Мой сайт
ОГЛАВЛЕНИЕ


Елоиза

ок. 1100 - ок. 1164

Возлюбленная каноника собора Парижской Богоматери Абеляра. Ее ученостью восхищалась вся Франция.

Элоиза осиротела еще в детстве. Заботы о ней взял на себя дядя, живший в Париже, каноник собора Парижской Богоматери по имени Фульбер. Он отдал ее учиться в монастырь в Аржантейле, где она изумляла монахинь своими способностями к латинскому и древнееврейскому языкам, а затем перевез в Париж. Этой маленькой, хорошо сложенной, очаровательной девушке было 16 лет, когда она впервые встретила Пьера Абеляра.

Абеляр родился в 1079 году в Бретани. Старший из четырех детей мелкопоместного дворянина, он вырос красивым, веселым, уверенным в себе молодым человеком. Увлеченный теологией и либеральными философскими идеями, Абеляр приехал в Париж, чтобы читать проповеди в соборе Парижской Богоматери. Его с восхищением слушали тысячи людей; предсказывали даже, что блестящий молодой оратор может в конце концов добиться папской тиары.

Увидев Элоизу, Абеляр на время забыл о своей духовной карьере. По его признанию, он «сгорал от страсти» к ней. Он хотел обладать ею и не сомневался в успехе. Абеляр составил план, как соблазнить целомудренную Элоизу. Он знал, что дядя ее был человеком скупым, и потому предложил Фульберу снять комнаты в его доме, обещав, помимо небольшой денежной платы, обучать нескольким языкам его племянницу. Возможность бесплатного обучения привлекла Фульбера даже больше, чем деньги, и он пригласил своего коллегу каноника переехать к нему. Уроки Элоизы начались незамедлительно, но носили они отнюдь не лингвистический характер.

Вскоре Элоиза забеременела. Абеляр отослал ее к своей сестре в Бретань и открыл правду ее разгневанному дяде. Он предложил жениться на Элоизе при условии, что брак будет держаться в тайне, поскольку известие о нем могло повредить его будущему на церковном поприще. Фульбер согласился. Вернувшаяся в Париж с младенцем Астролябием, Элоиза согласия не дала. Она хотела быть любовницей, а не женой Абеляра. Она боялась, что в браке их любовь может стать «пресной и банальной»; если же «вкушать ее понемногу», она, быть может, и уцелеет.

Однако им не удалось утаить от людей, что у Элоизы есть ребенок, и, чтобы защитить ее доброе имя, Фульбер поведал о состоявшемся браке. Тут же, положив руку на Библию, Элоиза поклялась, что это не так. Она уверяла общество, что была любовницей, а не женой Абеляра. Разъяренный Фульбер избил ее. Не менее разъяренный Абеляр похитил возлюбленную и тайно увез ее в монастырь Аржантейль, приказав, чтобы она облачилась в монашеское одеяние и оставалась там, пока он не позовет ее.

А затем произошло трагическое недоразумение. Фульбер предположил, что Абеляру наскучила Элоиза и он отправил ее в монастырь, чтобы беспрепятственно развратничать с другими женщинами. Он думал также, что Абеляр сделал жену монахиней, чтобы вновь получить право стать священнослужителем. Фульбер принял решение отомстить. Он нанял четырех пользующихся дурной славой парижских бродяг и подкупил слугу Абеляра, с тем чтобы тот впустил их ночью в спальню хозяина. Там трое из них привязали Абеляра к кровати, в то время как четвертый держал наготове бритву. «Они отсекли те части моего тела, — писал Абеляр, — посредством которых я совершил дело, ставшее причиной их огорчения». Весть об оскоплении облетела Париж; история отмечает, что городские женщины рыдали. Трое из нападавших были схвачены. Двое, рассказывал Абеляр, «претерпели утрату глаз и половых органов», третий был отправлен в тюрьму, а Фульбер по приговору церковного суда лишился своего имущества.

Абеляр принял монашеский постриг в Сен-Дени. Впоследствии он написал беспристрастную автобиографию. Легенда гласит, что, когда Элоиза прочла его книгу, она написала ему, и они начали переписку, которой предстояло стать частью литературного наследия западного мира.

Постепенно отношения углублялись, и все отчетливее звучал у Абеляра эгоистический мотив. А что Элоиза? Послушная в науке ученица, в любви она оставила учителя далеко позади. Ее письма полны ученых рассуждений и цитат, но страсть к избраннику, радость от счастья, что вся ее жизнь — ради него, торжествуют. Она была свободна и хотела принадлежать ему. Узы любви были для нее священнее таинства брака. «Я любила тебя не знающей меры любовью».

Женщина, оказавшаяся в монастыре без внутреннего призвания, без связи с Богом, была полна прежних желаний. Отнятый у нее муж, писала она, счастливее: «Преступлением отнят у него самый стимул к греху».

Абеляр в первые монастырские годы помогал бывшей жене материально, передавал ей деньги, полученные от учеников. Но письма его были лишены сердечности, более чем сдержанны, что заставляло ее страдать. Он писал о своей любви как о грехе, падении, уступке чувственности. Любовные наслаждения, которым предавался с ней в монастырской трапезной, называет величайшим кощунством. В последние годы жизни Абеляр был обвинен в ереси за его смелые труды. На 63-м году жизни он скончался. Элоиза похоронила его тело в парке аббатства Паркле, где она была аббатисой и могла навещать его и присматривать за могилой.

Она пережила его, умерла не ранее 1164 года. О смерти Элоизы старая латинская хроника рассказывает так: «Когда умерла она и была принесена к гробнице, ее супруг, который скончался за много дней до нее, поднявши руки, принял ее и заключил в свои объятия».

«Один лишь только Бог отнимает у тебя Элоизу... — заверяла она его. — Можешь ли ты представить меня повинной в том, что я жертвую благородным и ученым Абеляром ради кого бы то ни было, кроме Бога?»

Семь столетий спустя они были перезахоронены в Париже на кладбище Пер-Лашез, где и по сей день покоятся рядом друг с другом, укрытые могильной плитой с резным орнаментом.