Мой сайт


Классика приключенческого романа

Жюль Верн, Фенимон Купер, Аркадий Гайдар, Роберт Стивенсон, Герберт Уэллс, Владимир Обручев, Джонатан Свифт, Джулиан Стоквин, Алексей Толстой

Приключенческий роман (также авантюрный роман, от фр. aventure) — жанр романа, сформировавшийся в середине XIX века на волне романтизма и неоромантизма с характерным для них стремлением бежать от мещанской повседневности в мир экзотики и героизма. В более широком смысле можно говорить о существовании особого авантюрного жанра, или приключенческой литературы, которую отличают резкое деление персонажей на героев и злодеев, «стремительность развития действия, переменчивость и острота сюжетных ситуаций, преувеличенность переживаний, мотивы похищения и преследования, тайны и загадки». Задача приключенческой литературы — не столько поучать, анализировать или описывать реальность, сколько развлекать читателя.

 

Эволюция

Предшественниками авантюрного романа XIX века были романы плутовские, готические и исторические (Вальтер Скотт, Фенимор Купер, Виктор Гюго). Заметный вклад в становление жанра внесли такие мастера романтической и неоромантической прозы, как Александр Дюма во Франции и Р. Л. Стивенсон в Великобритании. На первых порах различались романы историко-приключенческие («Три мушкетёра», «Королева Марго») и социально-приключенческие, из современной жизни («Граф Монте-Кристо», «Парижские тайны»).

Конец XIX и начало XX века — «золотой век» приключенческого жанра, который к этому времени распался на несколько подвидов:

Колониальные романы Дж. Конрада («Лорд Джим», «Сердце тьмы»), Р. Хаггарда (книги про Аллана Квотермейна), П. Лоти, Л. Буссенара, Л. Жаколио, П. Бенуа и др.

Книги о поисках сокровищ («Золотой жук» Эдгара По, «Остров сокровищ» Стивенсона, «Копи царя Соломона»).

Морской роман Г. Мелвилла Ф. Марриета.

Романы о пиратах («Остров сокровищ», «Одиссея капитана Блада», «Пираты Мексиканского залива»).

Робинзонада — истории о необитаемых островах («Коралловый остров») и о «детях джунглей» (Маугли, Тарзан).

Романы плаща и шпаги — сюжеты из европейской истории XVI - XVIII вв. («Капитан Фракасс» Теофиля Готье, «Алый Первоцвет» Эммы Орци, цикл романов о шевалье де Пардайане).

Руританские романы, действие которых происходит в современных, но вымышленных странах Центральной Европы Принц Отто» Стивенсона, «Пленник Зенды» Э. Хоупа)

Романы про индейцев (Т. М. Рид, Г. Эмар и др.)

Книги про животных (Дж. Лондон, Дж. О. Кервуд, Р. Киплинг).

Уголовно-сенсационные романы на темы убийств, адюльтера, подмены детей и т. п. («Тайна Эдвина Друда» Ч. Диккенса, «Лунный камень» У. Коллинза).

Бульварные романы (продукция Ксавье де Монтепена и Гастона Леру, «Петербургские трущобы» Вс. Крестовского).

Романы о гениальных преступниках (Арсен Люпен, Фантомас, Фу Манчу).

Шпионские романы («Ким» Р. Киплинга, «39 ступеней» Дж. Бакена, позднее — романы Я. Флеминга о Джеймсе Бонде).

Оккультные романы Жорж Санд, Теофиля Готье Бульвер-Литтона; мистикой также пропитаны многие романы ужасов Брэм Стокер).

Один из самых популярных авторов, писавших в авантюрном жанре, Жюль Верн, заложил основы научной фантастики, хотя создал и немало традиционных приключенческих романов («Вокруг света за 80 дней», «Дети капитана Гранта»). Один из зачинателей детективного жанра, Артур Конан Дойль, также писал приключенческие рассказы о похождениях бригадира Жерара в годы Наполеоновских войн.

Приключенческие романы, особенно колониальные, были востребованы в России ещё до революции. Их переводы издавались вскоре за оригиналами, и притом значительными тиражами. В Советской России в приключенческом жанре работали А. Грин, В. Каверин, А. Толстой, Г. Адамов, А. Рыбаков. Издавалась серия «Библиотека приключений».

К середине XX века детективы и фантастика вытесняют авантюрный роман с магистрального направления массовой литературы. Большое распространение получают комиксы с приключенческим сюжетом (Тинтин, Корто Мальтезе и др.). В качестве примеров современной приключенческой литературы можно привести крипто-детективные романы Дэна Брауна о профессоре Лэнгдоне и цикл морских романов Патрика О’Брайана о Джеке Обри Стивене Мэтьюрине.

 

 

  •