Мой сайт
ОГЛАВЛЕНИЕ


Фрина

IV в. до Р. Х.

 

Греческая гетера прославилась тем, что была натурщицей знаменитых художников.

Ее настоящее имя было Мнесарет, но из-за желтоватого оттенка кожи девушку прозвали Фриной. Она родилась в маленьком городке Феспии. Повзрослев, превратилась в обладательницу столь великолепной фигуры, что просто не могла не оказаться в Афинах. Там она стала любовницей художника Апеллеса (он использовал ее в качестве модели для своей Афродиты Анадиомены), а потом любовницей Праксителя и позировала ему для двух его Афродит — в одном варианте обнаженной, в другом — одетой.

«Афродиту Книдскую», сделанную из паросского мрамора и воздвигнутую посредине храма, описал древнегреческий писатель Лукиан: «Она стоит гордая, с легкой усмешкой. Вся ее красота ничем не скрыта, не окутана никакой одеждой; богиня обнажена, и только чресла слегка прикрывает она одной рукой. И так сильно искусство ее творца, что камень, неподатливый и твердый по природе, как нельзя лучше подошел для того, чтобы изваять из него каждую часть тела».

«Сотни тысяч паломников, которые молитвенно простирали руки в книдском святилище Афродиты и посылали поцелуи мраморной статуе, вслух восклицали: “Афродита, прекрасная Афродита!” Но про себя они шептали: “Как ты прекрасна, Фрина, божественна твоя красота!”»

Когда Пракситель в знак любви предложил ей на выбор любую из бесценных скульптур в своей мастерской, она растерялась и попросила у него совета. Он промолчал. Через несколько дней она бросилась к нему на улице, крича, что его мастерская в огне. Он в отчаянии простонал: «Если сгорят “Сатир” и “Эрос”, я погиб». Тогда Фрина призналась, что пожар — выдумка, выбрала «Эроса» и подарила его своей родной Феспии. Много лет он оставался там, привлекая внимание приезжих, пока его не захватил Нерон.

Из всех греческих куртизанок Фрина была наиболее застенчивой. Она всегда появлялась на людях полностью одетой, предпочитая плотно облегающие хитоны, никогда не ходила в общественные бани, а любовью занималась только в темноте.

Лишь дважды в году, в период Элевсинских и Посейдоновых мистерий, вставала она в портике храма, раздетая донага, и шла, обнаженная, сквозь раздавшуюся толпу, чтобы войти в море и воздать благодарность богам.

Утверждали, что ни один мужчина не мог устоять перед ее чарами. Однако кое-кто говорил, что один нашелся. Они указывали на Ксено- крата, философа, в течение четверти века руководившего Платоновской академией. Это был добродетельный человек, не доступный плотским желаниям.

Самые пылкие из любовников тратили на нее все свои богатства. Когда Александр Великий разрушил стены Фив, Фрина предложила построить их заново. Она поставила лишь одно условие: на новых стенах должны были повесить доску со словами: «Фивы были разрушены Александром и восстановлены Фриной». Фиванцы отказались.

Вполне естественно, что замужние женщины в Афинах ненавидели ее. Они уговорили одного из незадачливых поклонников Фрины, Евтиаса, привлечь ее к суду по обвинению в том, что она оскорбляет величие Элевсинских мистерий, изображая их в превратном виде, а также постоянно развращает самых выдающихся граждан Республики, «отвращая их от службы на благо отечества». Взять на себя защиту на суде, где решалась ее судьба, она уговорила известного оратора Гиперида, пообещав ему взамен стать его любовницей. Он блестяще вел дело, тем не менее оно выглядело безнадежным.

Смертный приговор казался неминуемым, пока Гиперид в момент вдохновения не вывел Фрину перед судьями и не сдернул с ее плеч покрывала, обнажив подсудимую до пояса. Она стояла, открыв свою безупречную грудь. Судьи смотрели на нее в изумленном молчании. Это была не женщина. Перед ними стояло божество. Столь прекрасное тело не могло скрывать несовершенную душу. Запутавшись в этих мистических рассуждениях, судьи благоговейно вынесли оправдательный приговор.

Фрина сохранила свою красоту до конца дней своих. В зрелые годы она придумала крем, предохранявший от морщин. Умерла она в почете, а памятником ей стала золотая статуя в храме Дианы Эфесской. Статую изваял не забывший ее Пракситель.