Здания
Изображение зданий — прекрасный способ попрактиковаться в
рисовании и усовершенствовать свое художественное умение. Носите с собой на
прогулку блокнот для эскизов и зарисовывайте различные интересные детали
домов, например, необычные окна или красивую дверь. Зарисовки зданий в
разных ракурсах помогут вам овладеть приемами перспективы (то есть
изображения трехмерных предметов на плоскости; подробнее о законах и
правилах перспективы см. в главе "Перспектива") и научиться выдерживать
правильные пропорции.
Изображения зданий могут быть очень выразительными и даже
динамичными, если нарисовать их в необычной перспективе. Например,
небоскребы можно изобразить так, будто вы смотрите на них с большой высоты,
а далеко-далеко внизу виднеются крошечные автомобили на улицах. А высокий
дом, изображенный так, будто вы смотрите на него снизу вверх, выглядит очень
впечатляюще — будто бы он нависает над вами.
При изображении сказочного замка можно дать волю воображению и придумать множество интересных деталей - например, изящных тонких башен с высокими заостренными шпилями и куполами. Поскольку замок волшебный, такие реалистичные детали, как каменную кладку стен или черепицу на крышах, тщательно прорисовывать не нужно. Расположить замок можно на вершине высокой неприступной, скалы, как на этом рисунке. |
|
|
Развевающиеся на ветру знамена на шпилях башен говорят о том, что король сейчас находится в замке.
|
Замок чуть расширяется снизу вверх. Башни слегка клонятся наружу. Этот прием позволяет подчеркнуть высоту замка и передает зрителю ощущение подъема. Ведь замок стоит на самом краю высоченной скалы, а зритель как бы поднимается к нему по склону. |
|
|
|
Обозначив контуры основных башен и стен, дорисуйте башенки на стенах и другие детали: винтовые лестницы, арочные окна и ворота. Детали рисуйте свободными, небрежными линиями. Рисунок должен смотреться как бы незавершенным. |
В этом старом заброшенном доме с полуразвалившимися стенами и зияющими дырами в крыше наверняка водятся привидения. Летучие мыши, странная тень в окне, где мерцает таинственный свет, темные силуэты голых искореженных деревьев — все это усугубляет жуткую атмосферу рисунка. А чтобы лом с привидениями получился еще страшнее, можно нарисовать и самих привидений, летающих в воздухе, и зловещую вспышку молнии. |
||
|
|
|
Начните с наброска основных очертаний дома. Стены как будто заваливаются друг на друга, и дом слегка сужается кверху. Этот прием подчеркивает высоту дома и придает выразительность изображению. |
Нарисуйте окна, двери, башенки и крышу. Линии проводите по линейке, не нажимая на карандаш. По этим линиям вы будете ориентироваться, когда начнете прорисовывать окончательные, уже не такие прямые и четкие контуры полуразвалившегося дома. |
В самом конце дорисуйте ступени и крытую веранду. Затем проработайте детали: кирпичную кладку, черепицу на крыше, деревянные панели и окна. Контуры готового рисунка обведите тонким пером. |
|
Этот
рисунок разделен на три секции, каждая из которых разъясняет
определенный этап работы над ним. Левая секция представляет
собой карандашный набросок, центральная — готовый рисунок с
обведенными пером контурами, а правая — законченную раскрашенную
картинку. |
|
|
|
Вертикальные линии здания
остаются вертикальными. Горизонтальные линии здания скошены в
направлении точек схода.
Громадные антенны
(коммуникационные мачты) передают радиопослания на другие
планеты. |
|
|
|
Это и есть предварительный набросок, описанный выше. |
Четкие световые блики могут быть на предметах, сделанных из блестящих материалов, отражающих свет, — например на окнах и металлических пластинах. Чтобы правильно расположить блики и участки тени, надо представить себе форму нарисованного предмета и решить, с какой стороны падает свет. |
|
|
|
Блики на плоских поверхностях (например, оконных стекол) можно изобразить в виде зигзагообразных полос. |
Тени на изогнутые поверхности наносите мягкими закругленными мазками или штрихами. |
Некоторые реальные здания, вроде нарисованных на этих страницах, смотрелись бы вполне уместно даже в фантастическом фильме. При изображении таких необычных сооружений самое главное — выбрать правильный ракурс, такой, в котором их дизайн выглядел бы особенно впечатляюще. Впрочем, здание Сиднейского оперного театра настолько неординарно, что оно великолепно смотрится с любой точки. |
|
Начните набросок с
очертаний фундамента, обозначенных здесь красным. |
На этом рисунке оперный театр изображен на фоне потрясающего заката. Однако сначала нужно нарисовать и раскрасить само здание, а потом уже можно добавить любой подходящий фон. |
|
Закат раскрашивайте
слоями. Все небо закрасьте светло-желтой акварелью или
чернилами. Некоторые участки покройте желтым повторно. Второй
слой краски наносите поверх первого, пока он еще влажный. |
Крыша Сиднейского оперного театра по виду напоминает надутые ветром паруса старинного корабля - так задумал архитектор. Она покрыта белой керамической черепицей, которая искрится на солнце. |
|
Одна из достопримечательностей центра Нью-Йорка (США). Этот небоскреб построен в стиле артдеко (Art Deco), очень популярном в Америке в 20-х и 30-х годах XX века. Можно изобразить это здание так, будто вы смотрите на него с большой высоты: такой ракурс называется «с высоты птичьего полета». Этим вы подчеркнете его невообразимую высоту. В 1930 году, когда было окончено строительство, Крайслер-билдинг считался самым высоким зданием в мире. |
|
|
Здание нарисовано в перспективе. Начните набросок с обозначения
точки схода. От этой точки прочертите вверх линию
Потом начертите неправильный ромб так, чтобы пунктирная линия пересекала его середину (обозначенную здесь крестиком). Тонкими карандашными линиями соедините углы ромба с точкой схода.
|
|
Теперь нарисуйте
куполообразную секцию. Все линии, обозначающие изгибы купола,
должны сходиться в одной точке на пунктирной линии. Приступайте к проработке деталей, ориентируясь по уже имеющимся линиям. |
|
Сотрите все конструктивные
линии, больше вам не нужные. |
|
В архитектуре Крайслер-билдинга представлены типичные черты стиля артдеко — например строгие симметричные формы и декоративные арки. Здание отделано блестящими материалами — хромированным металлом и отполированным камнем. |
Раскрасьте здание
несколькими оттенками светло-коричневой краски, как будто его
омывает мягкий свет к вечернего солнца. |
|
|
Зданиям, изображенным в стиле мультипликационной графики, можно придать человеческие черты характера и определенное настроение. Например этот взбесившийся небоскреб-создание явно несносное, злобное и раздражительное. В антенну у него на крыше ударила молния, и небоскреб ожил. Теперь он идет по городу, сметая все на своем пути.
|
Такие детали, как,
например, вырванный фонарный столб в кулаке у озверевшего
небоскреба, очень оживляют картинку. |
Сценки с участием мультяшных зданий могут быть самыми разными. Например, эти здания танцуют. |
|
|
Линии движения вокруг зданий подчеркивают динамизм картинки. |
Мультяшные изображения считаются забавными, но этот стиль можно использовать и для серьезных целей. На этом рисунке химическая фабрика изображена в виде чудовища, у которого изо рта сочится яд, отравляющий все вокруг. |
|
Тусклые, скучные цвета соответствуют мрачной теме рисунка. |