Мой сайт


Динозавры и доисторическая жизнь

 

 

 

 

Последние динозавры вымерли примерно 65 млн лет назад. Однако мы знаем, как они выглядели, потому что их скелеты и даже окаменелые тела сохранились. Правда, никто не знает, какого цвета они были. Поэтому свои рисунки вы можете раскрасить любым цветом.

 

Диплодок

 

Диплодок — один из самых больших динозавров. Алина его тела от носа до кончика хвоста иногда достигала 27 м — почти целый теннисный корт! Приступая к наброску, сначала нарисуйте большой овал. Это будет ту ловите. Потом дорисуйте длинную шею и хвост.

Хвост намного длиннее шеи.
   Голова очень маленькая и слегка заостряется к носу.
   Ноги по сравнению с туловищем короткие.
   Кончик хвоста очень тонкий. Не исключено, что диплодок пользовался им как хлыстом в схватках с врагами.

 

У диплодоков была толстая кожистая шкура, похожая на шкуру слона. Раскрасьте диплодока слоями зеленой акварели, как указано ниже.

Когда все слои зеленой акварели полностью высохнут, изобразите по всему телу тонкой кисточкой темно-зеленые ребристые складки.
   На узких частях тела (на шее, хвосте и ногах) ребристые складки должны быть короче.
   В местах световых бликов (вдоль хребта и хвоста) нижний слой светло-зеленой краски просвечивает сквозь верхние слои.
   Левые ноги (переднюю и заднюю) закрасьте самым темным оттенком зеленого - так вы углубите тени.
   Для раскраски участков, которые будут в тени, используйте густую (почти не разведенную водой) краску темного оттенка.

 Тонкими мазками густой белой гуаши нанесите дополнительные световые блики на некоторые выступающие участки, куда падает свет.
    Длинная ребристая полоса вдоль шеи обозначает мощную мускулатуру и придает рисунку объем.

 


 

Модель диплодока

 

Если вы хотите изобразить диплодока в различных ракурсах, вам очень поможет простая модель, вылепленная из пластилина.

Обратите внимание на тени у вашей модели. На законченном рисунке правильно расположенные участки тени придают изображению объем.

Вылепить надо семь составных частей: туловище, шею, хвост и четыре ноги и соединить их в фигурку.
   Модель не должна быть слишком большой, иначе тяжелая шея не будет держаться на туловище под нужным углом.

Поставьте модель на картон, чтобы ее было удобно поворачивать и двигать по столу.

 


 

Стегозавр

 

Тонкими мазками густой белой гуаши нанесите дополнительные световые блики на некоторые выступающие участки, куда падает свет. Длинная ребристая полоса вдоль шеи обозначает мощную мускулатуру и придает рисунку объем. Общие очертания тела стегозавра почти не отличаются от диплодока, только у стегозавра хвост и шея короче туловища. У него также есть характерные внешние особенности (гребень из костных пластин), которые нужно включить уже в первоначальный набросок.

Голова свешивается к земле. Задние ноги толще и длиннее передних.

Ромбовидные костные пластины проходят вдоль всего хребта — от шеи до хвоста.
   Закрасьте всего стегозавра сплошным слоем светлой акварельной краски. Когда она высохнет, более темным оттенком закрасьте участки, находящиеся в тени.
   Покройте все тело точками густой белой краски. На участках, находящихся в тени, точки наносите белой краской, смешанной с краской основного тона.
   Тень на земле под стегозавром подчеркивает вес его тяжелого тела.
   Ноги и костные пластины, расположенные дальше от зрителя, закрасьте более темным тоном. Тем самым вы их зрительно как бы отдалите.
   Загнутыми кверху «бивнями» на хвосте стегозавр, вероятно, пользовался как оружием в драке с врагами.

 


 

Приемы раскраски кожи

 

Чтобы кожа выглядела пупырчатой, сначала нанесите базовый тон и тени акварельными красками, а потом, пользуясь штриховальной кисточкой, закрасьте все мелкими точечными мазками более темной краски.

Складчатую кожистую шкуру раскрасьте цветными карандашами. Сначала покройте все тело светлым тоном, а потом прорисуйте ребристые складки более темным цветом.

 

 

 

Мультяшный тираннозавр ведет себя именно так, как и положено настоящему хищному ящеру: он свирепый и злобный. Однако он все же мультяшный и поэтому вовсе не страшный. Внизу страницы подробно рассказано, как раскрасить этого хищного симпатягу при помощи специальной защитной жидкости (или резинового клея) и акварельных красок. Раскрашенная так кожа тираннозавра выглядит шершавой и пупырчатой. Защитную жидкость можно купить в магазинах и художественных салонах, где продаются принадлежности для рисования и живописи.

Начните с наброска основных очертаний фигуры.
   Потом дорисуйте голову, хвост и лапы.

Мощные задние лапы хорошо уравновешивают тираннозавра. Нарисованная фигура выглядит устойчивой.

На следующих двух страницах даны описания других приемов раскрашивания тираннозавра.
   Хмурый взгляд придает этому тираннозавру злобный вид.
   Тело тираннозавра слегка наклонено вперед. Такая поза выражает агрессивность.
   Передним лапам можно придать такое положение, как будто тираннозавр готовится схватить добычу. У настоящих тираннозавров передние лапы были такие маленькие и неразвитые, что вообще ни на что не годились.
   Большой хвост, раскачивающийся из стороны в сторону, подчеркивает силу и агрессивный характер этого могучего ящера.
   На груди и на животе кожа тираннозавра складчатая и ребристая, а на всем остальном теле пупырчатая. Выделите эти участки, раскрасив их другим цветом.
   Левая задняя лапа должна располагаться под животом, иначе фигура получится неустойчивой — как будто тираннозавр вот-вот упадет.

 


 

Как раскрасить кожу

 

Закрасьте некоторые участки тела тираннозавра защитной жидкостью. Возьмите старую кисточку, так как кисточки от этой жидкости портятся и их уже нельзя будет использовать для рисования красками.

Когда защитная жидкость высохнет, раскрасьте тираннозавра несколькими цветами акварели. Начинайте со слоя краски самого светлого тона.

Когда вся краска высохнет, сотрите затвердевшую защитную жидкость, потерев ее пальцем. На рисунке откроются незакрашенные участки.

Защитная жидкость обозначена здесь серыми пятнами.

Краска не прилипает к участкам, замазанным защитной жидкостью.

Раскрасьте незакрашенные участки, как показано на большой картинке вверху.

 


 

Правильно сбалансированная фигура

 

При изображении динозавров, стоящих на двух ногах, часто возникает такая проблема: фигура не удерживает равновесия, и от этого ящер смотрится слабым и уязвимым. При правильно сбалансированной фигуре на ногу, выставленную вперед, должно приходиться такое же количество веса, как и на ногу, отставленную назад. Фигуру таких динозавров нужно выстраивать вокруг вертикальной линии центра тяжести.

Динозавр , «заваливается» назад.

Передняя часть перевешивает заднюю.

С обеих сторон от линии центра тяжести должно располагаться равное количество туши ящера (включая ноги).

 


 

Сердитый трицератопс

 

Трицератопс, или трехрогий динозавр, был злым и свирепым, хотя и травоядным животным. Кожистый «воротник», три рога и рот в форме клюва делают нарисованного трицератопса очень выразительным. А чтобы ящер смотрелся сердитым, нарисуйте ему выпученные глаза, нахмуренные брови и загнутый книзу рот.

Начните с наброска общих очертаний фигуры.
 Потом схематично обозначьте голову, широкий складчатый «воротник», хвост и ноги.

Прорисуйте черты морды и рога.
   Брови трицератопса должны быть сердито нахмурены.
   Пальцы с ногтями придают лапам реалистичность.

Раскрасьте трицератопса с помощью тех же приемов, которые вы применяли при раскрашивании тираннозавра.
   Прежде чем раскрашивать, замажьте некоторые участки тела ящера защитной жидкостью.
   Отметины на коже трицератопса раскрашивайте оранжевой, желтой и коричневой красками.
   Нанесите дополнительные светлые отметины цветными карандашами или мелкими мазками светлой акварели.
   На этом рисунке у трицератопса видна стопа одной из передних ног, что создает ощущение движения.
   Выделите формы частей тела трицератопса: обведите внешние и внутренние контуры тонкой линией, используя темно-серую акварель.

 

 

 

 

Если изобразить динозавра в стиле мультипликационной графики, ему можно придать определенные черты характера и даже выразить его настроение — в точности как у человека. А чтобы рисунок получился еще забавнее, пусть характеры нарисованных динозавров отличаются от их настоящих характеров. Например, мы знаем, что тираннозавры были свирепыми и кровожадными хищниками. А тираннозаврик на этой картинке тихий, скромный и даже застенчивый.

 

Сначала сделайте набросок общих очертаний туловища и хвоста.
   Потом дорисуйте шею и голову. Форма головы слегка грушевидная.
   Задние лапы должны быть большими и мощными.
   Выпученные глаза располагаются почти  на макушке.

Раскрасьте тираннозавра в технике раскрашивания с предыдущей страницы защитной жидкостью и акварельными красками.
   Прямая напряженная поза придает тираннозавру испуганный вид.
   Рот, опушенный вниз, и опасливый взгляд через плечо указывают на то, что тираннозавр встревожен.
   Слегка смешайте краски на границе разноцветных участков, потерев их влажной кисточкой.
   Когда краски высохнут полностью, обведите внешние и внутренние контуры фигуры тонкой кисточкой с темно-серой краской.

 


 

Эуоплоцефал

 

Эуоплоцефалы были мирными травоядными ящерами. Крепкий панцирь защищал их от кровожадных хищников типа тираннозавров. Этот мультяшный эуоплоцефал выглядит очень сердитым. Наверное, кто-то из недругов вывел его из себя, и он собирается отомстить за все обиды.

 

На кончике хвоста нарисуйте кружок с двумя костными рожками.
   Коренастое тело выглядит чуть неуклюжим, но мощным.
   Шея очень короткая. Голова овальная, чуть сплющенная.

На кончике хвоста есть крупные костные выступы. Таким хвостом можно действовать как дубиной, чтобы отбиваться от врагов.
   Костная текстура выступов-рожек подчеркнута желтыми мазками.
   Поверх светлого розовато-лилового тона нанесите краски более темных оттенков, чтобы придать объем пластинам панциря.
   Из-за оранжевых глаз, как бы горящих яростью, динозавр выглядит особенно сердитым.
   Сердито нахмуренные брови и рот, опушенный вниз, говорят о том, что эуоплоцефал очень рассержен.

 


 

Паразауролоф

 

Паразауролофы бегали очень быстро. Можно изобразить паразауролофа в позе спортсмена-6егуна, очень самонадеянного и надменного. Ведь он уверен, что тот неуклюжий хищник, который его преследует, никогда за ним не угонится.

 

Приподнятый над землей хвост, как бы развевающийся в воздухе, подчеркивает скорость бегущего паразaуролофа.
   Туловище наклонено вперед, чтобы усилить впечатление стремительного бега.

Темные пятна краски наносите поверх непросохшего светлого слоя.
   Подробнее о раскрашивании кожистой шкуры динозавров см. в главе "Динозавры-гиганты".
   Закрытые глаза и легкая усмешка придают мультяшному паразауролофу надменный и самодовольный вид.
   Дуя в свой длинный гребень, как в трубу, паразауролофы издавали громкие звуки, похожие на рев.
   На бегу ящер размахивает передними лапами взад-вперед — в точности как человек.
  Резко согнутая в колене и отведенная назад и вверх задняя лапа придает этому ящеру вид профессионального легкоатлета.

 


 

Стегозавр

 

Чтобы ваши мультяшные динозавры смотрелись забавно и симпатично, раскрасьте их яркими, сочными красками.

 

Снизу ту ловите почти плоское, но спина закругляется куполом.
   Голова по сравнению с туловищем очень маленькая.

Широко распахнутые глаза и слегка приоткрытый рот придают ему встревоженный вид.
   Зубов нет, и ящер выглядит уязвимым и беззащитным.
   Правая задняя нога отставлена назад дальше левой и создается впечатление, что стегозавр идет.
   Все четыре ноги стоят на земле, поэтому стегозавр кажется медлительным и неповоротливым.

 

 

 

Хмурый взгляд оранжевых глаз, как будто горящих недобрым огнем, и огромная зубастая пасть тираннозавра на этом рисунке помогают составить представление о том, насколько опасными и свирепыми существами были эти хищные ящеры. А чтобы усилить ощущение опасности, попробуйте изобразить тираннозавра в таком ракурсе, как будто он нападает на зрителя.

 

Начните с наброска общих очертаний туловища, хвоста и головы, обозначенных здесь красным.


   Дорисуйте задние и передние лапы, обозначенные здесь синим. Потом добавьте черты морды и когти на лапах.

Начинайте раскрашивать. Сначала нанесите тонкий слой светлых красок базового тона.
   Кожа тираннозавра местами пупырчатая, а местами складчатая и ребристая.
   Кожу тираннозавра (и всех остальных доисторических ящеров) можно раскрасить любыми цветами: ведь никто точно не знает, какого цвета были динозавры.
   Тени на кожистых, ребристых участках тела наносите перекрестной штриховкой. Подробнее об этом см. в главе "Принадлежности для рисования".
   Передние лапы тираннозавра были неразвитыми, как будто ссохшимися, и почти ни на что не годились.
   Нижняя часть живота находится в тени — закрасьте ее темной краской.
   Пупырышки на коже рисуйте в виде круглых чешуек цветными карандашами.
   Светлые тени на туловище этого динозавра подчеркивают рельеф его мускулатуры. Чтобы ребристые выступы на коже смотрелись объемно, оттените их ровными рядами темных, чуть изогнутых мазков.
   Задние ноги похожи на лапы гигантской курицы.
   На этой картинке художник нанес акварель на левую ногу тираннозавра и на ребристые выступы у него на хвосте, чтобы смягчить резкие тени.

 


 

Компсогнаты

 

Компсогнаты были ростом с индейку. Охотились они стаями. Ориентируясь на примеры изображения этого компсогната, вы можете нарисовать целую стаю свирепых маленьких
динозавров.

Большой хвост помогал сохранять равновесие.
   Туловище расположено почти параллельно земле.

Компсогнаты были очень проворными, шустрыми и подвижными существами.

 

 

 

 

Среди доисторических ящеров были и такие, которые могли летать, например птеранодон, изображенный на этом рисунке. Каждое его крыло было размером в два человеческих роста и покрыто кожей, как у летучей мыши.

Сначала проведите бледную пунктирную линию - центральную ось. Вокруг нее расположите туловище, ноги и «руки».

На макушке у птеранодона был длинный и толстый гребень.


   Пририсуйте к «рукам» контуры крыльев.

 

Птеранодона раскрашивайте акварелью. Сначала закрасьте его всего светло-серым. Когда краска высохнет, нанесите поверх серого слоя слой розовато-коричневой краски, хорошо разведенной водой.
   Для световых бликов берите густую светло-коричневую краску, почти не разведенную водой.
   «Руки» птеранодона заканчивались четырьмя пальцами: тремя короткими и одним длинным. Крыло крепилось к длинному пальцу.
   Этот птеранодон раскрашен неброско. Но его можно сделать и поярче.
   Участки тени и прожилки на коже закрашивайте темно-коричневым.

 


 

Археоптерикс

 

Ученые считают, что археоптерикс был первой птицей. Правда, летал он неважно, потому что был очень тяжелым. Предполагают, что археоптерикс взбирался на дерево, прыгал оттуда и просто парил в воздухе. Можно попробовать изобразить археоптерикса за этим занятием.
   Этот забавный мультяшный археоптерикс с выпученными глазами и безумной улыбочкой наверняка страшно доволен, что умеет летать. А может, он в воздухе вдруг забыл, как летать, и сообразил, что сейчас упадет?

Начните с наброска общих очертаний относительно небольшого туловища. Потом дорисуйте крупную голову, длинный хвост и крылья.

Теперь нарисуйте огромные выпученные глаза и зубы.
   Обозначьте форму перьев.


   У археолтерикса, как и у птеранодона, на «pукax
» были пальцы.

 

Обведите внешние и внутренние контуры готового рисунка пером или фломастером. Закрасьте черным кончики перьев на крыльях и на хвосте.

Раскрасьте «птичку» цветными фломастерами.
   Пусть разные цвета соприкасаются при раскрашивании. При этом они слегка растекутся, смажется и будут мягко и плавно переходить друг в друга.

 

 

 

Кроме ящеров-динозавров, существовали и другие доисторические животные достаточно жуткого вида. На этих страницах изображены некоторые из них.

 

 

Динозавры с гребнем

 

Динозавров, у которых на голове был костный гребень, называют гадрозаврами. Чтобы подчеркнуть выразительную форму гребней, раскрашивайте их яркими, броскими цветами.

Гребень у паразауролофа гораздо длиннее его головы.
   У этого динозавра кожа пятнистая и скользкая, как бы покрытая пленкой слизи.  Раскрасьте ее пятнами зеленого и голубого.

Гребень гадрозавра можно украсить пятнами, похожими на раскраску современных животных. Например, пятна на гребне этого ламбеозавра напоминают отметины на шкуре жирафа.

Сначала сделайте набросок круглой головы коритозавра.
   Потом дорисуйте гребень — большой круг, который заходит сверху на круг головы.
   Пупырчатая кожа под подбородком провисает складками.

 


 

Диатрима

 

Диатрима («ужасный журавль») — нелетающая птица, ростом она была почти с африканского слона.

 

Туловище располагается так, что линия центра тяжести делит его ровно пополам.

Для базового тона используйте светло-голубой цвет. Когда краска высохнет, нанесите еще один слой голубого на нижние участки тела, которые находятся в тени.
Перья рисуйте тонкими мазками насыщенного голубого, белого и синего цветов поверх базового тона. Мазки должны быть короткими, четкими и направленными в одну сторону.
На некоторых участках (особенно на тех, которые находятся в тени) можно добавить несколько черных мазков, чтобы затенить перья.
Кончик клюва закрасьте размытыми пятнами серого. Оставьте белые световые блики, чтобы клюв «заблестел».
 Закрасьте ноги светлым золотисто-коричневым тоном. Когда краска высохнет, прорисуйте детали остро заточенным коричневым карандашом.

 


 

Мохнатый носорог

 

Мохнатый носорог был похож на обычного современного носорога, только покрытого густой шерстью.

 

Начните с наброска общих очертаний туловища и горбатых плеч.

 

Потом дорисуйте голову и ноги.

Сначала закрасьте все туловище основным желтовато-коричневым тоном. Густую темно-коричневую шерсть раскрашивайте короткими четкими мазками.
   На участки, которые находятся в тени, добавьте короткие мазки черной краски.
   Белый блик в глазу носорога придает ему зловещий вид.
   Морщинистую кожу на голове прорисовывайте темно-серой краской на светло-сером фоне.
   Приподнятая нога означает, что носорог готов сорваться с места и броситься за добычей.

 


 

Смилодон

 

Смилодон, или саблезубый тигр, питался крупными травоядными млекопитающими типа оленя. На этом рисунке смилодон изображен в прыжке. Картинка получилась очень живой и выразительной.

 

С начала сделайте схематичный набросок общих очертаний туловища, потом дорисуйте голову и лапы.

Прежде чем раскрашивать, сотрите карандашные линии тех частей тела, которые перекрыты другими частями.
   Темные участки шерсти, а также участки, находящиеся в тени, закрасьте темно-серым.
   Всего тигра, кроме морды и груди, закрасьте желтовато-коричневым тоном. Базовый тон всегда светлый.
   Затем нарисуйте раскрытую пасть с огромными зубами.
   Придайте шерсти более реалистичный вид, добавив короткие мазки светло-коричневого.

 


 

Вымышленные доисторические чудовища

 

Вы можете пофантазировать и придумать своего собственного динозаврика, скомбинировав в paзличных сочетаниях части тела уже известных вам ящеров. Здесь нарисован мультяшный динозавр, но его можно сделать правдоподобнее, разив и раскрасив в реалистичном стиле.

 

 

 

Первые люди появились на Земле около 2 млн лет назад, спустя более чем 60 млн лет после того как вымерли динозавры. Вы можете рисовать целые сценки из жизни забавного семейства пещерных людей. А поскольку в мире мультипликационной графики нет ничего невозможного, пещерных людей можно изобразить в компании динозавров.

Общие схематические очертания фигуры у мужчин и у женщин одинаковые.

Внешние и внутренние контуры готовой фигурки обведите черным фломастером или пером.
   Пещерные люди одевались в шкуры животных. Сначала закрасьте пятна коричневым фломастером, потом всю шкуру желтым.
   Волоски на руках и ногах рисуйте цветным карандашом.
   Серая полоска по нижнему краю топора  придает ему объем и как  бы плотность.

Контуры фигуры можно обвести не сплошной линией, а короткими резкими штрихами. Это придаст пещерному человеку слегка грубоватый вил, соответствующий его первобытной натуре.
   Ожерелье из зубов рисуйте изломанной зубчатой линией.

 


 

Дети

 

У мальчиков и девочек тела в форме груши. У них более тонкие руки и ноги по сравнению со взрослыми пещерными людьми.

Девочка одета почти так же, как мальчик, только на ней еще и короткая юбка, ободранная снизу.

 

Голова у младенца почти таких же размеров, как и туловище.
   Кость в волосах придает этому пещерному малышу очарование.
  Большие уши.
   Некоторые части тела (ноги, руки и стопы) можно нарисовать очень схематично, не прорабатывая детали.

 


 

Как развернуть изображение

 

Используя кальку, можно легко разворачивать нарисованные фигуры так, чтобы они смотрели в противоположную сторону. Переведите рисунок на кальку, а потом переверните ее лицевой стороной вниз. При этом может получиться, что вам придется перерисовать некоторые детали: например переложить дубину в правую руку пещерного человека (см. снизу).