Мой сайт


Здания

 

 

Изображение зданий — прекрасный способ попрактиковаться в рисовании и усовершенствовать свое художественное умение. Носите с собой на прогулку блокнот для эскизов и зарисовывайте различные интересные детали домов, например, необычные окна или красивую дверь. Зарисовки зданий в разных ракурсах помогут вам овладеть приемами перспективы (то есть изображения трехмерных предметов на плоскости; подробнее о законах и правилах перспективы см. в главе "Перспектива") и научиться выдерживать правильные пропорции.
   Изображения зданий могут быть очень выразительными и даже динамичными, если нарисовать их в необычной перспективе. Например, небоскребы можно изобразить так, будто вы смотрите на них с большой высоты, а далеко-далеко внизу виднеются крошечные автомобили на улицах. А высокий дом, изображенный так, будто вы смотрите на него снизу вверх, выглядит очень впечатляюще — будто бы он нависает над вами.

 

 

 

 

При изображении сказочного замка можно дать волю воображению и придумать множество интересных деталей - например, изящных тонких башен с высокими заостренными шпилями и куполами. Поскольку замок волшебный, такие реалистичные детали, как каменную кладку стен или черепицу на крышах, тщательно прорисовывать не нужно. Расположить замок можно на вершине высокой неприступной, скалы, как на этом рисунке.

Развевающиеся на ветру знамена на шпилях башен говорят о том, что король сейчас находится в замке.


   Яркое солнце сияет на небе с этой стороны замка. Стены, на которые падает солнечный свет, оставьте чисто-белыми.


   Раскрасьте замок акварелью, сильно разведенной водой. Так вы подчеркнете волшебную атмосферу сказки: картинка будет казаться зыбкой и призрачной, как бы подернутой дымкой тумана.


   Башни, колонны, окна и другие детали можно расположить произвольно, чтобы замок был' несимметричным.


   За опускающейся решеткой замковых ворот клубится таинственная полутьма.


   Тени на стенах, куда не попадает солнце,  закрасьте очень светлой краской, но сплошным слоем.


   Опушенный подъемный мост и приподнятая решетка как бы приглашают войти в замок. Если бы мост был поднят, а ворота закрыты решеткой, он выглядел бы неприступным.

 


 

Карандашный набросок замка

 

Замок чуть расширяется снизу вверх. Башни слегка клонятся наружу. Этот прием позволяет подчеркнуть высоту замка и передает зрителю ощущение подъема. Ведь замок стоит на самом краю высоченной скалы, а зритель как бы поднимается к нему по склону.

Обозначив контуры основных башен и стен, дорисуйте башенки на стенах и другие детали: винтовые лестницы, арочные окна и ворота. Детали рисуйте свободными, небрежными линиями. Рисунок должен смотреться как бы незавершенным.

 

 


 

Дом с привидениями

 

В этом старом заброшенном доме с полуразвалившимися стенами и зияющими дырами в крыше наверняка водятся привидения. Летучие мыши, странная тень в окне, где мерцает таинственный свет, темные силуэты голых искореженных деревьев — все это усугубляет жуткую атмосферу рисунка. А чтобы лом с привидениями получился еще страшнее, можно нарисовать и самих привидений, летающих в воздухе, и зловещую вспышку молнии.

Начните с наброска основных очертаний дома. Стены как будто заваливаются друг на друга, и дом слегка сужается кверху. Этот прием подчеркивает высоту дома и придает выразительность изображению.

Нарисуйте окна, двери, башенки и крышу. Линии проводите по линейке, не нажимая на карандаш. По этим линиям вы будете ориентироваться, когда начнете прорисовывать окончательные, уже не такие прямые и четкие контуры полуразвалившегося дома.

В самом конце дорисуйте ступени и крытую веранду. Затем проработайте детали: кирпичную кладку, черепицу на крыше, деревянные панели и окна. Контуры готового рисунка обведите тонким пером.

 

 

 

Этот рисунок разделен на три секции, каждая из которых разъясняет определенный этап работы над ним. Левая секция представляет собой карандашный набросок, центральная — готовый рисунок с обведенными пером контурами, а правая — законченную раскрашенную картинку.
   Подобные картинки рисуются в перспективе (см. в главе "Перспектива" и предварительный набросок внизу этой страницы). Сначала проведите горизонтальную линию. Это будет линия горизонта. Потом обозначьте на ней две точки схода (точки схода - это те точки, где сошлись бы идущие рядом линии изображения, которые тянутся от зрителя к горизонту, если бы эти линии были продолжены до самой линии горизонта). Между ними проведите вертикальный отрезок в том месте, где изображение максимально приближено к точке наблюдения, а проще сказать, к зрителю. Верхний и нижний края этого отрезка соедините с точками схода и разместите контуры здания внутри получившейся геометрической фигуры.

Вертикальные линии здания остаются вертикальными. Горизонтальные линии здания скошены в направлении точек схода.
   Космические корабли и другие фантастические транспортные средства создают обжитое пространство картинки.
   Изогнутые линии позади космического корабля обозначают траекторию его движения и придают изображению динамизм.
   Крошечные, размером с точку, люди внутри галерей помогают создать представление о гигантских размерах здания.
   Растения оживляют картинку, иначе город выглядел бы безжизненным, а из-за необычной раскраски растений картинка похожа на иллюстрацию к научно-фантастическому роману.

Громадные антенны (коммуникационные мачты) передают радиопослания на другие планеты.
   Нависающий над городом шар — это соседняя планета, раскрашенная размытыми пятнами светло-коричневого и желтого.
   Этот монорельс, который начинается далеко на заднем плане и как бы наезжает на передний план, помогает создать изображению перспективу.
   Этот рисунок раскрашен пневматической кистью. Такой способ раскрашивания позволяет нанести краску гладким и ровным слоем и подчеркивает правильные геометрические формы изображения.

Это и есть предварительный набросок, описанный выше.

 


 

Блики и тени

 

Четкие световые блики могут быть на предметах, сделанных из блестящих материалов, отражающих свет, — например на окнах и металлических пластинах. Чтобы правильно расположить блики и участки тени, надо представить себе форму нарисованного предмета и решить, с какой стороны падает свет.

Блики на плоских поверхностях (например, оконных стекол) можно изобразить в виде зигзагообразных полос.

Тени на изогнутые поверхности наносите мягкими закругленными мазками или штрихами.

 

 

 

 

Некоторые реальные здания, вроде нарисованных на этих страницах, смотрелись бы вполне уместно даже в фантастическом фильме. При изображении таких необычных сооружений самое главное — выбрать правильный ракурс, такой, в котором их дизайн выглядел бы особенно впечатляюще. Впрочем, здание Сиднейского оперного театра настолько неординарно, что оно великолепно смотрится с любой точки.

Начните набросок с очертаний фундамента, обозначенных здесь красным.
   Над фундаментом расположите секции крыши, обозначенные синим. В самом конце дорисуйте детали, обозначенные зеленым.

 

На этом рисунке оперный театр изображен на фоне потрясающего заката. Однако сначала нужно нарисовать и раскрасить само здание, а потом уже можно добавить любой подходящий фон.

Закат раскрашивайте слоями. Все небо закрасьте светло-желтой акварелью или чернилами. Некоторые участки покройте желтым повторно. Второй слой краски наносите поверх первого, пока он еще влажный.
   Краски светлых оттенков красного и оранжевого наносите в последнюю очередь.
   Закрасьте всю крышу цветным карандашом мягкой светлосерой штриховкой.
   Самые темные участки тени закрасьте черными чернилами или акварелью. Более светлые тени закрасьте серым.

 

Крыша Сиднейского оперного театра по виду напоминает надутые ветром паруса старинного корабля - так задумал архитектор. Она покрыта белой керамической черепицей, которая искрится на солнце.

 


 

Крайслер-билдинг

 

Одна из достопримечательностей центра Нью-Йорка (США). Этот небоскреб построен в стиле артдеко (Art Deco), очень популярном в Америке в 20-х и 30-х годах XX века. Можно изобразить это здание так, будто вы смотрите на него с большой высоты: такой ракурс называется «с высоты птичьего полета». Этим вы подчеркнете его невообразимую высоту. В 1930 году, когда было окончено строительство, Крайслер-билдинг считался самым высоким зданием в мире.

 

Здание нарисовано в перспективе. Начните набросок с обозначения точки схода. От этой точки прочертите вверх линию
(здесь она обозначена пунктиром).

 

 

Потом начертите неправильный ромб так, чтобы пунктирная линия пересекала его середину (обозначенную здесь крестиком).

Тонкими карандашными линиями соедините углы ромба с точкой схода.

 


Ниже начертите еще один ромб так, чтобы его стороны были параллельны сторонам первого ромба.

 


Точка схода.

 

Теперь нарисуйте куполообразную секцию. Все линии, обозначающие изгибы купола, должны сходиться в одной точке на пунктирной линии.
 

 Приступайте к проработке деталей, ориентируясь по уже имеющимся линиям.

Сотрите все конструктивные линии, больше вам не нужные.
   Контуры готового рисунка (в том числе все летали и окна) обведите пером.

 

В архитектуре Крайслер-билдинга представлены типичные черты стиля артдеко — например строгие симметричные формы и декоративные арки. Здание отделано блестящими материалами — хромированным металлом и отполированным камнем.

Раскрасьте здание несколькими оттенками светло-коричневой краски, как будто его омывает мягкий свет к вечернего солнца.
   Закрасьте тени светло-серым. Самые яркие световые блики закрасьте мазками густой белой гуаши.

 

 

 

Зданиям, изображенным в стиле мультипликационной графики, можно придать человеческие черты характера и определенное настроение. Например этот взбесившийся небоскреб-создание явно несносное, злобное и раздражительное. В антенну у него на крыше ударила молния, и небоскреб ожил. Теперь он идет по городу, сметая все на своем пути.

 

Такие детали, как, например, вырванный фонарный столб в кулаке у озверевшего небоскреба, очень оживляют картинку.
   Окна превратились в глаза, а сломанные жалюзи в нахмуренные брови.
   Жирные зазубренные линии вокруг кулака подчеркивают силу его удара. Гигантские руки небоскреба придают ему человекоподобный вид.
   От дурного настроения озверевшего небоскреба страдают прежде всего другие здания. Небоскреб даже отрастил себе гигантские ноги в тяжелых ботинках, чтобы ему было удобнее передвигаться по городу, круша и ломая все, что попадется на пути.

 

Сценки с участием мультяшных зданий могут быть самыми разными. Например, эти здания танцуют.

Линии движения вокруг зданий подчеркивают динамизм картинки.

 


 

Фабрика-чудище

 

Мультяшные изображения считаются забавными, но этот стиль можно использовать и для серьезных целей. На этом рисунке химическая фабрика изображена в виде  чудовища, у которого изо рта сочится яд, отравляющий все вокруг.

Тусклые, скучные цвета соответствуют мрачной теме рисунка.