Мой сайт


Словарь терминов

 

Краткий словарь разъясняет наиболее употребительные термины изобразительного искусства, которые встречаются на этих страница сайта и в других пособиях по рисованию.

 

 

 

 

 

Стиль, при котором на картине изображаются не реальные, легко узнаваемые предметы, а узоры из геометрических форм, цветовых пятен и линий.

 

 

 

 

 

Изготовлены из цветного пигмента с клеем и разведены водой. Разведенные акварельные краски более жидкие, чем, например, масляные. Их наносят более тонким слоем. Сохнут они очень быстро, поэтому исправить ошибки, допущенные при раскрашивании акварелью, бывает нелегко.

 

 

 

 

 

 

Изготовлены из цветного пигмента, смешанного с химическим связующим веществом. Сами по себе эти краски очень быстро сохнут. Смешанные с определенными химическими веществами, они сохнут медленнее и приобретают некоторые свойства масляных красок.

 

 

 

 

 

 

 

Светлое пятно в том месте, где свет отражается от поверхности нарисованного предмета. Наряду с тенью, художники используют блики, чтобы придать нарисованному предмету вещественную плотность и объем.

 

 

 

 

 

Три цвета, которые получаются при смешивании в равных пропорциях красок двух первичных цветов: оранжевый (смесь красного и желтого), зеленый (смесь синего и желтого) и фиолетовый (смесь красного и синего).

 

 

 

 

 

Краски, изготовленные из цветного пигмента, растертого с клеем, и обязательной примесью белил так, что они получаются матовыми и непрозрачными. Их можно использовать в неразведенном виде, как масляные краски, а можно развести водой и пользоваться почти как акварелью.

 

 

 

 

 

Совокупность орфографических значков (букв алфавита, цифр и знаков препинания), оформленных в одном декоративном стиле. Декоративные шрифты используют для надписей в комиксах и на плакатах, для оформления книг и печатной продукции.

 

 

 

 

 

 

 

Лист бумаги или самоклеящейся пленки, из которых вырезают кусок необходимой формы. Этим куском закрывают определенный участок картины, чтобы на него не попадала краска, пока художник раскрашивает другие участки. Сейчас выпускают и специальную защитную жидкость, которую наносят кистью на участки, не требующие закрашивания, а потом удаляют, потерев пальцем. Обычно защитное покрытие применяют при раскрашивании картинки пневматической кистью.

 

 

 

 

 

 

 

Обрамляющая полоса по краю географической карты, обычно белого цвета. Однако она может быть украшена сложным декоративным орнаментом, особенно на старинных рукописных картах.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Искусство писать красивые декоративные буквы от руки.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Забавный портрет, обычно в мультипликационном стиле, в котором черты человека комически утрированы.

 

 

 

 

 

 

 

 

Декоративная деталь в виде свитка, которую в старину часто использовали для оформления географических карт. Внутри свитка писали различную информацию: название карты, ее масштаб или и то, и другое.

 

 

 

 

 

 

 

Способ организации пространства картины, когда предметы и фигуры на рисунке расположены так, чтобы законченная картина производила впечатление целостного произведения, а не беспорядочного набора отдельных предметов.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Прием наложения краски почти сухой кистью такими движениями, как будто краску втирают в поверхность. Используется для размывания резких и четких контуров или для истончения верхнего слоя краски так, чтобы стал виден слой краски под ним. Цвета при этом получаются мягче.

 

 

 

 

 

 

 

Контрольные линии, которые используются при изображении предметов в перспективе. Их проводят от внешних краев ближайших к зрителю сторон предмета до точек схода на линии горизонта.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Изготовлены из цветного пигмента, смешанного с растительным маслом. Эти густые липкие краски сохнут очень медленно. Их либо используют в чистом, неразведенном виде, либо разводят химическими растворителями (скипидаром или чистым спиртом) для получения более тонких слоев. Если, работая масляными красками, вы ошиблись, удалите неправильные мазки скребком или смойте их растворителем и нанесите краску заново.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Вертикальная подставка для холста (или другой поверхности), на котором художник рисует картину. Удобнее всего пользоваться переносным мольбертом: он легкий, компактный, его можно сложить и носить с собой.

 

 

 

 

 

 

 

 

Простые, часто смешные картинки, которые не претендуют на жизненную достоверность. Однако предметы на них должны быть легко узнаваемы. Этот стиль используют прежде всего в рисованной мультипликации. Рисованные истории, составленные из таких картинок с речью героев и звуковыми эффектами, называют комиксами.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Изображение неодушевленных неподвижных предметов, например цветов или фруктов. Рисование натюрмортов — хорошая практика для начинающего художника, поскольку предметы изображения всегда неподвижны, и у вас будет время как следует их изучить.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Интенсивность и яркость цвета. При раскрашивании цветными карандашами различные оттенки одного цвета можно варьировать в зависимости от силы нажима на карандаш. При раскрашивании красками оттенок зависит от количества воды, которой разводят краску.

 

 

 

 

 

 

 

 

Гладкая дощечка, на которой художник смешивает краски. (Этим термином также обозначают подбор цветовых сочетаний в отдельном произведении живописи.)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Палочки мягкого цветного пигмента, скрепленного небольшим количеством связующего клея. Такие мелки сильно крошатся, поэтому рисовать ими не так просто.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Три основных цвета: красный, синий и желтый. Между собой их можно смешивать для получения других цветов, но получить при смешивании других цветов нельзя.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Совокупность правил построения изображения трехмерных предметов на плоскости. Изображение на картине предметов в соответствии с тем кажущимся изменением их величины, очертаний, четкости, которое обусловлено их удалением от зрителя.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Цветные минералы или химические вещества натурального или искусственного происхождения, которые используют при изготовлении красок и других материалов для рисования. Например, при изготовлении грифеля красного цветного карандаша чистый красный пигмент смешивают с глиной и специальным связующим веществом.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Более дешевый сорт гуаши. При ее изготовлении используют пигменты и клей более низкого качества.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Инструмент для распыления краски на поверхность при помощи сжатого воздуха. Сама кисть с виду похожа на ручку. Длинная гибкая трубка соединяет ее с компрессором, который выдувает воздух через выходное отверстие кисти и одновременно распыляет мелкие капельки краски на поверхность.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Детальное изображение реального человека или животного. Чаще всего на портретах изображено только лицо. Портреты, нарисованные в реалистичной манере, всегда похожи на оригинал. Если же портрет нарисован в нереалистичном стиле, внешнее сходство с оригиналом не обязательно, но характерные черты человека непременно должны быть переданы.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Прием изображения предмета, зрительно укорачивающего, если смотреть на него с определенной точки наблюдения. Например, если смотреть на человека сверху вниз, то кажется, что расстояние между его головой и нижней частью тела короче, чем на самом деле.

 

 

 

 

 

 

 

 

Размер одного предмета по отношению к размеру другого. При изображении предметов в реалистичной манере пропорции нарисованных предметов должны соответствовать их реальным пропорциям.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Это французское слово обозначает технику раскрашивания и затенения рисунка точечной штриховкой, когда разноцветные краски наносят на рисунок меленькими точками чистого цвета. Если смотреть на такую картину с некоторого расстояния, точки сливаются и образуют цвета определенных оттенков и плотности.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Тип раскраски, когда краску наносят несколькими слоями на весь предмет, изображенный на картинке. Самый первый слой краски, поверх которого художник наносит другие слои краски или накладывает тени, называется базовым (основным) тоном.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Стиль, когда художник изображает предметы и сценки, стараясь максимально передать их жизненное правдоподобие.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Участок рисунка, где нет ни теней, ни световых бликов.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Участок нарисованного предмета, закрытый от света, который поэтому кажется темным.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Прием раскрашивания отдельными мелкими точками, а не линиями-штрихами или пятнами цвета. Точечную штриховку можно наносить любыми материалами для раскрашивания: красками, карандашами или цветными фломастерами.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Определенная позиция, выбираемая художником, — место, где находится воображаемый зритель, который смотрит на картину. Например, при рассматривании картинки с изображением небоскреба, нарисованного так, будто художник смотрел на него с большой высоты, вам тоже представляется, что вы смотрите на этот небоскреб сверху вниз.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Точка, в которой зрительно сходятся линии схода при изображении предметов в перспективе.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Изготовлен из частично обожженных кусочков дерева, чаше всего из ивовых и виноградных веточек. Чистый уголь черный, мягкий и рассыпчатый. Линии, проведенные чистым углем, легко размазываются. Его выпускают в виде палочек. Спрессованный уголь представляет собой смесь угля и связующего вещества, поэтому он тверже чистого угля. Его выпускают в виде палочек и карандашей.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Стиль, при котором изображенные предметы легко узнаваемы. При этом вовсе не обязательно, чтобы они были нарисованы в реалистичной манере.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Плотное текстильное полотно, предназначенное для нанесения на него красок. Самый качественный холст получается из чистого льна. Однако хороший холст из смеси хлопка и льна стоит намного дешевле и ничуть не уступает льняному по качеству. Перед началом рисования холст нужно растянуть на специальной раме — ее называют подрамник. Холст должен быть туго натянут и чуть пружинить.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 Их грифели изготовлены из цветного пигмента, глины и связующего вещества. Грифели могут быть самых разных цветов.