на экране они казались темными. Нос такой благородной формы, какую можно увидеть лишь на портретах царственных особ. Нежный рот с верхней губой, изогнутой, словно лук Купидона. Высокий чистый лоб. Густые, вьющиеся от природы волосы. Ее лицо обладало пропорциями, которыми руководствовались античные скульпторы, а тело соответствовало пропорциям Венеры Милосской.
К тому же Гарбо была превосходной драматической актрисой. Эта холодноватая немногословная женщина полностью преображалась, когда начинала играть. А играла она по наитию, отказывалась от репетиций, потому что могла без всякой подготовки изобразить все. Она буквально завораживала зрителей накалом эмоций и страстей, идущих, казалось, от самого сердца.
Знаменитый голливудский режиссер Билли Уайлдер писал: «Чудо Гарбо — это чудо целлулоида. На пленке ее лицо полностью преображалось, становилось ликом звезды, на котором зритель пытается прочесть все тайны женской души. Эмульсионный слой пленки невероятным образом сообщает плоскому изображению глубину и таинственность. Случай Гарбо — это случай рождения звезды на пленке».
Существовало еще одно качество, превращавшее Гарбо в королеву всех актрис, — ее загадочность, непохожесть на остальных женщин. Сфинкс — вот образ, чаще всего всплывавший в статьях о ней. Гарбо всегда окружала атмосфера тайны. Известно, что лишь самые доверенные лица могли присутствовать на съемочной площадке, когда там работала Гарбо.
Один из первых голливудских фильмов Гарбо назывался «Соблазнительница» (1926) и очень точно обозначил будущее амплуа актрисы. Ей было суждено стать одной из самых знаменитых «фатальных женщин» американского экрана. Роли соблазнительниц преобладали в репертуаре Гарбо и после прихода в кино звука. Многие звезды были вынуждены покинуть звучащий кинематограф, но молодая шведка с блеском выдержала роковое для многих исполнителей испытание. Низкий, «усталый» голос Греты только усиливал притягательность ее героинь.
В деньгах она не нуждалась, будучи мультимиллионером уже в начале 1940-х. В умении экономить каждый доллар и вкладывать его в дело сказалась ее крестьянская закваска. Лишь в 1970-х годах стало известно, что большая часть торгового центра на Родео-Драйв в Беверли-Хиллз (самой респектабельной части Лос-Анджелеса) принадлежит именно Гарбо. Кроме того, она владела домами в Нью- Йорке и в родной Швеции. По совету умных друзей, среди которых, бесспорно, выделялись Ротшильды и Онассис, Грета покупала картины. В начале 1950-х на стенах ее квартиры видели картины Ренуара, Боннара, Модильяни.
Грета Гарбо навсегда покинула Голливуд в 1942-м. Знаменитая, богатая, независимая, она могла делать все, что хотела. А хотела она просто жить, не чиня насилия над собой. Новую жизнь она начала с экспериментирования с различными диетами, весьма преуспев в этом. И даже возник роман с диетологом Гэлордом Хаузером. Но, конечно, это был не единственный роман в ее жизни.
Еще когда она только появилась в Голливуде, мужчины ходили за ней толпами. Самый страстный любовный роман связывал ее с Джоном Гилбертом. К моменту встречи ему было 29 лет, а Грете — 22. Они везде появлялись вместе, но свадьба, о которой много говорили и писали, так и не состоялась. Гарбо убежала прямо из-под венца. Гилберт вскоре женился (уже в третий раз). Но продолжал любить вероломную невесту.
Аристократический облик актрисы будоражил воображение. Некий Эдгар Донн, постоянно писал ей письма, приезжал в Голливуд, чтобы увидеть ее, но ничего не выходило. В 1936 году он написал завещание: «Моя земля, мои владения, все мое состояние завещаю Грете Ловисезе Густафсон, звезде кино, известной в мире как Грета Гарбо, и больше никому». Спустя 10 лет он умер. Ему было около 70. Его адвокаты пытались связаться с актрисой, через пять месяцев они получили от нее коротенькое письмо о том, что она принимает наследство, но просит передать его в Фонд милосердия.
В 1937 году у Гарбо начался бурный роман с дирижером Леопольдом Стоковским. Он был старше ее на 23 года. Гарбо называла его Стоки. Они вместе путешествовали по Европе, скрываясь от преследовавших их журналистов. Вскоре Стоковский разошелся с женой и уехал в Италию.
Гарбо в это время находилась в Швеции, на озере недалеко от Стокгольма. Там она получила приглашение Гитлера посетить Германию. Фюрер был поклонником ее таланта. После смерти актрисы в ее архивах была обнаружена запись: «Следовало отправиться в Берлин, захватив с собой пистолет, спрятанный в сумочке. Я могла убить его очень легко. Это разрешило бы все проблемы, и, может быть, не было бы войны, а я стала бы героиней масштаба Жанны д’Арк. Хотя я не политик и, наверное, война началась бы при всех обстоятельствах».
Из Швеции Гарбо переехала в Италию и проводила время со Стоковским. Но на предложение выйти замуж Грета ответила отказом. «Смешно думать, что я могу пойти с кем-то к алтарю», — заявила она журналистам. Вскоре дирижер женился на молодой Глории Вандербильт, наследнице миллионов...
Очень крепкая, хотя и неофициальная связь с промышленником Джорджем Шли продолжалась около 20 лет. Многие поражались, что привлекает красавицу актрису в этом невзрачном мужчине, одетом в плохо сшитые костюмы. По-видимому, Грете он напоминал Стиллера, бога и наставника ее юности. Всю жизнь она тяготилась своей инертностью, пыталась прислониться к тем, кто мог подталкивать ее вперед, взять на себя ее заботы. Гарбо передала Шли право распоряжаться своими деньгами, делать вложения, покупать антиквариат. Он завещал Грете почти все свое громадное состояние. Она получила акции бумажной промышленности, дома в Италии и Южной Франции.
«Деньги идут к деньгам» — капитал Гарбо продолжал увеличиваться даже помимо ее воли.
Среди любовников Гарбо числился и Сесил Битон — знаменитый фотограф, создавший в 1950-е годы серию ее фотопортретов, свидетельствовавших о том, что бывшая актриса остается самой красивой женщиной мира. Особая загадочность этой связи в том, что Сесил был гомосексуалистом и сторонился женщин. Когда же в своей книге Битон имел неосторожность рассказать об отношениях с Гарбо, она перестала с ним общаться.
Со временем квартира Гарбо на 52-й авеню превратилась в «антикварный магазин». Прекрасные картины были запакованы в ящики. Спальня была обставлена мебелью XVIII века, но спала она на современной кровати. Одевалась, как в униформу: мужской жакет или пальто, длинный шарф, низко надвинутая на глаза шляпа, черные очки, туфли на низком каблуке. Любимым времяпрепровождением были пешие прогулки. Читала мало, любила смотреть телевизор. В конце жизни пристрастилась к просмотру картин со своим участием, но говорила о себе в третьем лице: «Она была хороша...»
В 1987 году Грета Гарбо перестала выходить из квартиры, в следующем году перенесла инфаркт. 15 апреля 1990 года Г арбо скончалась, оставив свое огромное состояние дочери брата.