Мой сайт


Брюллов Карл Павлович

1799 - 1852

Несомненно, Карл Брюллов (до 1822 года Брюлло) испытал на себе те восторги и восхищения своих современников, которые выпадают в столетие всего лишь на несколько человек даже в таком большом государстве, каким была Россия в XIX веке. Причем поклонение «Великому Карлу», как называли К. П. Брюллова при жизни, было заслуженным, соответствующим его громадному таланту и большому трудолюбию.

Рожденный в потомственной «художественной» семье Карл брал свои первые уроки, как и его братья, у своего отца — Павла Брюлло, скульптора-орнаменталиста. А в 1809 году он зачисляется в Воспитательное училище при Академии художеств и заканчивает уже саму Академию в 1821 году с большой золотой медалью. Причем на всех этапах обучения проявлял блестящие способности, создавая ученические шедевры такого уровня мастерства, за которые впору было присваивать звание академика: например, картина Нарцисс, смотрящийся в воду (1819) вполне подходит под такое определение.

В отношении талантов, подобных К. П. Брюллову, всегда присутствует, пусть иногда немой, вопрос о роли учителей в становлении гениального мастера (и алмаз блестит лишь после огранки), поэтому, видимо, не следует не учитывать ту роль, которую играли учителя в будущем творчестве своих учеников (среди учителей К. П. Брюллова был замечательный преподаватель, профессор А. И. Иванов, отец и учитель другого великого русского художника — А. А. Иванова).

После окончания Академии Брюллов много и плодотворно работает в Италии, создавая замечательные полотна: сцены жизни (например, Итальянский полдень, 1827) и портреты близких ему людей (в качестве примера — Портрет Г. Н. и В. А. Олениных, 1827).

Наконец, в 1833 году7 Брюллов заканчивает Последний день Помпеи, принесший ему славу первого живописца России и западноевропейское признание. В Париже в 1834 году картина получает золотую медаль Французской Академии. В Петербурге появление картины вызывает всеобщий восторг и преклонение перед гением ее автора.

С возвращением в Россию К. П. Брюллов проявляет себя как блестящий мастер портрета, принимает участие в росписях Исаакиевского собора, работу над которыми прерывает тяжелая болезнь и вызванный ею отъезд вначале в Испанию, затем в Италию. Там, на одном из римских кладбищ, окончился жизненный путь «Великого Карла».

А был художник по своим взглядам независимым и передовым человеком. Ведь именно он, приняв живейшее участие в судьбе будущего символа украинской самостийности — Т. Г. Шевченко, выкупил крепостного художника и поэта у хозяина.

Проживание на Мадейре, смогло продлить жизнь живописцу только на три года, морской воздух облегчил его состояние. Но восстановить здоровье ему уже не удалось. 23 июня 1852 года великий мастер, на 52-м году жизни скончался под Римом, в Манциане, где на тот момент он проходил лечение минеральными водами.

Он оставил после себя огромное наследие: картины и множество незаконченных эскизов и набросков, которые находятся в частных коллекциях и музеях по всему миру. Его похоронили по лютеранскому обряду, на протестантском кладбище Монте Тестаччо.