Зарянко Сергей Константинович
1818 - 1870
Зарянко Сергей Константинович — русский живописец, замечательный художник-портретист. Родился в 1818 году в имении князя Любомирского у городка Ляды Могилевской губернии. Учился в Третьей Санкт-Петербургской гимназии. Своими начальными познаниями в живописи Зарянко был обязан художнику Василию Михайловичу Аврорину. Знаменитый живописец Алексей Гаврилович Венецианов способствовал определению Зарянко в вольноприходящие ученики Императорской Академии художеств. Своей специальностью начинающий художник избрал вначале перспективную живопись. В Академии художеств слушатель Зарянко обучался под руководством пейзажиста Максима Никифоровича Воробьева.
Получив во время обучения в Академии две серебряные медали, малую и большую, Зарянко был удостоен в 1838 году звания неклассного художника, после чего продолжал писать преимущественно перспективные виды. В 1843 году за картину "Внутренний вид Морского Никольского собора" молодой живописец получил звание академика.
Переехав вскоре после этого ненадолго в Москву, живописец занимался там исполнением образов для разных церквей и преподаванием рисования в Александровском сиротском институте и в Московском дворцовом архитектурном училище. Вернувшись в конце 1846 года в Санкт-Петербург, Зарянко занялся портретной живописью. На академической выставке 1849 года художник представил два великолепных портрета, генерала Ломновского и русского оперного певца Осипа Афанасьевича Петрова, которые способствовали широкой публичной известности живописца.
В 1850 году за портреты вице-президента Академии художеств, графа Федора Петровича Толстого и ротмистра Хвостова Академия присудила Сергею Константиновичу Зарянко звание профессора. С 1856 года Зарянко стал преподавать в Московском училище живописи, ваяния и зодчества, исполняя должность старшего профессора живописи. Вышедшие из-под его кисти портреты замечательны по необычайно сильной лепке, превосходной передаче освещения, тщательной разработке подробностей даже в аксессуарах и по точному воспроизведению лиц, хотя и более с внешней стороны, чем в отношении внутренней характеристики.
Из перспективных картин Зарянко образцовыми в своем роде могут считаться, кроме вида Никольского собора, доставившего ему степень академика, виды Тронного зала в Зимнем дворце и зала Училища Правоведения с портретами профессоров и воспитанников этого заведения. Кроме картин перспективной живописи и портретов, Зарянко оставил после себя одну религиозную картину "Ангел молитвы" и ряд образов (образ Богородицы, иконостас для 2-го Кадетского Корпуса и голова Спасителя и Божией Матери для Царскосельского Софийского собора). Как преподаватель Московского училища живописи и ваяния, Зарянко много способствовал развитию молодых художников, из которых некоторые достигли потом почетной известности. Таковыми, например, являются Василий Григорьевич Перов, Илларион Михайлович Прянишников, Василий Владимирович Пукирев, Владимир Иосифович Шервуд и Леонид Фролович Жодейко.
Зарянко Сергей Константинович скончался в Москве 20 декабря 1870 года.