Аспазия
ок. 470 г до Р. Х. - ?
Знаменитая греческая гетера. С 445 года до Р. Х. — жена Перикла.
Биографию Аспазии составляют, в основном, из слухов и домыслов. Она была дочерью некоего Аксиоха, человека выдающегося ума, имевшего благотворное влияние на своих близких, чем и объясняются таланты и способности его дочери. Если верить поэтам, в детстве ее похитили и увезли из Милета в Мегару или Коринф, где она росла в качестве невольницы своих похитителей, постаравшихся развратить ее. Но благодаря красоте и уму девушке удалось понравиться богатому афинянину, который выкупил ее и дал ей свободу. По другим сведениям, Аспазия никуда не выезжала из Милета, где вела жизнь куртизанки.
Аспазия была красива. Нигде не сохранилось описание ее внешности. Но сохранился бюст, на котором значится ее имя. Скульптор запечатлел молодую женщину в наброшенном на голову плаще в знак того, что это матрона. В этом прекрасном лице нет ничего мистического, оно трогает глубоко человечным выражением сдержанной радости и ничем не нарушаемой безмятежностью...
Приблизительно в 455 году до Р.Х., в 82-ю Олимпиаду, она приехала из Мегары в Афины, чтобы основать свою школу риторики. Ее сопровождали несколько молодых гречанок. В салоне Аспазии можно было встретить философов Анаксагора с его учеником Еврипидом, убежденным женоненавистником, Зенона, Протагора, врача Гиппократа, ваятеля Фидия и чаще других Сократа. Ее ум, здравый смысл, красноречие, умение слушать и вести споры невольно заставляли присутствующих с благоговением внимать речам необыкновенной красавицы.
О Перикле Аспазия слышала давно, еще в Милете. Но знала она о нем то, что известно было всем: он был одним из 10 афинских вождей, или стратегов, и формально власть его была не так уж велика, однако именно он решал многие важные вопросы, объявлял войны соседним государствам, заключал с ними союзы. Она знала также, что происходил Перикл из знатного рода Алкмеонидов.
Некоторые историки склонны считать, что Аспазия приехала в Афины с единственной целью — покорить Перикла, этого «достойнейшего из эллинов». В то время ему давно перевалило за 40, он имел двух сыновей от законной супруги и, исполнив свой долг перед обществом, стал тяготиться брачными узами, втайне мечтая найти подругу сердца.
Однажды Сократ, близкий друг правителя, не стеснявшийся называть «прелестную милезианку» своей «несравненной учительницей», предложил Периклу посетить ее салон. Эти два великих ума эпохи сразу почувствовали влечение друг к другу.
Глаза Аспазии, этой новой Афродиты, осветили мрак его собственной жизни, теперь она показалась Периклу убогой и одинокой.
Была ли она супругой Перикла? Одни подтверждают, другие отрицают возможность подобного брака. Известно, что любому афинскому гражданину разрешалось открыто иметь любовницу-куртизанку, к какой бы национальности она ни принадлежала, однако запрещалось жениться на чужеземке. Преступивших закон сурово карали: жена продавалась как наложница, муж, кроме уплаты огромного денежного штрафа, терял все свои гражданские права, а их дети признавались незаконными и лишались звания афинянина. В значительной мере сам Перикл был создателем таких законов. До знакомства с Аспазией он был яростным поборником чистоты брака. Любовь заставила его забыть обо всем. В первый раз он поставил под сомнение свои собственные принципы.
Когда Аспазия родила сына, его признали незаконным, из чего следует, что Аспазия была только любовницей правителя Афин, а не женой. Но если даже Аспазия была только любовницей Олимпийца, большинство афинян уважали ее, как жену своего покровителя, обладавшую вместе со свободой гетеры положением законной супруги. Для Сократа, Фидия и Анаксагора она была преданной, умной подругой, для Перикла — любовницей и женой. Врачи Перикла считали ее злым гением Перикла, вдохновительницей его неосторожной политики и самовластных поступков.
В 413 году до Р. Х. разгорелась Пелопоннесская война между Спартой и Афинами. Войну ждали давно, но теперь, когда она разразилась, стали искать виновных. Гнев недовольных обрушился на Перикла. Женщины говорили, что война затеяна им в угоду Аспазии.
Кровопролитная война еще продолжалась, когда на Афины обрушилось новое несчастье — чума, угрожавшая уничтожить весь город. Ряды друзей Перикла и Аспазии заметно редели. Вслед за сестрой Олимпийца чума унесла в могилу двоих его сыновей от первого брака. Аспазия в трудную минуту была рядом.
Перикл выступил на народном собрании с предложением: признать законным сына, рожденного Аспазией. К тому времени народные симпатии вновь принадлежали Олимпийцу, и его желание осуществилось, явившись равносильным утверждению его брака с иностранкой, в чьей нравственности никто уже не сомневался.
Но события последних лет расшатали здоровье Перикла, и он скончался в середине 426 года до Р.Х. Аспазия осталась одинокой в стране, относившейся к ней после смерти Перикла далеко не дружелюбно. Она должна была иметь защитника и вышла замуж за Лизикла, бывшего когда-то ее учеником и ставшего полководцем. Через полтора года Аспазия, имевшая уже от Лизикла сына, вторично овдовела: ее муж погиб в одном из сражений. Тогда она вместе с сыном удалилась из Афин, где когда-то царила, и умерла в неизвестности.