Боровиковский Владимир Лукич
1757 - 1825
Вторая половина XVIII века явилась для русского искусства временем расцвета портретной живописи, а многие представители этого жанра в России становились в один ряд с лучшими художниками-портретистами Европы. Портреты В. Л. Боровиковского — яркое тому подтверждение. Перечислим несколько, взятых почти что наугад: безусловный шедевр Екатерина II на прогулке в Царскосельском парке (1794), поэтичнейший Портрет Марии Ивановны Лопухиной (1797), насыщенный нежностью и обаянием Портрет княжны Анны Гаврииловны Гагариной и княжны Варвары Гаврииловны Гагариной, (1802), не вызывающий уважение к изображенному помпезный Портрет князя Александра Борисовича Куракина (1801 - 1802), полный почтения к изображенному Портрет князя Г. С. Волконского (1806), величественный Портрет Дарьи Алексеевны Державиной (1813) и др.
А начинал учебу молодой В. Л. Боровиковский у своего отца — иконописца. С ним и своими братьями он делал росписи близлежащих храмов. И лишь случай (наверное, много души вкладывал молодой иконописец в свою работу) способствовал тому, что небывалый дар живописца раскрылся в будущем в полной мере. Екатерине II во время поездки в Крым кто-то из ее свиты указал на безусловный талант мастера, написавшего две картины в одном из дворцов по пути следования императрицы. Этим мастером и был тридцатилетний В. Л. Боровиковский. Через год он появляется в Петербурге, где берет уроки (в Академию не попадает по возрасту) у придворного живописца И.-Б. Лампи и, возможно, пользуется советами прославленного портретиста Д. Г. Левицкого. Далее работа и слава великого живописца. Воспитал двух учеников. Одним из них был А. Е Венецианов. Что лее боле?
В
конце жизни В. Л. Боровиковский возвращается к истокам своего мастерства —
религиозной живописи.