Мой сайт


Животные

 

 

Животные отличаются друг от друга не только разнообразными формами тела, но и покровом, который тоже может быть самым разным: от гладкой шкуры лошади до пушистой шубки длинношерстной кошки или блестящего панциря улитки. Этот раздел посвящен рисованию общих очертаний животных и специфическим приемам их раскрашивания.

 

 

 

  Вы сами увидите, что одних животных рисовать очень легко, а с другими придется помучиться. Лучше всего рисовать животных с натуры.


 

Проблема лишь в том, что все они — никудышные модели: не могут долго сохранять неподвижность. Поэтому лучше всего рисовать их по фотографиям. А если у вас есть какое-нибудь домашнее животное, попробуйте нарисовать его, пока оно спит.


 

 Рисовать мультяшных животных намного легче, поскольку их формы сильно упрошены. Однако здесь тоже есть свои сложности. Мультяшные звери должны быть прежде всего забавными, но при этом у каждого надо выявить его характер.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Представьте себе, что тело кошки составлено из простых закругленных фигур. Это поможет вам сделать общий набросок — такой, как внизу страницы. Старайтесь проводить линии плавно. Мягкие, закругленные линии передают изящество и грациозность кошки.

Голова по сравнению с туловищем относительно небольшая. Спинной хребет у кошки длинный и очень гибкий. Хвост — это продолжение хребта, поэтому их надо рисовать сплошной непрерывной линией. Живот кошки обозначают почти прямой линией. Раскрасьте глаза желто-зеленым. Добавьте темно-зеленые штрихи в верхней части глаз и вокруг черных сплошных зрачков. Ноги соединяют с телом высоко, выше уровня живота. Мускулатуру намечают темными линиями. Оттените те части тела, куда не падает прямой свет. Это придаст нарисованной кошке объем.

 

Сначала сделайте набросок общих очертаний тела кошки, как на картинке справа. Потом проработайте линии внешних и внутренних контуров и закрасьте все тело серо-голубым базовым тоном. Штрихи накладывайте так, чтобы бумага просвечивала в самых светлых местах. Это придаст блеск кошачьей шерстке.

 


 

Кошачьи глаза

 

Глаза — самая выразительная часть кошачьей морды. Чтобы они смотрелись живыми и реалистичными, закрасьте их вверху темным тоном, а чем ниже, тем постепенно бледнее. Белые блики придают глазам блеск.

При ярком свете зрачок у кошки сужается в щелочку.

При нормальном освещении зрачок виден как овал средних размеров, заостренный с обоих концов.

В полумраке зрачок расширяется и превращается в черный кружок, который занимает большую часть глаза.

 


Как рисовать голову кошки

Нарисуйте два чуть приплюснутых круга. Вертикальная линия посередине поможет вам ровно расположить симметричные детали по обеим сторонам морды.

Обозначьте нос маленьким перевернутым треугольничком. Конструктивные линии, проведенные от него, помогут вам правильно расположить глаза и уши.

Подправьте форму носа мягкими линиями. Нарисуйте рот в виде перевернутой латинской буквы Y. Сотрите все конструктивные линии. Закрасьте мордочку слоем бледно-бежевого цвета.

 

Глаза и нос вместе образуют V-образную «галочку».
  Череп у кошки широкий и на макушке между ушами закругленный.
  Глаза у кошки сферической формы, свет на них падает одинаково, поэтому блики в обоих глазах должны быть на одном и том же месте.
  Тени на внешних кончиках ушей придают им объем.
  Усы (они будут белыми) рисуйте в последнюю очередь. У корней усов поставьте мелкие точечки.
  Чтобы мордочка с усами зрительно выступала вперед, оттените ее с боков и снизу.

 

 

 

 

Кошки очень подвижные существа. Изобразить их в движении непросто, потому что они передвигаются чрезвычайно быстро и принимают самые неимоверные позы. Начните с простого наброска общих очертаний движущейся кошки. Если ее поза получилась слишком статичной, как на рисунке 1, отложите этот набросок и попробуйте еще раз.
  Работайте над наброском, пока не добьетесь плавных летящих линий. Несколько преувеличенный динамизм этих линий, как на рисунке 2, помогает создать ощущение движения.
  Теперь, когда общие очертания соответствуют вашей задумке, обозначьте контуры тела в виде простых геометрических фигур. На этом этапе пользуйтесь мягким карандашом и не нажимайте на него слишком сильно: линии должны быть бледными и тонкими.
  Подправьте линии и сделайте их четче. Прежде чем приступать к раскрашиванию, сотрите все вспомогательные и неправильные линии. Закрасьте всю кошку бледно-бежевым. Нанесите второй слой бежевого на те участки, которые будут внизу. Теперь можно раскрасить кошку желтовато-коричневыми полосками, как показано на четвертом рисунке.

Положение ног слишком
статично. Нет ощущения, что кошка движется.

Этот набросок динамичнее.
Тело слегка приподнято.

Приподнятые лапы показывают, что кошка делает шаг.

Внешние контуры должны оставаться светлыми. Не надо их обводить темным цветом, иначе картинка будет выглядеть плоской и нереалистичной.

 

Сосредоточенный взгляд говорит о том, что у этой кошки есть какая-то цель.
  Темные отметины можно подчеркнуть широкими полосками акварели.
 Прорисуйте отдельные волоски тонкой кисточкой или остро заточенным цветным карандашом, резкими короткими штрихами. Такой прием позволяет добиться реалистичного эффекта.
  Сочетание закругленных и выпрямленных полос на шерсти помогает создать впечатление напряженных в движении мыши.

 


 

Как раскрасить шерсть

 

Короткая шерсть. Начните раскраску со светлого базового тона. Если используется акварель, она должна высохнуть полностью. Потом закрасьте базовый тон короткими, частыми штрихами более темного цвета.

Длинная шерсть. Здесь штрихи или мазки будут длиннее и реже, с большими пробелами. Эффект пушистости создается за счет объединения нескольких штрихов в отдельные группы.

У кошек породы реке шерсть жесткая и кудрявая. Закрасьте базовый тон рядами коротких, выгнутых штрихов. Базовый тон должен проглядывать в просветах между рядами.

 


 

Отметины и пятна

 

У полосатых кошек светлая шерсть с темными полосками и отметинами. Сначала нанесите слой краски основного тона. Потом раскрасьте полоски, которые повторяют изгибы тела.

Объем белым кошкам придает затенение штриховкой. Если кошка нежится на солнышке или у огня, используйте бежевые или желтые тона. Ночью белая шерсть отливает оттенками синего.

У кошек с белыми пятнами сначала закрасьте темные участки. Края темной штриховки слегка размажьте, чтобы она плавно переходила в белые участки. В самом конце оттените их светлой штриховкой.

 


 

Кошка спрыгивает вниз

 

Собираясь откуда-нибудь спрыгнуть, кошка чуть свешивается вниз, чтобы ей было короче «лететь». Ее задние лапы согнуты: она готовится оттолкнуться и прыгнуть.

На заднем плане обозначено небо, но нет земли. Это значит, что кошка прыгает с высокого забора.
  Раскрасьте шерсть коричневыми и черными пятнами, как на рисунке.

Начинайте раскраску со сплошного бледно-бежевого тона. Грудку, перчатки на лапах и части, которые будут внизу, оставьте белыми.

Овалы, обозначающие грудь и бедра, расположены почти параллельно. Тем самым показано, что кошка удерживает равновесие.
  Голова поднята вверх: кошка высматривает место, куда приземлиться.

 


 

Кошка прыгает вверх

 

При изображении такой динамичной позы туловище и задние лапы кошки должны быть растянуты во всю длину. Голова располагается на одной линии с задними лапами. Тем самым показано, что кошка хорошо удерживает равновесие.

Вытянутый в сторону хвост помогает кошке удерживать равновесие в прыжке.

Лапа должна соприкасаться с мячиком. Все это смотрится так, будто кошка ловко сцапала мячик в прыжке.
  Перчатки на лапах и кончик хвоста закрасьте шоколадно-коричневым, как на рисунке.

Закрасьте кошку светло-бежевым базовым тоном в тех местах, где нет световых бликов.
  Уши и нос закрасьте шоколадно- коричневым.
  Оттените мышцы более темным цветом. Это придаст нарисованной кошке объем.
  Тень за земле указывает, что кошка подпрыгнула.

 

 

 

 

 

По сравнению со взрослыми кошками у котят тела пухлее и круглее, а головы больше по отношению к пропорциям тела. Расстояние между передними и задними лапами у них меньше. Котята смотрятся более неуклюжими и не такими грациозными, как взрослые кошки. Особенно совсем маленькие, как например этот малыш, которому только-только исполнился месяц.

У маленького котенка мордочка чуть приплюснутая.
  Опушенная голова и загнутые книзу усы придают этому котенку сонный и беззащитный вид.
  Короткий, заостренный хвост.
  Голова почти тех же размеров, что и грудь.

Этот котенок слегка отклонился назад на полусогнутых задних лапах. Он только-только научился холить и еще нетвердо держится на ногах. Лапки у котенка толстые и короткие. Подушечки лап достаточно крупные по сравнению с телом.
  Закрасьте шерсть короткими мягкими штрихами. «Мохнатые» внешние контуры создают впечатление пушистости.

 


Котята играют

Оба этих котенка смотрятся несколько неуклюже, как будто им трудно удерживать равновесие. Благодаря этому в картинке ощущается движение. Туловище рыжего котенка расположено параллельно левой передней лапе  черного котенка.

Черный котенок нарисован приемом приближения к точке наблюдения. Подробнее об этом см. в главе "Перспектива".
  Навостренные ушки и задранный кверху хвостик придают рыжему котенку настороженный вид.

 

Рисунок выполнен цветными карандашами на зернистой бумаге. Эта техника раскрашивания подчеркивает мягкую пушистость шерстки котят.

 


Мама-кошка с котятами

Сначала нарисуйте маму-кошку, а потом котят. Котят раскрасьте разными цветами, чтобы картинка получилась яркой и выразительной.

Пунктирные линии обозначают расположение фигур. Котята размешаются равномерно между передними и задними лапами мамы-кошки.
  Хвостики котят располагаются под разными углами. Это придает картинке жизненное правдоподобие.

Котята повернуты к нам спиной. Их лапки поджаты, поэтому мы их не видим.
  Кошка лежит, растянувшись в расслабленной позе. А котята, наоборот, как пушистые шарики тесно прижаты друг к другу.
  Кошка мирно дремлет с закрытыми глазами.

 

 

 

Прежде чем приступать к рисунку, продумайте, какой вид и характер будут у вашей мультяшной кошки. На этой картинке художник подчеркнул пухлую округлость котят и их игривый нрав.

На этом наброске внешние характеристики мультяшных котят несколько преувеличены по отношению к настоящим.
 

Тонкие линии вокруг хвоста перелают движение и оживляют картинку. Настоящие кошки не улыбаются, но мультяшным можно придать любое выражение. Полосатая раскраска: сначала нанесите светло-коричневый тон, а потом добавьте темно-коричневые полоски.

 


Бездомный кот

Уличные коты — настоящие забияки и грубияны. Они едя все, что сумеют поймать или найти на помойке. Эти обаятельные наглецы так и просятся на забавную картинку.

Сначала сделайте набросок из простых геометрических фигур. Законченный рисунок тоже должен быть очень простым.

Местами зазубренный контур тела показывает, что кот взлохмачен. Рваные уши изобличают заядлого драчуна. Широкая ухмылка придает коту залихватский и бойкий вид. Помятые усы топорщатся в стороны. Рыбий скелет в зубах доказывает, что кот прошелся по окрестным помойкам.

 


Кот-хитрюга

Этот сиамский кот явно крадется куда-то не просто так. Что-то он замышляет. Длинное, припавшее к земле тело и волнистый хвост подчеркивают его неслышные мягкие движения. А заостренная голова в виде ромба придает ему хитрый и даже коварный вид.

Хвост напоминает скользящую змею. Тело преувеличенно вытянуто: сразу понятно, что кот припадает к земле, стараясь, чтобы его не заметили. Тело раскрашено бледно-кремовым. Яркие голубые глаза буквально завораживают зрителя. Темно-коричневая маска на морде выглядит зловеще. На лапах - светло-коричневые перчатки.

 

 

 

Дикие кошки с их выразительной, яркой расцветкой и мощными, элегантными телами так и просятся, чтобы их нарисовали. Хотя дикие кошки разительно отличаются от домашних, строение тела у них одинаковое. Нарисованных хищников легко превратить в забавных мультяшных: надо только преувеличить формы их тела и упростить узор шерстки.

 

Тигр

 

Тигр — самый крупный зверь из всего семейства кошачьих. По сравнению с домашней кошкой у него более грузные плечи, лапы толще, кончики лап больше и тяжелее, а голова не так сильно закруглена. При ходьбе тигр держит хвост поджатым, но кончик его задран кверху.

 

Эта картинка раскрашена акварелью. Базовый тон желто-коричневый. Красновато-коричневым закрашены те участки, куда не падает прямой свет. Оставьте несколько белых пятен — например на кончике хвоста, на задней лапе и на животе.
  Черные полосы рисуйте, когда краски базового тона еще чуть-чуть влажные (это создаст размытый эффект — см. внизу страницы).

 

При ходьбе тигр часто свешивает голову, как на этом рисунке. Кончик хвоста у тигров черный.

Размытые серые и коричневые пятна обозначают землю.

 

Как и домашние кошки, тигры навостряют уши в сторону источника звука, чтобы лучше слышать.

Задняя часть ушей тигра черная, с четкими белыми пятнами.

 

Если рисовать черные полосы по слегка влажной краске основного тона, то полосы и тон будут мягко сливаться. Раскраска получится более правдоподобной и  реалистичной.

 


 

Голова тигра

 

У тигра широкая голова, с маленькими круглыми ушками и густой шерстяной бородой вокруг челюсти.

В анфас (то есть прямо спереди) форма тигриной морды овальная.

 


 

Мультяшный тигр

 

Преувеличьте длину и лохматость бороды вокруг челюсти. Это придаст тигру забавный вид, даже если он сердится или злится.

Короткие толстые лапы подчеркивают мощь и силу этого полосатого хищника.

 


 

Гепард

 

Сделайте набросок основных очертаний тела, как на рисунке. Голова у гепарда приплюснутая, поэтому глаза располагаются высоко. Маленькие ушки рисуйте на задней части головы. Лапы у гепарда тонкие и длинные, с маленькими аккуратными стопами.

Хвост загибается кверху.

 

Грудная клетка немного впалая. Живот уходит высоко под задние ноги, как у собак. Контуры тела должны быть мягкими, само тело обтекаемым. Готовый рисунок закрасьте бледным желто-коричневым тоном. Оставьте белые участки: грудь, живот и кончик хвоста.

 

Нанесите второй слой желто-коричневой краски на верхнюю часть головы, спину, плечи, нижнюю часть лап и на стопы. Глаза раскрасьте янтарно-желтым, нос и губы черным. В конце добавьте пятна на шкуре и серые тени на подбородке, груди, животе и внутренней стороне лап.

 

Характерная особенность морды гепарда — две черные полоски от внутренних уголков глаз до уголков губ. Шерсть вокруг носа белая.

 


 

Лев

 

У льва продолговатая крупная морда и тяжелый подбородок. Густая грива бывает только у самцов. Она нередко растрепана и взлохмачена, особенно у старых львов.

Сначала нарисуйте овал — общую форму головы. Потом расположите черты морды. В конце обозначьте гриву.

На макушке грива торчит вверх. Тем самым показано, какая она густая.
  Глаза по сравнению с размерами морды довольно маленькие.
  Густая шерсть под подбородком обозначена черными и темно-серыми завитками.

Здесь грива раскрашена цветными карандашами: красновато-коричневые и темно-серые штрихи нанесены поверх основного, светло-золотистого тона.

 


 

Мультяшный лев

 

Этот лев выглядит очень солидно. Начните с наброска общих очертаний фигуры, как на рисунке справа. Сначала расположите красные части, потом зеленые и в конце синие.

 

Чтобы лев выделялся на бумаге, обведите все контуры толстым фломастером или пером.

Огромная голова придает льву слегка глуповатый вил. Прикрытые глаза указывают на спокойную уверенность в своей власти в джунглях.

 

 

 

Лошади необыкновенно красивые животные. Однако рисовать лошадь непросто, поскольку у нее достаточно сложное строение тела. Рисуя лошадь, очень важно соблюсти точные пропорции. Начните с карандашного наброска, скопировав образец на этой странице. Сначала обозначьте фигуры и линии, показанные здесь красным. Потом добавьте зеленые части и в конце синие.

 

Верхняя линия шеи мягко изгибается, нижняя короче и прямее.
  Внешние контуры задней части крупа, скакательного сустава и щетки над копытом расположены на одной линии.
  Скакательные суставы расположены чуть выше колен передних ног лошади.

Голова составлена из двух овалов (см. следующую страницу).
  Круги, обозначающие грудь и круп, должны быть одинакового размера.
  Задние ноги соединяются с туловищем выше, чем передние, и отклоняются вниз и назад к скакательным суставам.
  Копыта имеют форму скошенного прямоугольничка.

Длина всех желтых линии на наброске одинакова. С помощью этих линий очень удобно сверять размеры частей тела лошади, чтобы соблюсти их расположение по отношению друг к другу и выдержать правильные пропорции.

 

 

Закончив карандашный рисунок, закрасьте всю лошадь светлым желто-золотистым тоном. Постепенно затемните ее шкуру, накладывая слои темно-золотистого и коричневого цвета. Если вы пользуетесь красками, дайте предыдущему слою высохнуть полностью прежде, чем накладывать следующий слой.

Световые блики (места, где просвечивает базовый тон раскраски) на бедрах лошади создают впечатление объема и гладкой лоснящейся шкуры.
  Длинная полоса более темного оттенка вдоль нижней части шеи обозначает выемку, которую называют «яремный желоб».

Хвост раскрашивайте длинными мазками или штрихами белого, желтого и серого цвета.
  Тени на внутренней стороне ног придают им объем.

 


 

Лошадиная голова

 

Чтобы воссоздать основную часть головы, начертите 6ольшой наклонный овал. Внизу, чуть внахлест, добавьте второй овал, поменьше и с меньшим наклоном. Это будет нос. Зелеными линиями обозначены общие контуры головы и шеи.

Конструктивные линии помогают правильно расположить черты морды.

 

 

  Этот отрезок...

 

 

 

....немного короче этого.
Этот отрезок примерно вдвое меньше предыдущего.

Подправьте общие контуры и сотрите все конструктивные и вспомогательные линии. Закрасьте всю голову светло-золотистым тоном. В местах, где будут световые блики, бумага должна просвечивать через краску.

 

Нарисуйте тонкие и загнутые ресницы.
  Глаза закрасьте черным. Не забудьте про белые точки-блики: глаза засияют.
  Темные тени внутри ноздрей придают им объем.
  Мягкие мазки на морде у лошади создают впечатление бархатистой шкурки.
  Сильный контраст между участками тени и бликов подчеркивает форму головы, придает ей объем и выразительность.
  Масть этой лошади называется «пегая с белой гривой». У нее золотистая шкура и белые или светло-желтые грива и хвост.

 


 

Вариации базовых форм

 

Общее строение головы у всех лошадей одинаковое, но пропорции могут варьироваться. Например, у белого жеребенка справа морда более вытянутая и не столь четко вылепленная по сравнению со взрослой лошадью. На крайнем справа рисунке изображена лошадь в уздечке. Изогнутые линии ремешков помогают создать объем.

 

 

 

 

 

Существует четыре вида движений лошади, или аллюра. Примеры изображения всех четырех даны на этих страницах. Здесь также последовательно разбирается техника раскрашивания лошади цветными карандашами.

 

Шаг

 

Ровный медленный аллюр, когда лошадь переставляет — приподнимает и опускает — каждую ногу по очереди. Сначала сделайте карандашный набросок общих очертаний лошади, как на первом рисунке. Когда все пропорции будут соблюдены, обозначьте внешние контуры тела, чтобы получился готовый рисунок.

Шея слегка наклонена и расслаблена.
  Прежде чем приступать к раскрашиванию, обозначьте расположение глаз, ноздрей, рта и гривы.
  Сотрите все неправильные линии, чтобы четко просматривались готовые контуры рисунка.
  Когда лошадь приподнимает ногу, копыто повернуто назад.

 


 

Рысь

 

Пружинистое движение на два такта — бег, при котором лошадь одновременно ставит на землю две ноги, расположенные по диагонали. Начинайте раскрашивать. Сначала закрасьте все тело лошади ровным слоем светлого базового тона.

Шея слегка выгнута и приподнята.
  Голова поставлена высоко, но при этом неподвижна.
  Закрасьте гриву, хвост и нижние части ног очень бледным цветом.
  Хвост слегка развевается, и кажется, что лошадь движется.
  Нанесите второй слой того же оттенка, что и базовый тон, на те участки, которые будут в тени.

 


 

Кентер (легкий галоп)

 

Бег вприпрыжку на три такта, при котором лошадь переставляет сначала одну заднюю ногу, потом одновременно две ноги, расположенные по диагонали, и в конце одну переднюю ногу. При раскрашивании нанесите слой красновато-коричневого цвета по всему телу лошади так, чтобы базовый тон просвечивал на тех участках, куда падет прямой свет.

Грива колышется вверх-вниз.
  Хвост развевается в воздухе. Он чуть приподнят и движется из стороны в сторону.
  Подчеркните форму сгибающих мыши красновато-коричневыми штрихами. Эти мышцы четче всего проступают на передних и задних ногах, на шее и плечах бегущей лошади.
  Голова поставлена высоко. Когда лошадь идет легким галопом, голова у нее покачивается.
  Выразительная темно-серая штриховка придает объем морде, гриве, хвосту, нижней части ног и копытам.
  Участки, которые будут в тени, закрасьте вторым слоем красновато-коричневого.

 


 

Галоп

 

Самый быстрый и впечатляющий лошадиный бег. Все тело лошади предельно напряжено.

Голова и шея вытянуты вперед.
  Летящая грива и развевающийся на ветру хвост создают впечатление быстрого, стремительного бега.
  Длинные штрихи черным карандашом придают хвосту и гриве объем. А чтобы они не выглядели плотными и застывшими, добавьте тонкие белые штрихи на кончиках волос.
  Нанесите еще один слой красновато-коричневого на нижние части тела, а также под выступающие мышцы и вдоль спины. Участки, которые находятся в самой тени, слегка заштрихуйте черным.

 

 

 

Лошади очень подвижны. Это нервные животные. Если они испуганы или возбуждены, они взвиваются на дыбы. Изображения лошади, поднявшейся на дыбы, получаются очень динамичными и интересными. Внизу на странице лается подробное описание техники раскрашивания пегой (черно-белой) лошади акварельными красками. Начните рисунок с наброска общих очертаний, обозначенных красными, синими и зелеными линиями на маленькой картинке справа.

Слегка оттените кончик морды бледно-розовой размытой акварелью.
  Темный, непрозрачный слой черной краски накладывайте только там, где лежат глубокие тени.
  Хвост и грива окрашены так же, как и части тела, из которых они растут.
  Розовато-бежевая акварель и штрихи серым карандашом придают копытам объем и текстуру.
  Левая передняя нога расположена почти под прямым углом к линии центра тяжести.
  Чтобы черный хвост не выглядел слишком плотным и застывшим, добавьте белым карандашом тонкие штрихи на кончиках волос.

 

Прежде чем приступать к раскрашиванию, обозначьте границы темных пятен, а также глаза, ноздри и рот.

Темные пятна закрасьте тонким слоем лиловой или фиолетовой краски. Белые участки оттените бледными пятнами серого — это придаст им объем.

Закрасьте темные пятна черным. В тех местах, где на теле лошади лежат световые блики, сквозь черную краску должны просвечивать фиолетовый слой или белая бумага.

 


 

Лошадь берёт барьер

 

Эта картинка смотрится очень живо и динамично из-за специфического ракурса изображения. Сильный контраст между затененными и светлыми участками усиливает впечатление стремительного движения. Для теневой заштриховки светлых участков здесь был использован твердый карандаш (твердости 3Н). Глаза лошади, жакет и сапожки наездницы закрашены более мягким карандашом (НВ) - подробнее о видах и свойствах карандашей см. в главе «Принадлежности для рисования».

Зеленые конструктивные линии помогают выдержать точные пропорции и правильно расположить детали рисунка по отношению друг к другу.

На рисунке вверху три основных овала, составляющих тело лошади, расположены внахлест. Лошадь прыгает прямо на нас, поэтому она нам видна только спереди.

 

Колени наездницы располагаются на одном уровне с верхней частью носа лошади (по горизонтальному ремню уздечки).
  Задние копыта остаются практически незакрашенными и поэтому зрительно как бы отдаляются от нас.

Поскольку лошадь приближается к нам, ее передние копыта кажутся больше задних. Этот прием, когда фигура или предмет изображаются в перспективе (то есть в соответствии с кажущимися изменениями пропорций и очертаний, обусловленных степенью отдаленности от зрителя), называется приближением к точке наблюдения (см. в главе «Перспектива»).

 

 

 

Конкур — основной вид конного спорта. Это преодоление барьеров и препятствий на определенном маршруте, который может состоять из множества сложных поворотов. Здесь оценивается не только мастерство наездника, но и степень подготовки лошади: как она выезжена, хорошо ли слушается наездника. Картинка раскрашена гуашью для усиления динамического эффекта. Лошадь изображена в таком ракурсе, что кажется, будто мы смотрим на нее снизу вверх. Такой прием помогает создать впечатление высокого прыжка. Картинка получается выразительнее. Последовательно выполните все действия, описанные на этой странице. Начните с простого наброска схематичных очертаний фигур и обшей композиции (см. первый рисунок).

Расстояние между ушами и тетками над копытами...

....примерно равно расстоянию между щетками нал копытами и основанием барьера.

Сначала сделайте набросок лошади, потом наездника. В последнюю очередь обозначьте барьер.

 

Подправьте линии чернового наброска так, чтобы у вас получился готовый рисунок. Линии должны быть легкими, без нажима, контуры плавными, очертания фигур обтекаемыми. Сотрите все лишние линии. Прорисуйте барьер детальнее, чтобы он выглядел реалистично.

Спина наездника расположена параллельно шее лошади.
  Обозначьте лошадиную сбрую, глаза, ноздри и рот.
  Для чернового наброска используйте очень мягкий карандаш (например, 2В). Подробнее о видах и свойствах карандашей см. в главе
«Принадлежности для рисования».

 

Закрасьте всю лошадь серым основным тоном (как на ее задней части). Наездника и барьер раскрасьте ровными слоями краски соответствующих цветов. Придайте телу лошади объем, обозначив световые блики и тени (как на передней части лошади).

Попробуйте себе представить, где рельефное тело лошади отражает свет: в этих местах располагаются световые блики.
  Длинные полосы бликов и тени вдоль передних ног лошади передают напряжение мыши.
  В рамочке на следующей странице подробно описано, как раскрасить копыта и глаза.

 


 

Раскраска деталей

 

Базовый тон коричневато-серый. Оттените его изогнутыми штрихами спереди, сзади и сверху.

Мягкие темные и светлые полоски, расположенные очень близко друг к другу, передают роговую текстуру копыта.

Сделайте карандашный набросок глаза и верхнего века. Глаз закрасьте черным, веко темно-серым.

Ободок глаза насыщенно-черный. Белые блики лежат на глазу и по краю век.

 

Густым черным цветом закрашивайте только те участки, которые находятся в самой тени. Раскрасьте лошадь различными оттенками серого, чтобы передать ощущение переливающейся лоснящейся шкуры. Белый блик на колене ближайшей к зрителю передней ноги не дает ей сливаться со второй ногой.

Раскрасьте шкуру, накладывая мазки по направлению роста волос. Так шкура лошади будет смотреться гладкой и ухоженной.
  Барьер прорисован не очень детально. Это сделано для того, чтобы не отвлекать внимание от лошади: она основная фигура композиции.
  Чтобы сфокусировать внимание зрителя на лошади и наезднике, не раскрашивайте задний план. Оставьте его белым.

 

 

 

На нескольких следующих страницах приведены примеры изображения различных животных. Одни выполнены в реалистичной манере, другие в стиле мультипликационной графики — чтобы вам было удобнее сравнить особенности той и другой техники рисунка.

 

Жираф

 

Рост взрослых жирафов — около пяти метров. Жирафа следует рисовать на листе бумаги, длина которого больше его ширины (то есть в формате «портрет»). Тем самым вы заострите внимание на гигантском росте этого животного.

Сначала сделайте набросок общих очертаний туловища в виде большого треугольника, как на картинке.
 Голову обозначьте маленьким треугольничком.

 

Алина шеи составляет примерно половину роста жирафа.
  Жирафа раскрасьте акварельными красками. Сначала слегка намочите бумагу чистой водой. Потом закрасьте всего жирафа светлым желто-бежевым тоном.
  Темно-коричневые пятна нанесите поверх непросохшего (чуть влажного) базового тона. Края пятен получатся немного размытыми, переход цветов будет плавным: это создаст впечатление мягкой бархатистой шкуры.

 

Рисуя мультяшного жирафа, преувеличьте длину и гибкость его шеи.
  Полуприкрытые глаза придают ему вялый и сонный вил.
 Мультяшного жирафа раскрасьте яркими цветными фломастерами.
  Все контуры обведите жирными черными  линиями — фломастером или ручкой.

 


 

Зебра

 

Строение тела у зебры такое же, как у лошади, только туловище и грива короче. Все зебры полосатые, но узор и расположение полос у всех разные.

Сделайте карандашный набросок фигуры и обозначьте расположение полос.
  Участки, которые будут в тени (например, живот и нижнюю часть шеи), закрасьте светло-серым.

 

Полосы закрасьте черной краской или черным карандашом.
  Зебра машет хвостом — отгоняет мух.

 


 

Слон

 

У слона жесткая морщинистая кожа. Правдоподобно изобразить ее довольно сложно. На этой картинке нарисован африканский слон. Уши у него крупнее, чем у индийского. Сначала сделайте карандашный набросок общих очертаний тела и головы, потом дорисуйте ноги и уши, а в самом конце хобот и хвост.

Набросок делайте легко, без нажима, чтобы линии, проведенные карандашом, не просвечивали через краску.

Раскрасьте слона акварелью в несколько слоев. Начинайте с серого базового тона.
  Пока основной тон еще влажный, нанесите поверх него песочно-коричневые пятна на теле и темно-серые тени.
  Когда вся краска высохнет полностью, тонкой кисточкой прорисуйте морщины

 


 

Кенгуру

 

Чтобы подчеркнуть стремительное движение кенгуру, напрягшегося в прыжке, нарисуйте его на листе бумаги, ширина которого больше его длины (то есть в формате «пейзаж»).

Голова по сравнению с остальным телом относительно маленькая.
  Туловище сужается к шее и почти параллельно земле.
  Задние лапы крупные, мощные.

 

Сначала нанесите сплошной базовый тон красновато-коричневой акварели. Когда краска высохнет, нанесите еще один слой краски того же цвета, но уже оставляя участки световых бликов.
  Придайте изображению объем, добавив темно-коричневые тени. Глаза, уши и кончики лап подкрасьте серым.

 

Рисуя мультяшного кенгуру, преувеличьте размеры носа, кончиков лап и ушей. Можно нарисовать и сумку, из которой высовывается любопытный кенгуренок.

 


 

Бегемот

 

Общее строение тела у бегемота такое же, как у слона. Только у бегемота туловище поприземистее, а ноги покороче. Выбираясь на сушу, бегемот держит голову низко опущенной. Начинайте раскрашивать его со сплошного базового тона розовато-коричневой акварели.

Белые пятна на морде и на отдельных частях тела придают коже влажный и как бы блестящий на солнце вид.
  Самые темные участки закрасьте серым.

 

 

 

 

При изображении зверюшек в стиле мультипликационной графики обычно подчеркивают их самые характерные, запоминающиеся черты. У мультяшных зверей часто человеческие выражения мордашек, и они действуют как люди.
  Когда карандашный набросок готов, обведите законченные внешние и внутренние контуры черным фломастером или пером. Потом раскрасьте своего зверя яркими цветными фломастерами.

 

Слоёнок

 

Настоящие слоны не ходят на задних ногах, но мультяшному слоненку это вполне по силам. Он даже умеет танцевать на задних ногах.

Розовая кожа подчеркивает неправдоподобный характер рисунка.
  Улыбка на мордашке у слоненка почти человеческая.

 


 

Тукан

 

Огромный, ярко раскрашенный клюв и большие выпученные глаза тукана так и просятся на картинку в мультипликационном стиле. Тело закрасьте сплошным черным цветом. Это подчеркивает лоск глянцевых перьев тукана и создает резкий контраст с ярким клювом.

 


 

Панда

 

Яркая контрастная раскраска панды замечательно смотрится на картинке в стиле мультипликационной графики. Попробуйте нарисовать панду в зарослях бамбука.

Довольное выражение мордочки говорит о том, что панде нравятся сочные молодые побеги.

 


 

Верблюд

 

У мультяшного верблюда аккуратный горб, шишковатые коленки и лохматая борода на шее.

Полуприкрытые глаза придают ему надменный вид.

 


 

Носорог

 

Настоящие носороги не бывают голубыми, но мультяшного можно раскрасить в любой цвет. Необычная раскраска сразу обращает на себя внимание и придает рисунку выразительность.

 


 

Бегемот

 

У мультяшного бегемота неправдоподобно большая челюсть, а ноги очень толстые и короткие. Сравните этого милого бегемотика с настоящим из главы «Другие животные».

 


 

Муравьед

 

У муравьеда достаточно необычное строение тела, очень подходящее для мультипликационного изображения. Самые характерные его черты — длинное рыльце и большие уши.

Настоящие муравьеды коричневые, а не голубые.

 


 

Ёжики

 

У мультяшного ежика круглое туловище, заостренная мордочка и взлохмаченные иголки. Начните с наброска общих очертаний туловища и головы в виде двух овалов, как на картинке. Кончик носа обозначьте маленьким кружочком.

Иголки рисуйте короткими штрихами, пером или фломастером.

Простодушные, улыбающиеся мордочки ежиков говорят о том, что это дружелюбные, безвредные существа.

 


 

Белка

 

Пухлые щеки белки, набитые орехами, подчеркните широкой улыбкой. У этого щекастого зверька большие острые зубки и пушистый хвост.

Орех в лапах у белки почти с ее голову.

Хвост почти тех же размеров, что и все тело.

 


 

Свинка

 

Грузное круглое тело свинки очень легко изобразить в стиле мультипликационной графики. Основу рисунка составляют три круга: один — это туловище, второй — голова, третий — пятачок.

Закрученный хвостик.
  Толстые ножки.
  Треугольные уши.
  Свинку можно закрасить пятнами, как будто она вывалялась в грязи.
  По сравнению с размерами туловища ножки маленькие.

Рисовать свинку, составленную из кружков, очень просто.

 


 

Лиса

 

Вытянутый заостренный нос и узкие глаза-щелочки, полуприкрытые веками, подчеркивают, что перед нами настоящая хитрюга.

Усы рисуйте тонким пером.

 


 

Овечка

 

Внешние контуры рисунка обведите линией в виде частых завитков, обозначив тем самым кудрявую шерсть. Мордочка у овечки сонная и добрая. У мультяшных ягнят шея и ноги длиннее, чем у взрослой мультяшной овечки.

Туловище имеет форму обтекаемого прямоугольника.

Ноги можно закрасить черным
  Полуприкрытые веками глаза придают овечке сонный вид.

У ягнят ноги тоже покрыты курчавой шерстью.

 

 

 

С изобразительной точки зрения морские животные отличаются от сухопутных прежде всего своеобразным строением тела. Рисовать их — как в реалистичной манере, так и в стиле мультипликационной графики — увлекательно, но не просто.

 

Морская черепаха

 

Фигура черепахи составлена из овала (панцирь) и листообразных форм (ласты и голова). Панцирь черепахи похож на пластину костяной брони.

Черепаху раскрасьте акварелью. Начните с базового тона самого светлого цвета.
  В тех местах, где от панциря отражается свет, оставьте белые блики.

 


 

Морской конёк

 

Тело морского конька состоит из изогнутых форм. Голова по форме напоминает лошадиную. Хвост загибается внутрь спиралью.

Тонкие полупрозрачные плавники раскрасьте цветными карандашами.
   Поставьте белые точечки-блики на ребристых выступах на теле морского конька.

 


 

Акула

 

Тело мультяшной акулы представляет собой заостренный овал. На середине спины располагается треугольный плавник. Закончив набросок основных очертаний, дорисуйте остальные плавники, жабры и черты морды.

Зазубренный, покусанный хвост говорит о том, что эта акула не раз побывала в драке.
   Напряженный и злющий взгляд свидетельствует, что акула готова схватить добычу.
   Острые, треугольные зубы отклонены назад.

 


 

Тропические рыбки

 

Слева даны примеры разнообразных форм рыбок и их яркой окраски. У тропических рыб весьма экзотические плавники и хвосты.

 


 

Гигантский осьминог

 

Сначала сделайте набросок головы в форме яйца, потом дорисуйте щупальца — сколько получится. А всего их у осьминога восемь.

На нижней части щупальцев располагаются присоски.

 

 

 

Птиц и летающих зверей рисовать очень непросто. Редко когда выпадает возможность внимательно рассмотреть их вблизи. К тому же они очень подвижны. Если вы рисуете этих животных с натуры, сначала сделайте несколько быстрых набросков. Не старайтесь сразу рисовать законченную картинку во всех деталях. Но лучше всего срисовывать их с фотографий из книжек или со снимков, которые вы сделали сами.

 

Птицы

 

У большинства птиц есть крылья, а их обтекаемые тела покрыты перьями. Крылья прикреплены к позвоночнику так, что они выступают из верхней части спины, а не с боков. Наброски общих базовых очертаний этих двух крачек помогут вам изобразить и других птиц в полете.

Крылья всегда согнуты симметрично (в одних и тех же местах) и слегка загибаются назад.
   Когда взмах крыльев направлен вниз, они выгибаются аркой.
   Тени наносите светлым оттенком голубовато-серого.

 


 

Летающие мыши

 

Летучую мышь можно нарисовать в виде темного силуэта с обозначенными на нем чертами мордочки. Силуэты удобно закрашивать черным фломастером.

 


 

Курица и петух

 

Начинайте набросок курицы с фигур, обозначенных красным. Потом дорисуйте заднюю часть, хвост и шею, обозначенные синим. В самом конце дорисуйте ноги и пальцы. Общие контуры петуха рисуйте длинными изогнутыми линиями. Гребешок у петуха больше, чем у курицы, а его оперение раскрашено ярче.

Курицу раскрасьте слоями:
сначала нанесите базовый тон светло-коричневой акварели, а поверх него — темные мазки.

Гребешок петуха раскрасьте ярко-красным.

 


 

Бабочки

 

Чтобы изобразить бабочку в разных ракурсах, скопируйте и вырежьте контуры, обозначенные красным и зеленым. Согните крылья бумажной бабочки под нужным углом. Это будет ваша модель.

Эти бабочки раскрашены пастелью. Мягкие, чуть смазанные цвета воспроизводят текстуру пыльцы на ее крыльях. Можно использовать и цветные карандаши.

 

 

 

Чтобы изобразить мельчайшие детали на теле насекомых (например, крошечные волоски или мелкие пятнышки), рисуйте их в увеличенном масштабе, как будто вы смотрите на них через лупу или с очень близкого расстояния.

 

Муравей

 

Как у большинства насекомых, у муравья шесть ног, а его туловище разделено на три части: голова, грудная клетка и брюшко. На рисунке изображен коричневый муравей, но есть и другие разновидности, например рыжие или черные.

Сначала сделайте набросок тела. Потом дорисуйте ножки и усики. Этот муравей несет листок.
   Закрасьте муравья сплошным тоном, но оставьте светлые блики и слегка оттените некоторые части.

 


 

Паук

 

Паука рисовать очень просто: овальное тело и тонкие длинные ножки. На рисунке изображен садовый паук, у которого на спине явственно виден узор в виде белого креста.

Сначала сделайте набросок тела, потом дорисуйте восемь длинных и тонких ножек.
   Более темную акварельную краску накладывайте по непросохшему слою базового тона. Либо оставьте крест на спине незакрашенным, либо, как на рисунке, закрасьте всего паука коричневым, а потом дорисуйте крест белой гуашью.
   Обозначьте фон размытыми пятнами серого и зеленого. Поверх пятен фона нарисуйте гуашью паутину. Работайте тонкой кисточкой.

 


 

Улитка

 

Панцирь улитки закручен спиралью в направлении против часовой стрелки, причем не только снаружи, но и внутри. Эта внутренняя спираль поддерживает мягкое тело улитки.

Сначала нарисуйте панцирь.
   Сделайте грубый набросок спирального завитка.

Белой, сильно разбавленной акварелью изобразите полупрозрачный след слизи, оставленный ползущей улиткой.
   Световые блики подчеркивают, что панцирь у улитки твердый, блестящий и мелко ребристый.

 


 

Таракан

 

Панцирь у таракана не цельный, а состоит из пластин-сегментов. Это придает насекомому большую гибкость.

Панцирь у таракана не цельный, а состоит из пластин-сегментов. Это придает насекомому большую гибкость.
   Закрасьте всего таракана (кроме участков световых бликов) слоем светло-коричневой акварели. Бока и переднюю часть подкрасьте более темным цветом. Блики подчеркивают, что твердый панцирь отражает свет.
   Самые темные участки тени закрасьте, черной акварелью.
   Бледные мазки светло-коричневой акварели, заштрихованные карандашом на оттенок темнее, обозначают деревянную поверхность.