Мой сайт


Бруни Фёдор Антонович

1799 - 1875

В XVIII, да и в начале XIX века в Россию по приглашению либо царского двора, либо различного положения аристократов ехало много иностранцев — специалистов в различных областях деятельности человека. И не всегда в соответствии с едким выражением А. С. Грибоедова «для ловли счастья и чинов». Большинство неординарных людей (архитекторы, строители, художники, математики) из Западной Европы ехали все же для того, чтобы своим трудом и талантом добиться прочного, в том числе и материального, положения в российском обществе или, не имея возможности созидать на родине, попытаться выполнить это в России. Многие из них, прославив себя, прославив Россию, и сами становились русскими (пожалуй, это утверждение особенно применимо в отношении их детей).

Судьбы двух ярчайших представителей русского живописного искусства (Ф. А. Бруни и К. П. Брюллова) — тому пример.

В 1807 году в Россию переехал гражданин Швейцарской республики, общественный деятель и художник Антон Бруни. А в 1809 его сын Федор, хотя, возможно, еще Фиделио, поступил в училище при Академий художеств, затем обучался в самой Академии до 1818 года. В 1820 году по совету отца и приглашению княгини З. А. Волконской Ф. А. Бруни выезжает в Италию, где вскоре становится знаменитым. Его картина Смерть Камиллы, сестры Горация (1824) приносит ему звание академика Академии Св. Луки в Риме, а по прибытии картины в Петербург — избрание академиком Петербургской Академии художеств (по общепринятому мнению, картина стала эталоном классицизма в русской живописи XIX века).

В Италии Ф. Бруни создает много портретных работ, копирует росписи Рафаэля в Ватикане, задумывает и начинает работу над крупнейшим своим произведением — Медный змий, прерванную возвращением художника в Петербург, где он с увлечением начал преподавать в Академии. В 1837 году Ф. А. Бруни выполняет исключительно важный для отечественной культуры рисунок А. С. Пушкин на смертном одре, который получил широкую известность в России.

В 1838 году Ф. А. Бруни снова уезжает в Италию для завершения своего шедевра. Медный змий был доставлен в Петербург и имел грандиозный успех. Художник продолжает напряженно трудиться, его талант востребован для оформления великих церковно-соборных строек Петербурга: например, он подготовил 25 картонов для Исаакиевского собора, многие из которых воплотил в живопись. С 1855 года Ф. А. Бруни — ректор Академии художеств, какое-то время — хранитель картинной галереи Эрмитажа. Он один из талантливейших представителей русского классицизма XIX века.

С начала 1870-х гг. художник стал сторониться людей и начал вести уединенный образ жизни. Он мог неделями не появляться на людях и постепенно превратился в настоящего затворника. 30 августа 1875 года Федор Бруни тихо умер в кругу близких и был похоронен на Петербургском католическом кладбище. А спустя 60 лет останки великого художника вместе с надгробным памятником перенесли на территорию Александро-Невской лавры.
 

 

 

 

1858

 

 

1834 - 1836