Клевер Юлий Юльевич
1850 - 1924
Юлиус Сергиус фон Клевер, так звучало имя при рождении 19 января 1850 г. известного живописца Юлия Юльевича Клевера, из обрусевших немцев по происхождению, родившегося в г. Дерпт, нынешний Тарту, в семье преподавателя Химии в институте ветеринарии.
По желанию отца, следом за обучением в гимназии, Юлий Клевер поступил в Академию художеств в класс архитектуры. Он, сначала согласившись учиться в архитекторском отделении, уступив родителю, потом считал это скучным занятием. Терпения хватило почти на год, за который он неоднократно сожалел об уступчивости родным. Будучи страстным и порывистым человеком, он не мог долго терпеть архитектуру: она его стала раздражать. Приняв, наконец, решение, в 1870 г. он перевёлся на класс пейзажной живописи под началом С. М. Воробьева, а потом М. К. Клодта.
Воробьев оказался бесстрастным человеком и читал предмет без увлечённости, Клодт был против ознакомления молодого человека с творчеством зарубежных пейзажистов, ограничивая развитие. Они не увидели ценности в стремлениях Клевера, этим разочаровав его в необходимости дальнейшего обучения в академии на наскучивших курсах. Он принял решение уйти из неё, в очередной раз расстроив своих близких, и совершенствовать свой потенциал самостоятельно, работая только с натуры.
Появилась новая задача, выставить свои произведения в Императорском обществе: в нём многие художники становились известными. За пропуски лекций его в 1870 г. отчислили из Академии. Зато 1871 г. одну из работ «Заброшенное кладбище зимой» заслуженно признала Ассоциация художников и приобрела в коллекцию графа П. С. Строганова.
Лето 1879 г., проведённое на острове Нарген в обществе В. В. Самойлова — художника и актёра, оказалось довольно продуктивным. Подобный ландшафт и пейзажи были тогда ещё неизвестны русским живописцам. На протяжении всего времени Юлий Клевер творил свои этюды, которые принесли ему славу, а этюд «Лесная глушь» — профессорское звание и место преподавателя Академии художеств. Эта поездка помогла ему достигнуть апогея становления как художника.
Не смотря на в целом позитивную жизнь, в биографии Юлия Клевера есть и мрачные нотки. В 90-х г. XIX ст. жизненные обстоятельства вынудили Юлия Юльевича покинуть Россию, в связи с участием в нашумевшем судебном процессе в качестве свидетеля по финансовому преступлению. Его приятеля П. Ф. Есеева, являвшегося конференц-секретарём Академии художеств, обвиняли в злоупотреблении денежными средствами. Однако по негласной версии он обвинялся за чужие грехи, совершённые великим князем В. А. Романовым, который с 1876 г. стал президентом Академии художеств.
Для Ю. Ю. Клевера это стало большим потрясением, пропало вдохновение, в связи с чем он не мог творить, стал раздражительным в общении. Друзья стали советовать покинуть Россию до времени, пока это дело не предастся забвению. Для долговременного проживания после внутрисемейного совета выбрали Германию. Там Клевер провел время довольно продуктивно: открывались выставки, его посещали заказчики, он давал интервью прессе.
Однако он тосковал по России, её природе и местам, мечтая вернуться для начала иной жизни, и много размышлял по этому поводу. И вот наконец в 1915 г. незадолго до революции семья Клеверов снова оказалась в России, которая значительно изменилась. В ней задули ветры перемен, народ проявлял неудовлетворение правительством, назревали восстания.
Ю. Ю. Клевер остаток жизни прожил в Петрограде, продолжая педагогическую деятельность и написание картин. Умер 4 декабря 1924 г. Похоронен в Петрограде. Весёлый и неугомонный нрав и глубокомысленная оценка происходящих событий позволила дожить до преклонных лет. В тяжёлые времена последних лет жизни он, улыбаясь, вспоминал благополучно прожитые годы.